Художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин

«На Сахалин артисты едут с большим энтузиазмом»

 

Федеральный центр, созданный в этом году по инициативе Министерства культуры, запустил масштабную гастрольную программу. 24 столичных театра отправятся в 27 регионов. В рамках программы «Большие гастроли. Театральное лето России 2014» Молодежный театр повезет спектакли на Северный Кавказ и Сахалин. О прежней гастрольной практике и ожиданиях от новой программы «Театралу» рассказал художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин.
Традиции гастрольной деятельности
Новое время как будто освободило театры от серьезных гастролей. В ситуации, когда государственных гастролей нет, выручают фестивали, в том числе «Золотая Маска», специальные гастрольные программы некоммерческих организаций. Например, по инициативе фонда Михаила Прохорова гастроли РАМТа прошли в Красноярске. И очень важно, что мы показали тогда не один-два, а сразу пять спектаклей, то есть фактически полноценно представили наш театр.

В 1970-е годы я работал в Кировском ТЮЗе, мы выезжали на гастроли на целые месяцы практически со всем репертуаром. Побывали в Северодвинске, Архангельске, Ижевске. И это была возможность не только работать, но и путешествовать по стране, лучше ее узнать. Гастроли проходили в мае или в сентябре, то есть в конце или в начале театрального сезона. К нам в Киров также на длительный срок приезжали известные театры: столичный Театр имени Станиславского, театры из Харькова, Екатеринбурга – их гастроли становились событием для жизни города.

В 1980-е годы РАМТ выезжал на гастроли в Уфу, Хабаровск и Красноярск, во время которых наряду со спектаклями проходили многочисленные встречи – в редакциях СМИ, на предприятиях, в школах, и, по традиции, в обкомах партии. Сейчас вместо партийных работников деятелей театра встречают руководители регионов.

В советское время театры жили в едином пространстве, встречались, подпитывались творческими идеями. В 90-е годы эта традиция, к сожалению, прервалась, и я надеюсь, что Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности ее восстановит.

Гастрольная программа для Северного Кавказа
В рамках проекта «Большие гастроли. Театральное лето России 2014» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности в начале сентября РАМТ поедет в Нальчик и Черкесск. Мы везем наши аншлаговые спектакли, на которые даже в Москве трудно купить билеты – «Сотворившая чудо» и появившийся в рамках проекта «Молодые режиссеры – детям» «Бесстрашный барин». Спектакли для детей и подростков вообще очень редко вывозят на гастроли. Поэтому подобная забота государства о подрастающем поколении очень радует, ведь если с детства не привить любовь к театру, потом будет поздно. Программа еще будет дополняться, мы готовим план мастер-классов.

Какие сложности важно учитывать
Единственная сложность в организации гастролей – найти время. У театра есть собственные планы по выпуску спектаклей, есть свой ритм репетиций, который не хочется нарушать. Поэтому главное требование театров к гастрольным программам – долгосрочное планирование, на два года вперед как минимум.
Организационная помощь на месте тоже очень важна. Однажды на гастролях в Украине неожиданно возникла сложность – на сцене Театра имени Ивана Франко в Киеве до 16.00 шли репетиции. Поэтому монтаж нашей декорации затянулся и спектакль начали с опозданием на полтора часа. Зрители проявили завидное терпение – огромный переполненный зал не роптал, а ждал начала спектакля. Но лучше бы устроители гастролей не допускали подобных накладок.

Преимущества гастролей
Города с богатыми театральными традициями, такие, как Екатеринбург, Самара, всегда радуют приемом и уровнем зрительской культуры. Зрители интересуются нашим театром, ждут нашего приезда, а нередко после гастролей приезжают в Москву, чтобы посмотреть спектакли уже на родной сцене.

Иногда столичные театры играют премьеру на гастролях, ведь зрители в регионах более отзывчивы и благодарны. Кстати, такой традиции придерживался и Станиславский в отношении премьер Художественного театра – сначала показывали их в Туле или Костроме. В этом есть свои плюсы и минусы. Сегодня я настороженно отношусь к подобной практике, мы предпочитаем вывозить на гастроли уже проверенные спектакли. Но иногда позволяем себе эксперимент: например, грядущая премьера спектакля «Денискины рассказы» по произведениям Виктора Драгунского состоится в рамках театрального фестиваля в Самаре.

Возможность узнать свою страну
На ближайшие гастроли РАМТа, которые пройдут на острове Сахалин, артисты едут с большим энтузиазмом, ведь это места необыкновенной красоты. Гастроли дают уникальную возможность путешествовать. Можно побывать и на Чукотке, и в Испании. Это очень интересно и познавательно. Причем если раньше много времени уходило на то, чтобы смонтировать декорации и, главное, выставить световую партитуру, то сейчас современные технологии позволяют выделить время на знакомство с городом.

Помню, с каким воодушевлением и энтузиазмом Том Стоппард, известный британский драматург и режиссер, автор «Берега утопии», отправлялся в путешествие по России – от Москвы до Владивостока – на поезде. Причем он ехал не туристическим маршрутом, а как рядовой россиянин – в купе. «Это безумие!» – говорили мы ему. Однако Том хотел узнать нашу страну, а не просто увидеть ее глянцевую обложку. Я лично провожал его на вокзале, просил проводницу и начальницу вагона-ресторана бережнее относиться к иностранцу. Стоппард выдержал все испытания многодневного путешествия, был страшно горд собой и полученным ценным опытом. Зато увидел Байкал и Сибирь.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Алёна Яковлева: «Она во всём была максималистской»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Вениамин Смехов: «Моя родина – русский язык»

    10 августа празднует юбилей известный актер театра и кино Вениамин Смехов. Не раз он давал интервью журналистам «Театрала», и сегодня мы поздравляем любимого артиста и публикуем фрагменты из интервью разных лет.   - Вениамин Борисович, чем вы живете в «пост-таганковскую» эпоху? ...
  • Евгений Князев отмечает юбилей

    В Тульском политехническом институте Евгений Князев и не думал, что, получив специальность горного инженера, вновь будет студентом, что, окончив Театральное училище им. Щукина, вернётся сюда преподавать, а потом станет ректором Альма-матер. ...
  • Дмитрий Бертман: «Из маминого платья я вырезал кусок на занавес»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также