Европейская осень

Пять самых ожидаемых фестивальных спектаклей

 
Начало театрального сезона обещает быть «урожайным» не только на премьеры режиссеров-«тяжеловесов», но и на фестивальные показы. В Москву и Петербург приедут едва ли не все главные любимцы международных смотров: от Томаса Остермаейра до Яна Фабра. «Театрал» составил путеводитель по самым значимым событиям осени.
Европейские споры о главном

На фестивале «Территория» впервые в России покажут одну из главных сенсаций Авиньона – «Враг народа» Томаса Остермайера, руководителя берлинского «Шаубюне». Пьесу Ибсена – о сговоре олигархии и власти, о смерти демократии – режиссер переписал «на злобу дня» и перевел в живую дискуссию об экономическом кризисе и путях развития Евросоюза. Авиньонская публика сама включалась в обсуждение. Зрители спорили о ситуации с демократией и социальных программах в своей стране, перехватывали друг у друга микрофон или просто выкрикивали с мест – словом, становились частью спектакля, плавно переходящего в митинг.

«Модернизировал» Острермайер и доктора Стокмана, превратив его в обеспеченного молодого хипстера, который играет с друзьями в музыкальной группе и наукой занимается исключительно ради удовольствия. Обнародовать данные экспертизы – местные воды отравлены (!) – и докричаться до общественности он пробует с мальчишеским азартом. Но игра в противостояние стремительно набирает обороты – и вот уже весь город (а заодно и зрительный зал) на стороне мэра, которого экологическая катастрофа волнует гораздо меньше, чем сокращение рабочих мест, ну а в Стокмана летит увесистый ком грязи, прямо в лоб! Что же будет в Москве?

Где: фестиваль «Территория», Театр наций
Когда: 5, 6 октября
Новый спектакль Ромео Кастеллуччи покажут под землей

Самый скандальный режиссер Европы привезет в Москву спектакль «Юлий Цезарь. Фрагменты». Новая версия постановки 1997 года исследует человеческое тело, лишенное органов речи. Европейские критики называют ее «самой натуралистичной, вызывающей буквальное физическое отвращение даже у тех, кто уже искушен сценическим почерком мастера». Историю Цезаря поведает Марк Антоний, у которого удалена гортань (зрители увидят проекцию «вывернутого наизнанку горла»). Российская премьера пройдет в пространстве Микояновского мясокомбината, на уровне 16 метров под землей, где спряталась галерея Collector.

Главный вопрос, разгадке которого посвящен каждый спектакль Кастеллуччи – «что есть трагедия и возможна ли она сегодня?» В поисках ответов он не боится использовать темы и методы, которые долгое время оставались табуированными: религия, чувственность католической культуры, смерть, насилие.

Кастеллуччи – режиссер дотошный. Для спектакля «Генезис» ему нужна была отрубленная лошадиная голова. Голову нашли, недоумевая, зачем она понадобилась маэстро. Оказалось, только раздавив голову коня, можно было сымитировать хруст костей Адама. «Когда я думаю о театре – я всегда думаю о трагедии. Она великая. Это всегда памятник. Это самая сильная форма, которую создало человеческое воображение, – говорит режиссер. – Трагедия – это мясорубка, персонажи входят в нее, как безликие куски мяса. И очень важно добиться этого ощущения у зрителя».

Когда: 29 сентября
Где: фестиваль Solo, галерея Collector
Някрошюс задаст вопросы Иова

На фестивале «Балтийский дом» в Петербурге и «Сезонах Станиславского» в Москве покажут новое творение Някрошюса, созданное по «Книге Иова» Ветхого Завета. Этот неоднозначный взгляд на отношения между человеком и Богом до сих пор вызывает споры богословов разных конфессий. Попытки понять и открыть для себя Бога как силу, которая создает, но и разрушает судьбы, стали движущей силой и недавних постановок литовского режиссера по «Божественной комедии» Данте. Но напрямую к библейскому тексту Някрошюс не обращался уже 10 лет, с тех пор как поставил «Песнь песней».

Премьера «Книги Иова» прошла в итальянском городе Веченца, в «Театро Олимпико». Один из самых влиятельных римских театральных критиков Ренато Паллаци назвал этот спектакль «обнаженно-субъективным произведением», «потрясающе мощным высказыванием», но «герметичным», и написал, что исполнителю главной роли Ремигиюсу Вилкайтису удалось создать универсальный, архетипический образ жертв всех гонений и преследований, которыми полна история человечества. Вопрос Иова о смысле страданий: «За что?! Почему Ты каждое мгновение испытываешь меня?», – это вопрос, на который нет ответа. Впрочем, однозначных трактовок библейских метафор и метафор Някрошюса тоже нет. Как расшифровать гроздь горящих, горячих электрических лампочек на шее Иова или неустойчивый брус, на который он опирается, зритель решает сам.     

Когда: 12, 13 октября (Петербург); 16-18 октября (Москва)
Где: Театр-фестиваль «Балтийский дом»; Театра имени Пушкина
«Балтдом» и NET накроет венгерская новая волна

Зарубежные критики называют его гиперреалистом и лириком одновременно. Сам Корнель Мундруцо говорит, что снимает кино с одной и той же целью – чтобы зритель вздрогнул, а спектакли строит по законам жестокого реалити-шоу. Но в то же время признается: «Все мое творчество религиозно. В основе всех моих фильмов лежат вечные сюжеты. Я вполне классический парень». На фестиваль «Балтийский дом» венгерского режиссера ждали еще в прошлом году с самым брутальным спектаклем Авиньона – с «Бесчестьем». Наконец, дождались. Но с «Деменцией».

Действие нового спектакля Мундруцо происходит психиатрической клинике, которая была вынуждена закрыться несколько месяцев назад. В заброшенном и порядком обветшавшем здании осталась горстка одиноких пациентов, предоставленных самим себе. Эти люди страдают деменцией и живут в своей империи беспамятства.

Постепенно смещаясь от документальной и физиологической правды к абстрактному миру подсознания, новый спектакль Мундруцо создает иллюзорную, неустойчивую реальность, пугающе похожую на нашу собственную, а способы обращения с душевнобольными и стариками делает символом состояния общества. 

Как общество должно справляться с растущим числом слабоумных? Что оно получает, продлевая на несколько лет жизнь психически больного человека? Какой смысл помогать тем, кто обречен страдать? Устроив «лобовое столкновение» с этими вопросами, Мундруцо напоминает – именно страдание движет человечеством. «Обезболивая» себя с помощью современной медицины, мы забываем о религии и философии, хотя человечество веками находило в них прибежище.

Когда: 10 октября; 15-16 ноября 
Где: Театр-фестиваль «Балтийский дом»; фестиваль NET
Ян Фабр организует путешествие по реке Стикс 

Бельгиец Ян Фабр давно заработал репутацию одного из самых радикальных современных европейских хореографов, хотя сам называет себя «старомодным романтичным художником» и «слугой красоты». Однажды его перформансы настолько возмутили авиньонскую публику, что министру культуры Франции написали обращение с требованием прекратить это безобразие. Впрочем, популярность Яна Фабра в результате только выросла. Каждая его новая работа – а это всегда размышление о насилии, смерти и человеческом теле – попадает в программу ведущих европейских фестивалей и самых престижных биеннале. В 2008 он даже удостоился ретроспективной выставки в Лувре. «Я никогда не думаю о том, чтобы провоцировать людей, – говорит Фабр. – Все тридцать лет своей карьеры я создаю искусство о неизбежных и удивительных вещах. А последние лет шесть потратил на изучение мозга, самой сексуальной части человеческого тела».

В Москве Ян Фабр представит моноспектакль-посвящение собственного сочинения «Подожди, подожди, подожди… (моему отцу)». Главную и единственную роль в спектакле исполнит верный творческий спутник Яна Фабра – именитый танцовщик, актер и перформер Седрик Шаррон. Эта работа исследует сложные отношения между сыном и отцом, между их восприятием времени. Сын представляется отцу перевозчиком и сплавляет его по реке Стикс. Монолог героя раскачивается, как лодка, между неубывающей ностальгией и нарастающей агрессией, так что внутреннее животное начало то скрывается, как под водой, то снова появляется на поверхности.      

Когда: 5 октября
Где: фестиваль Solo, Театральный центр «На Страстном»


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

Читайте также