В предлагаемых обстоятельствах

Как в уходящем сезоне изменилась жизнь российского театра

 

Такого количества нововведений в театре не было давно. С одной стороны, стремление государства реформировать сферу культуры (отсюда множество новых постановлений и законов), с другой – целый ряд новшеств, которых много лет добивалось СТД (например, возобновление гастрольной практики).
И хотя многие процессы еще не сформировались окончательно, психологический фон театра стал заметно меняться. Любые перемены сопровождаются, как правило, острым вопросом: как жить и что будет?

Под занавес сезона «Театрал» предлагает вспомнить нововведения, которые громко прозвучали в этом году.

1. Переизбрание на должность


Отныне каждые пять лет артистам, которые работают на бессрочных договорах, надлежит проходить комиссию, где будет решаться, насколько тот или иной человек востребован в репертуаре. Если востребованность равна нулю, то артиста благодаря этой «процедуре переизбрания на должность» могут уволить.

Подчеркнем, что эти нововведения не относятся к артистам-срочникам или, например, к худрукам, поскольку они тоже работают на срочных трудовых договорах. В театральных кругах эти поправки получили название «аттестация актеров», однако понятие аттестации есть Трудовом кодексе и сейчас. И некоторые театры, в особенности музыкальные, имеют такую практику – прощаются с артистами по итогам аттестации. Иными словами, если балерина не крутит 32 фуэте, то она не соответствует должности.

Цель нововведения – оптимизация трупп, избавление от искусственного их «раздувания», создание механизмов избавления от так называемого «балласта» и освобождение мест для молодых актеров.

Впрочем, здесь остается много нерешенных проблем.

– Возьмем, к примеру, артиста, который не прошел эту процедуру переизбрания, и его попросили уйти из театра, – говорит зам. председателя СТД Евгений СТЕБЛОВ. – Министерство культуры говорит, что в таком случае будет действовать система так называемых парашютов, когда на протяжении первых месяцев после увольнения артист получает зарплату. Но возникает проблема. По отношению к бизнесу это огромные деньги. А в театрах (особенно в провинции) люди получают маленькие деньги, и в случае если работу человек будет искать долго, то никакой парашют его не спасет. Устроиться в другой театр (особенно в возрасте) довольно трудно. Кроме того, на актерскую психологию такие слова, как конкурс и переаттестация, оказывают угнетающее влияние.

2. Усиление цензуры


Минкульт опубликовал «Материалы и предложения к проекту основ государственной культурной политики». В двух словах его суть такова: государство должно отказаться от «поддержки культурных проектов, навязывающих чуждые обществу ценностные нормы». Как ни странно, у этого законопроекта нашлось много сторонников среди деятелей культуры, которые назвали нововведение «настоящим актом патриотизма». Доцент ГИТИСа Павел РУДНЕВ считает это тревожным признаком:

– Опубликованный текст об основах государственной культурной политики представляет из себя прелюбопытнейший документ. Его цель утвердить параметры культуры, которая будет поддерживаться государством. А вернее – параметры той культуры («псевдоискусства», как безаппеляционно заявляется в документе), которая НЕ будет поддерживаться. Вот это очень важное дополнение.

Перед нами политический документ репрессивного ограничительного свойства, в котором не учтен опыт взаимоотношения культуры и государства в XX веке. Культуру нельзя спланировать, спроектировать, остановить или ограничить. Ею физически нельзя управлять. Культура как дикая природа все равно будет пробиваться сквозь любые запреты, и никто не волен остановить мистическую, непостижимую игру фантазии.

3. Возобновление гастрольной практики


В России создан федеральный Центр по организации гастролей. Предполагается, что ведущие столичные театры, как в прежние времена, будут вывозить в регионы свои лучшие постановки. Возглавила Центр бывшая зам. главы Департамента культуры Евгения ШЕРМЕНЕВА.

– Гастрольная программа была запущена еще в прошлом году и опробована на нескольких театрах, – говорит она. – Это были гастроли Театра наций по Северному Кавказу, гастроли МХТ имени Чехова в Иркутске, гастроли Театра Вахтангова в Смоленске, которые прошли очень успешно. И на их опыте были сформулированы основные принципы этого года. Не могу сказать, что сейчас мы четко понимаем, как Федеральный центр будет работать, но путем проб и ошибок обязательно отработаем новую схему. Говорить о кальке советского времени не стоит, поскольку все прекрасно знают, что и перевозчики, и гостиницы нынче частные, и мы не имеем возможности выстраивать недоговорные отношения с руководителями частных организаций. Это надо принимать во внимание.

Перед нами стоит еще одна очень сложная задача – найти дополнительные внебюджетные деньги на эти проекты. Потому что 300 миллионов рублей (а это общая сумма на всю гастрольную деятельность на территории России) не позволяет осуществить проекты в полном объеме.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
  • «Современник» высказал коллективное отношение к ДТП с Михаилом Ефремовым

    Театр «Современник» прервал недельное молчание и опубликовал официальное заявление по ДТП с участием Михаила Ефремова, назвав случившееся огромной трагедией и общей болью.   «Друзья! Наше молчание было вызвано шоком и попыткой осмыслить то, что произошло с одним из самых близких людей «Современника» – Михаилом Ефремовым. ...
Читайте также