«Актеры выступают в госпиталях»

Как военная ситуация сказалась на жизни украинских театров

 

Еще недавно на Украине насчитывалось порядка 130 государственных театров. Сколько таковых сейчас – после крымской драмы и донбасской войны – определить невозможно.
Крымские театры, без которых еще вчера невозможно было представить культурную жизнь Украины, воспринимаются теперь как отрезанный ломоть. Но в Крыму коллективы хотя бы продолжают свое существование – пусть в новых условиях, отдельно от Украины, но продолжают. Гораздо сложнее дело обстоит в восточной части страны.

В Донецком краеведческом музее, например, снаряды разворотили крышу. Уникальная коллекция Горловского музея расположена практически на минном поле: ее не успели эвакуировать. В центре военных действий оказались и театры. Художественный руководитель Донецкого Национального оперного театра Вадим Писарев говорит дрогнувшим голосом:

– Все плохо. Все разбежались. Театр – под постоянным прицелом, потому что находится в центре города. Не дай Бог, чтобы он пострадал во время военных действий! Где актеры? Кто где… Но все очень переживают. И как не переживать, если, например, у одной балерины снаряд попал в дом, а у другой погибли родственники…

О грядущих премьерах или гастролях спрашивать г-на Писарева бессмысленно. Откуда он знает! И кто вообще это знает? На сентябрь в Донецком театре планировали премьеру оперы «Бал-маскарад» Дж. Верди (в постановке импортного режиссера Итало Нунциата). Но репетиции прекратились в разгар войны, а сам Вадим Писарев переехал в Киев – в ожидании мирных времен:

– Господи, да скорее бы все это кончилось! – говорит он, не зная, как помочь театру, которому посвятил лучшие годы своей творческой жизни.

В самом Киеве ситуация тоже далека от нормы. Эхо войны доносится и сюда – диктует свои жуткие правила. Говорят, государство планирует снизить финансирование национальных театров, поскольку казна заметно опустела.

Что сделал бы в этом случае худрук любого национального театра? Ответ очевиден: стал бы копить средства, стараясь сохранить в коллективе финансовую стабильность. Однако руководство киевского Театра имени Ивана Франко поступило иначе. На открытии 95-го юбилейного сезона худрук объявил, что все средства, собранные от премьерного спектакля, будут переданы раненым на востоке. И новость была встречена аплодисментами: в самом деле, главная роль театра – объединять людей, помогать тем, кто оказался в беде.

Примеру театра последовали артисты из города Ивано-Франковск. Они поставили благотворительный спектакль «Нация» (по мотивам произведений украинской писательницы Марии Матиос) и играют его в центральном парке. Деньги, полученные от продажи билетов, перечисляются раненым.

Сплошь и рядом – примеры сострадания, жертвенности. Актеры выступают в военных госпиталях, не жалеют отпускных «на нужды армии». Патриотизм нарастает. Но многие запутались, во имя чего разгорелся этот конфликт: потеряны ориентиры. И чем дальше от украинской столицы, тем сложнее.

Например, в том же Донецке местный театр драмы попросту осиротел. Артисты не переступали его порог уже несколько месяцев. И вряд ли появятся здесь в ближайшее время. Аналогичная ситуация – в Луганске. В огненной зоне там оказался Русский драматический театр имени Луспекаева, который всегда отличался интересными постановками мировой драматургии. В этом году должен был состояться фестиваль имени Луспекаева, но его отменили. Вспоминается Чехов: сад продан, дом предан.

Рассказывают, что две заслуженные артистки Украины каждый день приходят в свой обреченный театральный дом… У них не было денег, чтобы уехать, спастись. А возможно, они и не собирались никуда «эмигрировать», ведь не на кого оставить дом родной…

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Борис Казинец: «Благодаря пельменям я попал на "Голос Америки"»

    В 2016 году народный артист Грузии Борис Казинец стал лауреатом премии «Звезда Театрала» за то, что создал в Вашингтоне Театр русской классики (награда вручалась в номинации «Лучший русский театр за рубежом»). Однако сегодня разговор о другом – Борис Михайлович отмечает 90-летний юбилей, который планировал провести в Тбилисском государственном театре им. ...
  • Николай Свентицкий: «Русский театр в Грузии жив!»

    20 сентября исполняется 175 лет Тбилисскому государственному академическому русскому драматическому театру имени А.С. Грибоедова, старейшему русскому театру на постсоветском пространстве. Почти два века своего существования театр бережно хранит русскую культуру, русский язык. ...
  • Алла Сигалова готовит премьеру в Русском театре Эстонии

    73-й сезон откроется в Русском театре 5 сентября долгожданной премьерой музыкального спектакля «Моя прекрасная леди» по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» и одноименного фильма Габриэля Паскаля. Спектакль ставит российский хореограф и режиссер Алла Сигалова. ...
  • Беларусь. «Сегодня самое главное – не допустить жертв и насилия»

    «Театрал» продолжает рассказывать о деятельности русских театров за рубежом, и, в связи с событиями, начавшимися после президентских выборов в соседней Республике Беларусь, за развитием которых следят по всему миру, журнал решил выяснить, насколько атмосфера протеста осложняет работу театра. ...
Читайте также