«Актеры выступают в госпиталях»

Как военная ситуация сказалась на жизни украинских театров

 

Еще недавно на Украине насчитывалось порядка 130 государственных театров. Сколько таковых сейчас – после крымской драмы и донбасской войны – определить невозможно.
Крымские театры, без которых еще вчера невозможно было представить культурную жизнь Украины, воспринимаются теперь как отрезанный ломоть. Но в Крыму коллективы хотя бы продолжают свое существование – пусть в новых условиях, отдельно от Украины, но продолжают. Гораздо сложнее дело обстоит в восточной части страны.

В Донецком краеведческом музее, например, снаряды разворотили крышу. Уникальная коллекция Горловского музея расположена практически на минном поле: ее не успели эвакуировать. В центре военных действий оказались и театры. Художественный руководитель Донецкого Национального оперного театра Вадим Писарев говорит дрогнувшим голосом:

– Все плохо. Все разбежались. Театр – под постоянным прицелом, потому что находится в центре города. Не дай Бог, чтобы он пострадал во время военных действий! Где актеры? Кто где… Но все очень переживают. И как не переживать, если, например, у одной балерины снаряд попал в дом, а у другой погибли родственники…

О грядущих премьерах или гастролях спрашивать г-на Писарева бессмысленно. Откуда он знает! И кто вообще это знает? На сентябрь в Донецком театре планировали премьеру оперы «Бал-маскарад» Дж. Верди (в постановке импортного режиссера Итало Нунциата). Но репетиции прекратились в разгар войны, а сам Вадим Писарев переехал в Киев – в ожидании мирных времен:

– Господи, да скорее бы все это кончилось! – говорит он, не зная, как помочь театру, которому посвятил лучшие годы своей творческой жизни.

В самом Киеве ситуация тоже далека от нормы. Эхо войны доносится и сюда – диктует свои жуткие правила. Говорят, государство планирует снизить финансирование национальных театров, поскольку казна заметно опустела.

Что сделал бы в этом случае худрук любого национального театра? Ответ очевиден: стал бы копить средства, стараясь сохранить в коллективе финансовую стабильность. Однако руководство киевского Театра имени Ивана Франко поступило иначе. На открытии 95-го юбилейного сезона худрук объявил, что все средства, собранные от премьерного спектакля, будут переданы раненым на востоке. И новость была встречена аплодисментами: в самом деле, главная роль театра – объединять людей, помогать тем, кто оказался в беде.

Примеру театра последовали артисты из города Ивано-Франковск. Они поставили благотворительный спектакль «Нация» (по мотивам произведений украинской писательницы Марии Матиос) и играют его в центральном парке. Деньги, полученные от продажи билетов, перечисляются раненым.

Сплошь и рядом – примеры сострадания, жертвенности. Актеры выступают в военных госпиталях, не жалеют отпускных «на нужды армии». Патриотизм нарастает. Но многие запутались, во имя чего разгорелся этот конфликт: потеряны ориентиры. И чем дальше от украинской столицы, тем сложнее.

Например, в том же Донецке местный театр драмы попросту осиротел. Артисты не переступали его порог уже несколько месяцев. И вряд ли появятся здесь в ближайшее время. Аналогичная ситуация – в Луганске. В огненной зоне там оказался Русский драматический театр имени Луспекаева, который всегда отличался интересными постановками мировой драматургии. В этом году должен был состояться фестиваль имени Луспекаева, но его отменили. Вспоминается Чехов: сад продан, дом предан.

Рассказывают, что две заслуженные артистки Украины каждый день приходят в свой обреченный театральный дом… У них не было денег, чтобы уехать, спастись. А возможно, они и не собирались никуда «эмигрировать», ведь не на кого оставить дом родной…

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • США: «Занялся строительством макетов деревянного зодчества России»

    Борис Казинец, руководитель Театр русской классики в Вашингтоне, лауреат «Звезды Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом» – о том, как на карантине взял двухтомник «Русское деревянное зодчество» и вспомнил давнее увлечение. ...
  • Турин: «Театр в сети – все равно, что поцелуй через стекло»

    «Театрал» продолжает следить за тем, как и чем в эпоху пандемии живут русские театры за рубежом. Наш сегодняшний собеседник – Ольга Калениченко создатель театра-студии «Балаганчик», который в 2015-м стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом». ...
  • Стокгольм: «В Швеции нет карантина, но мы решили не рисковать»

    Журнал «Театрал» продолжает следить за судьбой русских театров зарубежья, которые по-разному переносят условия борьбы с пандемией, но при этом не теряют оптимизма и ждут встречи со своим зрителем. Сегодня наш собеседник - создатель и руководитель единственного русского театра Швеции «Абырвалг» Татьяна Павлова, которая рассказывает, как и чем живёт её театр-студия в эпоху коронавируса. ...
  • Киев: «Человек живет предчувствиями и потрясениями»

    «Театрал» продолжает следить за тем, как в условиях изоляции существуют русские театры за рубежом. О работе на карантине рассказал художественный руководитель Театра русской драмы им. Леси Украинки Михаил Резникович. ...
Читайте также