Секс-туризм и секс-террор

«Платформа» Мишеля Уэльбека на фестивале в Тампере

 

Роман, прочитанный в России, кажется, всеми, стал серьезным знаком вопроса, сомнением в жизнеспособности европейской цивилизации. Он претендует на звание «энциклопедии современной сексуальности», а, вернее будет сказать, «энциклопедии исчезающей сексуальности». Он фиксирует крушение сексуальной революции 60-х и утверждает новые ценности «европейской нации», теряющей не только веру, традиционный круг гуманистических идей, национальный колорит, но и свое либидо, а значит, пассионарность, страстность, волю к жизни.
Голландец Йохан Симонс, поставивший «Платформу» в театре бельгийского города Гент, – восходящая звезда европейского театра. В своем спектакле он лишает роман всяческого повествования, приключений, историй, физического действия. Перед нами, по сути, театральный диспут, двухчасовой экспрессивный ожесточенный диалог. Речь идет о замене идеи семейной клубной релаксации на одинокий, активный секс-туризм, где богатый европеец будет использовать дешевую рабочую силу отстающего Востока, только и способного пробудить дремлющие силы стареющего гегемона. Идея «третьего мира» как сырьевого придатка и тут имеет свое назначение.

Спектакль начинается и заканчивается другим важнейшим событием книги – взрывом в тайском баре в результате террористического акта. В самом начале, при еще притушенном свете, с колосников громоподобно обрушивается на сценическую площадку мусорный смерч, квинтэссенция праха: обломки пенопласта, пустые пластиковые бутылки, ошметки одежды, обломки шезлонгов и ресторанных столиков. Мысль понятна: туризм превратился в обслуживание, эксплуатацию «курортных образов». Фактура присутствует, глаз отдыхает. Мир гармоничный и мир взорванный – братья-близнецы, все та же мусорка, порционный супермаркет, поначалу блещущий гламурным глянцем, а позже обнаруживающий свою потребительскую унылость.

Мишель и Валери, главные персонажи книги, – единственные, кто пытается собрать распавшийся паззл. Мишель расставляет переломанные столики, стулья и «лечит» их, подпирая дырявой канистрой или куском пенопласта. Это не похоже на жест титана, восстанавливающего цивилизацию, скорее на жест лакировщика действительности. Когда все рушится, должна сохраняться иллюзия комфорта и благопристойности.

Конфликт Уэльбека в том, что уже не молодые любовники Мишель и Валери (Стейвен ван Ватермеулен и Элс Дотеррманс) соединяются силой любви без какой бы то ни было туристической поддержки. Они – культурный чиновник и директор турфирмы, – идеологи новой идеи секс-туризма, безбожно лицемерят, придумывая фальшивые уловки и дьявольские соблазны в тот момент, когда подлинная любовь поглощает их самих. Только что излечившиеся от сплина, они развращают других рекламными соблазнами. С терактом в Патайе терпят крах не только туристическое предприятие, но и отношения любовников: Валери погибает. В этот момент что-то делается с Мишелем – циничным, мизантропичным, лысеющим потребителем благ цивилизации. Трагизм потери любимой женщины открывает перед ним ранее ему незнакомый чувственный мир.

Финал у Йохана Симонса превращается в буквальном смысле в «немую сцену», в вопросительное сомнение, оцепенение, где режиссер находит выход из книги Уэльбека. Критикуя благополучное европейское общество, бельгийский спектакль называет причину безжизненности: потеря чувства опасности.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков открыл Международный форум для детей

    17 октября Худрук Губернского театра и худрук Международного Большого Детского Фестиваля Сергей Безруков открыл III -й по счету форум. На нем с 17 октября по 30 ноября в Москве и Санкт-Петербурге будут представлены драматические, музыкальные, кукольные спектакли, а также проекты, представляющие разные жанры исполнительских искусств: цирковое искусство, кино и анимацию. ...
  • Мариинский театр выступил в Париже в рамках «Русских сезонов»

    Мариинский театра начал гастроли в Париже. Концертное исполнение оперы «Хованщина» под управлением Валерия Гергиева состоялось в воскресенье, 4 октября, под эгидой проекта «Русские сезоны».   Солисты исполняли арии на русском языке, а на экране над сценой демонстрировались субтитры на французском языке. ...
  • Мраморный дворец станет площадкой Культурного форума

    Деловая площадка Санкт-Петербургского международного культурного форума пройдет с 12 по 14 ноября. Участников ждет новое место проведения – уникальный памятник архитектуры XVIII века Мраморный дворец. В Мраморном дворце для мероприятий предусмотрены три зала: Мраморный, Белый и Зал круглых столов. ...
  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
Читайте также