Владивосток театральный

 
«Поминальная молитва» (Приморский краевой академический театр имени Горького

Население – более 800 тыс. чел. Театров – четыре: Приморский краевой академический театр имени Горького, Драматический театр Тихоокеанского флота, Драматический театр молодежи и Театр кукол. С момента основания Дальневосточной академии искусств (1962) в городе не было создано ни одного (!) театра.
«Тихий океан»

Первой театральной инициативой в провинциальном городе В. можно назвать предложение отставного экипажного фельдшера Бакушева, получившего разрешение ставить любительские спектакли. В 1873 году самодеятельный театр показывает первую премьеру – «Гамлет» В. Шекспира. В качестве актеров были привлечены местные жители, штабные писари, бывшие ссыльнокаторжные. Свой вклад внес и военный губернатор, выступивший в роли мецената.

Долгое время центрами притяжения образованной публики оставались совсем нетеатральные места – столовая Сибирского флотского экипажа (здесь можно было буквально понимать слова А. Островского «наше место – в буфете»), Морское собрание. В 1885 году купец Галецкий берется исправить это положение дел и строит при гостинице «Золотой Рог» деревянный зрительный зал на 335 мест. Именно это первое театральное сооружение позволило гастролирующим профессиональным труппам проводить в городе целый сезон, ведь «актеры без комфорта чахнут». Так, в 1887 и 1888 гг. состоялись гастроли профессиональной труппы Мочалова. Но вскоре театральное заведение Галецких подминает пожар, способствуя таким странным образом строительству нового каменного здания театра «Золотой Рог», законченного к 1903 году.

1 июня 1899 года открывается роскошный театральный зал на 775 мест предприимчивого купца Иванова при гостинице «Тихий океан». Этот театр боготворил Его Величество Зрителя, поэтому для удобства публики в каждом ярусе был обустроен маленький буфет. Примечательно, что Иванов сумел еще и выбить из городской казны субсидию, хотя в то время открытие театра было делом частным. В скором времени «Тихий океан» получал немыслимые сборы, ставя ненавязчивые оперетки и водевили. Но недолго оборотливый купец стриг купоны – через пять лет после открытия театра случился большой пожар, повторившийся и через год.

Улицы радости

Творческий путь театра им. М. Горького – старейшего театра Владивостока (1932) – начался спектаклем «Улица радости» Н. Зархи. Основной состав театра образовали артисты, отставшие от «убывших в эмиграционные гастроли» трупп и часть наиболее талантливых артистов Владивостокского театра рабочей молодежи.

В том же 1932 г. в голову начальника политуправления Морских сил Дальнего Востока закрадывается идея создать театр Тихоокеанского флота. Для осуществления этой цели во Владивосток был буквально «сослан» режиссер Центрального Дома Красной Армии А. Лавров. В годы ВОВ театр, как и подобает военному театру, гастролировал по воинским частям и кораблям ТОФ.

Год 1939-й. Энтузиасты под руководством Ирины Михалевской задумывают создать первый кукольный дом во Владивостоке. И вот вскоре артисты-кукольники, сами мастерившие ширмы, декорации, кукол, играют свою первую премьеру – «Гусенка» по пьесе Н. Гернет. Афишу спектакля украшает имя Андрея Присяжнюка, ставшего впоследствии настоящей легендой владивостокской сцены. Присяжнюк был действительно уникальным артистом, который мог блистать и на столичных подмостках, но навсегда связал свою творческую судьбу с Владивостоком. Необыкновенное чувство юмора, обаяние, музыкальность и пластичность – все это определило его амплуа острохарактерного, комедийного актера. В 1993 г. Приморским отделением СТД была учреждена Премия имени А. Присяжнюка, которая считается одной из престижных театральных наград Приморья.

В 1946 году появляется распоряжение вышесидящих органов об организации Театра юного зрителя. «Как закалялась сталь» по Н. Островскому становится первой постановкой еще неоперившегося театра. Частенько театр менял буквы на вывеске, но, как правило, не изменял юношескому задору. Был и ТЮЗ им. Ленинского комсомола, и Камерный театр драмы, но в 2000 г. театр получает название, сохранившиеся и сегодня, – Театр молодежи, возглавляемый Виктором Галкиным.

Звездный час

В 1975 году начинается новый этап развития театра им. М. Горького – художественным руководителем становится маститый театральный режиссер Ефим Табачников, прослуживший «горьковским» подмосткам до 1983 года. Табачников прибыл во Владивосток из Москвы, где работал в театре Маяковского. Ефим Давидович был человеком и режиссером «нового времени», всегда не в ладах с начальством и с «некультурными чиновниками от культуры», искренне не понимая, как можно управлять искусством. Методы работы с актером у него были достаточно жестки – на первом плане всегда стояла чрезмерная взыскательность. Каждый спектакль ставился как последний. Но результаты такой тщательной работы всегда были на высоте. «Ричард III» В. Шекспира, «Бедные люди» Ф. Достоевского, «Дети солнца» М. Горького стали триумфом высокого лицедейства, делая публике прививку от идиотства.

Впередсмотрящие

Театр им. М. Горького меняет курс в 1984 году, когда театр возглавляет Ефим Звеняцкий. Теперь театр становится все более востребованным, спектакли – все более полярными. Своими постановками «горьковка» убеждает в том, что все-таки театр должен быть разным. Театр с почтением относится к драматургии Г. Горина – здесь идут «Поминальная молитва», «Забыть Герострата» и «Шут Балакирев». «Трамвай «Желание» Т. Уильямса, «Иванов» и «Три сестры» А. Чехова занимают достойное место в репертуарной афише.

Юбилейный сезон театра им. М. Горького пройдет под лозунгом «Нам только 75!» и откроется спектаклем «Биндюжник и король» И. Бабеля в постановке Е. Звеняцкого.

В планах театра целый каскад «приятных приятностей» для зрителей: так, в галерейных цехах города пройдут выставки эскизов театральных костюмов «Художник и театр» и театральной бутафории «Мастера закулисья». В рамках праздничной декады состоятся творческие вечера, посвященные юбилею театра, 60-летию художественного руководителя Е. Звеняцкого, а также бенефисные представления ведущих артистов.

Самый же молодежный театр города в прошедшем сезоне доказал всем, что вполне оправдывает свое название в попытке выстроить диалог с молодым зрителем. Так, «театральным революционером» удачно выступил молодой режиссер Сергей Руденок, представивший публике остросоциальные спектакли – трагифарс «Иногда они возвращаются…» по пьесе «КАроль» С. Мрожека и драму «Детки» по пьесе Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна».

Планы на сезон 2007–2008

Театр молодежи: Н. Саймон «Узник Второй авеню» в постановке С. Руденка. Также в скором времени «молодежка» обещает «страшную вещь» – спектакль «Блин-2» про наркоманию;

Театр Тихоокеанского флота: «Победители» Жан-Поля Сартра, «Русская народная почта» О. Богаева, «Виндзорские насмешницы» В. Шекспира, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского;

Театр им. М. Горького: «Маскарад» М. Лермонтова и «Фелумена Мортурано» Э. де Филиппо.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Вологде показали спектакль памяти Варлама Шаламова

    Дни памяти писателя Варлама Шаламова прошли в Вологде 15 и 16 января, они открыли череду мероприятий, запланированных к 115-летию со дня рождения писателя и 40-летию со дня его смерти. «Это первый этап мероприятий, которые мы в этом году запланировали провести к 115-летию со дня рождения писателя. ...
  • Инклюзивный спектакль «Роботы» покажут в Новосибирске

    16 января в новосибирской Лаборатории современного искусства состоится премьера инклюзивного спектакля Полины Кардымон «Роботы». В постановке по текстам поэта Федора Сваровского приняли участие студийцы проекта Инклюзион. ...
  • Григорович-фест проходит в Большом театре

    В Большом театре проходит Григорович-фест, посвященный 95-летию хореографа Юрия Григоровича. По традиции Большой отмечает юбилей, собрав в одной фестивальной афише спектакли, поставленные маэстро: оригинальные балеты и созданные им редакции балетов классического наследия. ...
  • «Вперед – к Островскому»

    Почти целый век назад, в преддверии столетнего юбилея великого русского драматурга, Луначарский призывал театральных людей вернуться «назад, к Островскому!», подчеркивая важность традиций национального театра предшествующего времени. ...
Читайте также