Римская история на все времена

В Театре Моссовета Павел Хомский поставил пьесу Леонида Зорина

 

Пьеса Леонида Зорина «Римская комедия» (другое ее название – «Дион») не столь знаменита, чем, скажем, «Варшавская мелодия». И не имеет богатой сценической истории. Но дело вовсе не в ее мифических «недостатках», а, наоборот, в остроте достоинств, социальной направленности, пусть и заключенной в комедийную форму.
Комедия эта сатирического свойства, а сатира, как известно, не всегда поощрялась. Первым ее поставил легендарный руководитель БДТ Георгий Товстоногов, и спектакль тут же был запрещен. Случилось это в 1965 году, когда и была написана «Римская комедия». Чуть больше повезло спектаклю «Дион» Театра Вахтангова, уцелевшему в репертуаре на некоторое время. Быть может, потому, что режиссера Рубена Симонова привлек не жанр политического памфлета с опасными аллюзиями, а любопытный исторический сюжет. В постановке роль опального поэта играл Михаил Ульянов, а рядом с ним блистали Николай Гриценко, Николай Плотников и другие замечательные актеры-вахтанговцы.

Спустя полвека к этой истории обратился художественный руководитель Театра имени Моссовета Павел Хомский. «Римская комедия» оказалась отличным подарком к 90-летию Леонида Зорина, который был приглашен на премьеру. И оказалось, что своей актуальности давным-давно написанная пьеса ничуть не утратила, поскольку общественные ситуации и умонастроения, как известно, способны повторяться. И настоящий, мудрый и прозорливый художник по-прежнему противостоит власти, пытаясь вразумить ее и направить на путь истинный. Вразумить своим творчеством, своей жизненной позицией, пониманием происходящего, неравнодушием к судьбам родины, в конце концов.

В «Римской комедии» в качестве такого художника выступает поэт Дион, то ласкаемый властью в лице императора Домициана, то попадающий в опалу. Эти вечные творческие «качели» как нельзя лучше художественно проанализированы драматургом и воплощены режиссером и его актерской командой во главе с Георгием Тараторкиным, сыгравшим Диона.

Речь в спектакле идет о событиях имперского масштаба. А потому Павел Хомский вместе с художником Борисом Бланком воплотили на сцене «большой стиль», который редко встретишь на современной сцене. Огромные портики, трибуны и колонны, бюсты и статуи вращаются на поворотном круге, представляя публике все новые и новые места действия. «Римские» костюмы Виктории Севрюковой оказались весьма вольного свойства и превосходно вписались в пышный антураж. Тут и тоги, и туники, и котурны, и лавровые венки, и блестки – все, что полагается «золотому веку». Впрочем, античные мотивы – средство, но не суть. Ее-то, как уже говорилось, стоит искать не столько в делах давно минувших дней, сколько в вечном конфликте художника и власти.

Власть представлена императором Домицианом в исполнении Виктора Сухорукова, который к кинематографическому Павлу I и театральному Федору Иоанновичу в моссоветовском же спектакле «Царство отца и сына» добавил еще одну «монаршую» роль. Этот император – темпераментный комедиант, затевающий игры имперского масштаба, порой терпящий в них поражение, переодевающийся в рубище, пытаясь спасись от разгневанных соотечественников в убогом жилище Поэта – Георгия Тараторкина. Потом же переменчивая фортуна вновь возносит его на царственные вершины, а о свидетелях временного унижения лучше побыстрее забыть. Еще лучше изгнать за пределы Рима.

Дион Георгия Тараторкина полон сдержанного достоинства и осознания своей «миссии». Он опытен и мудр, прекрасно понимает сущность происходящего, знает цену императорским милостям, но все равно, несмотря ни на что, не теряет надежды словом своим вразумить окружающих. Он читает стихи, не прибегая к декламации, отторгая всяческий пафос, но вкладывает в них всю душу. И получает лишь робкие, какие-то унылые аплодисменты. Он не лишен чувства юмора, помогающего переносить удары судьбы. Но обреченность любого Поэта, противостоящего любой же власти, слышна в каждой его интонации, угадывается даже в молчании.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Дорогая Елена Сергеевна» станет второй премьерой «Сатирикона»

    8 октября «Сатирикон» представит премьеру спектакля «Дорогая Елена Сергеевна», имеющего необычную судьбу в истории театра - в связи с карантинными мерами первый показ спектакля пришлось провести онлайн.   Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской в постановке Владимира Жукова был готов к выпуску как раз в тот момент, когда начался карантин в связи с пандемией. ...
  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
Читайте также