Счастье имени Дягилева

В Петербурге проходит международный фестиваль искусств

 

Фестиваль «Дягилев. Постскриптум» – ежегодный смотр, в котором, как в биографии Сергея Дягилева, сходятся пути искусств. Это балет, опера и живопись во всем своем многообразии, ностальгические и новаторские.
Балетные проекты фестиваля символически соотносятся с главным делом Дягилева – его «Русским балетом», в котором соединились «нервы» многих мировых культур. Спектакль «Торобака» в Петербурге снискал такой же бешеный успех, как и в Москве (где был показан на фестивале Dance Inversion). Встреча испанского фламенко, индийского традиционного танца катхак и современной пластики случилась в ослепительно виртуозном танце мастера фламенко Исраэля Гальвана и Акрама Хана, британского хореографа, специалиста по катхаку. «Торобака» – уникальный ансамбль, в котором певцы из Испании и Индии соперничали в выразительности с танцовщиками, а традиции народных танцев подружились с радостью узнавания соседа по планете. На следующий день Акрам Хан провел интереснейший мастер-класс, рассказав о секретах «бесформенной формы» и тайнах ритмов, которыми, по словам мастера, танцовщику стоит заниматься с детства.

Вечер хореографии француза Анжелена Прельжокажа включал, кроме артистов его компании, гостей из Парижской оперы и балета Берлинской оперы. Фрагменты постановок многих лет – с 1996 по 2015-й – объединили в пластическую сюиту, позволившую познать типовые приемы хореографа. Показ документального кино под названием «Эльдорадо» продолжил тему. В фильме сняты репетиции Прельжокажа: он тогда ставил балет на музыку Штокхаузена, и классик европейского музыкального авангарда в картине увлекательно обсуждает с хореографом метафизику художества.

Петербургский музей театрального искусства предоставил площадку для проведения научной конференции «Дягилев. Покровители» (добавлением к ней стал круглый стол о проблемах современного меценатства). А в залах Шереметьевского дворца музей отрыл не совсем обычную выставку «Серебро и золото Пиковой дамы». Это в своем роде «музейный спектакль», история рождения пушкинского сюжета. Экспозиция строится вокруг двух Пиковых дам – Натальи Петровны Голицыной (прототип Старой графини) и героини оперы Чайковского. Почти полторы сотни экспонатов – от старинных парадных портретов до игральных карт, от современных театральных костюмов до уникального серебряного туалетного прибора, заказанного Голицыной во Франции (прибор предоставил Эрмитаж). Плюс немое кино – «Пиковая дама», снятая в 1910 году на киностудии Ханжонкова. И феномен азарта, заставлявший самого Пушкина проигрывать значительные суммы.

В рамках фестиваля в галерее KGallery открылась первая в России (за многие десятилетия) персональная выставка Сергея Судейкина и издан первый альбом-каталог художника. Один из сподвижников Дягилева, оформитель знаменитого кабаре «Бродячая собака», сценограф Мейерхольда, голливудских фильмов и постановок в Метрополитен-опере, художник представлен картинами и графикой из нескольких петербургских музеев и частных коллекций. В том числе вещами, которые попали в Россию из собраний Михаила Барышникова, Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. Тут более 50 работ: живописные маскарады и пасторали, эскизы костюмов и букеты цветов, в блеске столь свойственной Судейкину «варварской экзотики» и красочной, нарочито «вульгарной» элегантности.

Одной из главных персон фестиваля стал Теодор Курентзис. Он не только пришел на Новую сцену Александринского театра, чтобы в компании с Леонидом Десятниковым поговорить с народом о музыке и обществе, но и привез в Петербург концертное исполнение оперы Моцарта «Дон Жуан». В Большом зале филармонии только что не висели на люстрах, когда Курентзис представил свою трактовку моцартовской «веселой драмы», построенную на быстрых темпах и переживании быстротечности бытия. Соблазны и неврозы, ужас ада и прелесть рая, воплощенные в эротических приключениях Дон Жуана, мастерски спела международная команда солистов. Оркестр, в котором струнные играют стоя, то извергал музыку, как вулкан, то, когда нужно, щебетал, словно хор соловьев. Моцарт с дирижером воспели свободу и рассказали о том, как бурлящая жизнь лихорадочно пытается отстрочить смерть и ищет забвения в любви и сексе. Курентзис яростно танцевал за пультом и чуть ли не заглядывал в рот солистам, добиваясь точности в ансамблях. И каждый миг из трех с половиной часов очень зрелищного концертного исполнения был глотком счастья.

  • Нравится



Самое читаемое

  • В Никола-Ленивце открывается фестиваль «Архстояние»

    С 23 по 25 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Гостей ждут перформансы известных современных художников, концерты и три новых арт-объекта. Общая тема смотра – «Личное»: по мысли организаторов, художники должны сбросить маски и прочие общественные регалии ради простоты и искренности. ...
  • Театрам разрешили полные залы при условии введения QR-кодов

    Московские театры и другие учреждения культуры получили возможность заполнять зал на 100% при условии введения системы пропусков по QR-кодам. Об этом сообщили в Департаменте культуры Москвы. Организациям, которые будут пускать посетителей по QR-кодам, не нужно будет соблюдать ограничения по количеству зрителей при проведении культурно-досуговых или зрелищных мероприятий - спектаклей, концертов, представлений, лекций, творческих встреч и кинопоказов. ...
  • Андрей Максимов: «О ситуации в Театре Моссовета»

    Кому интересно... О СИТУАЦИИ В ТЕАТРЕ МОССОВЕТА Так получилось, что я был первым режиссером, которого Евгений Марчелли пригласил на постановку после того, как его назначили худруком театра Моссовета. Моя интерпретация пьесы Мережковского "Гроза прошла" идет на сцене Под крышей. ...
  • «Офицеры России» жалуются на Театр «Современник»

    Общественная организация «Офицеры России» обратилась в Генпрокуратуру и мэрию Москвы с заявлением по поводу премьеры «Первый хлеб». Поводом, как утверждают составители обращения, послужило оскорбление ветеранов. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве покажут «Конец игры» Роберта Стуруа

    В Театре им. Моссовета с гастролями выступит Тбилисский Национальный театр им. Руставели. Грузинский театр покажет московским зрителям постановку Роберта Стуруа «Конец игры» 30 июня, 1 и 2 июля. Спектакль привезли в Москву в рамках Театрального фестиваля им. ...
  • Бенефисные спектакли Светланы Крючковой покажут в Москве

    С 22 по 27 июня в рамках гастролей БДТ им. Товстоногова на сцене МХАТа им. Горького покажут спектакли Романа Мархолиа «Игрок» и «Жизнь впереди» со Светланой Крючковой в главной роли.  Эти спектакли планировали привезти еще в 2020-м, к 70-летию Светланы Крючковой, однако из-за сложной эпидемиологической ситуации московские гастроли перенесли на 2021 год. ...
  • Красноярский ТЮЗ приедет на гастроли в Москву

    С 18 по 24 августа в Театре Вахтангова Красноярский ТЮЗ под руководством Романа Феодори покажет четыре постановки, в том числе две премьеры уходящего сезона.  Откроет гастроли спектакль Никиты Бетехтина «Хлебзавод» – «свежий замес в девяти эпизодах» о повседневной жизни взрослеющих подростков в сюрреалистической стихотворной форме. ...
  • «Безымянная звезда» открыла «Фабрику Станиславского»

    Начал свою работу III Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» под руководством Сергея Безрукова. Форум проходит со 2 по 10 июня в Москве и Подмосковье. «Главная особенность фестиваля в том, что мы не отмечаем наградами режиссеров: наша премия «Верю» вручается лучшим актёрам и лучшему актерскому ансамблю, – говорит худрук фестиваля Сергей Безруков. ...
Читайте также