За восемь лет существования премии зрительских симпатий организовать нынешнюю было труднее всего. В разгар кризиса спонсоры не рвутся к сотрудничеству, и для того, чтобы провести церемонию на достойном уровне, пришлось очень постараться. Кроме того, возникла еще одна тревожная тенденция: впервые в истории церемонии некоторые гости интересовались, а не боится ли дирекция премии, что в шорт-лист попали номинанты, окруженные ореолом скандальности. На последний вопрос, который, кстати, нам задавали и на протяжении всей осени, не устаем отвечать: премия зрительская. Номинантов предлагают зрители, голосуют за них зрители и награждают тоже зрители. А потому ни дирекция премии, ни редакция журнала «Театрал» не готовы «вводить санкции» и лишать таким образом зрителя и читателя права голоса. Глас народа, которого сегодня, возможно, не хватает в некоторых сферах нашей жизни, не должен исчезать из театра. Принято считать, что зритель голосует рублем. Это извечный закон Мельпомены. Вот только в отношении интернет-голосования он совершенно не действует — здесь другие правила игры. Свой выбор зритель делает сердцем. Возможно поэтому в лауреаты «Звезды Театрала» подчас вырываются те артисты и режиссеры, которые остались за рамками целого ряда других премий.
«Поверил в мои силы…»
Так, скажем, актриса Театра сатиры Вера Васильева, сыгравшая в прошлом сезоне в спектакле «Роковое влечение», получила приз за «Лучшую женскую роль», обойдя всего лишь на несколько процентов голосов Чулпан Хаматову и Викторию Исакову (их работы были представлены в той же номинации). Предпочтения зрителей анализировать сложно. Но, по всей видимости, немаловажную роль здесь сыграли стойкость, обаяние и чувство стиля, которые присущи далеко не каждой актрисе, отметившей 90-летний юбилей.
— Актерская судьба переменчива, — сказала Вера Васильева, получая награду. — За 70 лет, которые я отдала Театру сатиры, были годы и десятилетия, когда мне не давали новых ролей. Иногда были и совсем неинтересные работы. Но все же мне повезло встретить режиссера Андрея Житинкина, который поверил в мои силы и предложил интереснейшую роль. Я играю женщину довольно серьезного возраста — со всеми страстями, которые выпадают на долю одинокого пожилого человека. О такой работе можно только мечтать. Желаю всем молодым актрисам никогда не отчаиваться. Знайте, что когда-нибудь и вы сыграете свою долгожданную роль.
«Театр стал рассадником свободы»
Так сложилось, что «Звезда Театрала» оказалась сегодня единственной премией, в число номинантов которой попал опальный «Тангейзер» Тимофея Кулябина.
Эксперты, видевшие постановку, не перестают утверждать, что эта работа вполне достойна «Золотой маски». Вот только номинировать на «Маску» ее невозможно, поскольку «Тангейзер» снят с репертуара Новосибирского театра оперы и балета (снят грубо, резко, путем чиновничьих директив, о чем «Театрал» рассказывал не раз). Этой оперы больше нет в театральном пространстве, а потому, согласно правилам «Маски», и оценить ее невозможно.
Но в отличие от «Золотой маски» у «Звезды Театрала» — другие правила. Зрители совершенно спокойно могли выдвинуть «Тангейзер» как одну из наиболее ярких постановок прошлого сезона, что и было сделано. В итоге опальная опера одержала победу в номинации «Лучший музыкальный спектакль», обойдя «Гамлет» Большого театра и «Джейн Эйр» «Московской оперетты».
За наградой на сцену поднялся экс-директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич. Статуэтку ему вручала политический деятель, публицист Ирина Хакамада, чья откровенная речь была едва прикрыта маской иронии:
— Театр стал рассадником свободы. Идет борьба между театром и федеральным телевидением. Свобода против несвободы. Эксперимент против отсутствия чего-либо нового. И на этом фоне есть свои бойцы. Художник не может быть несвободным — тогда он перестает творить. Но за свободу надо платить. Тарифы сейчас растут на всё в России, и тариф цены за свободу тоже сильно вырос. Не каждый решается его заплатить. Поэтому я с большим удовольствием хочу вручить эту премию Борису Мездричу, чтобы оценить поступок, талант и вдохновить вас, чтобы вы не боялись инфляции. Свобода того стоит. Спасибо вам!
Ответ Бориса Мездрича был сдержанным, хотя и прямолинейным:
— Очень точно вы сказали о цене свободы творчества. Конституционная норма, между прочим, равносильна свободе вероисповедания. Однако мы видим, что две эквивалентные величины вошли в конфликт. Способ, которым эта история разруливалась, это неэффективный способ. В итоге спектакль убит, а директор уже девятый месяц бомж. Эту премию я передам в городской музей, и она будет находиться там до тех пор, пока в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета не наступят другие времена.
«Что я могу сказать?»
В очередной раз «Звезда Театрала» показала, что зрительскую любовь спрогнозировать невозможно. Об этом сказал и президент премии «Звезда Театрала» Валерий Яков, вручая награду театру, который зрители назвали своим самым любимым (в номинации были представлены: Большой театр, Театр Вахтангова и Новосибирский театр оперы и балета).
— Эта номинация действительно была очень сложной, — отметил Валерий Яков. — И если бы у нас была возможность вручить три статуэтки, то мы с удовольствием бы это сделали. Благодаря титаническим усилиям Бориса Мездрича о Новосибирском театре заговорила не только Россиия, но и мир. Это дорогого стоит для любого директора. Владимир Урин превратил Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко в одним из лучших музыкальных театров Европы. Там столько творческих побед и там настолько уютно, что его по-прежнему называют «Стасиком» Урина. Или вот теперь Большой театр, куда он пришел со своим теплом, со своим сердцем. У нас на глазах Большой театр задышал совершенно другой жизнью. Ну и, конечно, Кирилл Крок, директор Театра Вахтангова, ставший лауреатом в этой номинации. Безусловно, нынешние успехи Театра Вахтангова — это не только заслуга директора, но и художественного руководителя и всего коллектива. Но все же Кирилл Игоревич сыграл колоссальную роль в том, что Театр Вахтангова просто расцветает и расцветает с каждым днем. С первых шагов по театру нам становится уютно, комфортно. Ты попадаешь в большой гостеприимный дом, где все тебе рады и ждут. Кирилл Игоревич не говорит о том, что сейчас кризис, санкции, денег нет. Времена сложные, но театр сумел открыть Новую сцену целым «Парадом премьер» и мы, зрители, здесь получаем наслаждение. А еще отдельное спасибо за Владикавказ, где благодаря усилиям Кирилла Игоревича возрождается дом-музей Вахтангова.
Ответная речь Кирилла Крока, заметно растроганного столь подробной похвалой, была короткой:
— Знаете, я хочу сказать только одно, что это большое счастье — каждое утро приходить в театр. Видеть эти намоленные стены, видеть ваши прекрасные лица в зрительном зале. А когда за это зрители присуждают еще и награду, то что же здесь можно сказать... Это прекрасно!
«Она не получила ни одной такой премии»
В очередной раз «Звезда Театрала» показала, что зрительскую любовь спрогнозировать невозможно.
Непростая картина сложилась и в номинации «Лучший спектакль. Малая форма». Даже дирекция премии до последнего дня голосования гадала, кому же зрители в конечном итоге отдадут предпочтение. Здесь на победу претендовали слишком разные по жанру и стилю постановки: с одной стороны, пацифистский спектакль-кабаре «19.14» (МХТ им. Чехова), с другой — классическая, почти камерная «Обыкновенная история» (театр «Сфера») и, наконец, документальное исследование, проникнутое болью нашего дня, — спектакль «Болотное дело» («Театр.doc»). Все постановки талантливы, интересны и, безусловно, достойны победы. И все же на несколько процентов «Обыкновенная история» опередила своих конкурентов.
А когда на сцену за наградой вышел режиссер Александр Коршунов, оказалось, что эта победа отнюдь не случайна: есть в ней своя, мистическая связь:
— Сегодня 7 декабря. Это день ангела Екатерины. И на протяжении многих лет мы в этот день собирались дома и поздравляли наших Екатерин во главе с Екатериной Ильиничной Еланской, создателем, основателем, многолетним художественным руководителем театра «Сфера». Я очень рад этому совпадению. Это прежде всего ее приз. Ее награда. Она задумала, она выстрадала этот театр. Она провела его больше тридцати лет. Создала уникальное явление — особенный театр «Сфера».
Буквально за месяц до болезни и до ухода я как-то пришел к маме домой. Она была взволнована, потому что читала рукопись книги, которую готовили о театре «Сфера». Я спросил: что случилось? Она ответила: «Надо было тридцать с лишним лет биться, чтобы только сейчас, наконец, услышать те слова, которые я ждала все эти годы!» Она не получила ни одной такой премии за всю свою жизнь.
Не театр, а ГБУК
В этом году у «Звезды Театрала» было еще одно новшество. Режиссер-постановщик премии Кирилл Вытоптов решил, что пора заканчивать с милотой и беззубостью, которой отличаются все премии, рожденные в начале 2000-х. Времена сложные, потому и сценарий капустника должен быть злободневным. В качестве автора он пригласил одного из лучших современных драматургов Сашу Денисову, а та, в свою очередь, привела на сцену своих персонажей — «молодого, модного, в чем-то авангардного режиссера» Ричарда Горностаева (его роль играл Василий Симонов) и «председателя экспертной комиссии по театральному искусству и нравственности Департамента морали Управления духовных скреп» Агриппину Абрамовну Огурцову (Ольга Тумайкина).
Для него театр — место творчества, где можно ставить любые эксперименты, свободные от чиновничьих оценок, псевдорелигиозных догматов и ура-патриотизма. Здесь нет границ режиссерской фантазии. Всё строится на правде образов и художественной убедительности.
А для Агриппины Огурцовой театр — это ГБУК (государственное бюджетное учреждение культуры). Перекроют бюджет — не будет театра.
Представляя номинацию «Лучшая женская роль второго плана», Агриппина Абрамовна сказала не скрывая слез:
— Следующую номинацию я предлагаю отменить. Имею право. Как член комиссии нравов и департамента морали. Она не соответствует нашим устоям, принципам и даже линии партии. Да и просто по-бабьи обидно: ну как это можно сегодня в России так обращаться с женщинами? Россия, значит, уже встала с колен, а женщина по-прежнему на втором плане? Нам и материнский капитал только за второй план дают. И даже если в президенты пойдем — вторым сроком ограничивают. Ну где справедливость?
Между тем лауреатом в этой номинации стала Ольга Остроумова, сыгравшая роль Мессалины в спектакле «Римская комедия» Театра Моссовета.
— В этом спектакле Ольга играет жену гения. У нее есть большой опыт в этом деле, — пошутил, вручая награду, телеведущий Андрей Максимов.
«Я много лет ничего не получала»
Кстати, гений, о котором шла речь — Валентин Иосифович Гафт — тоже был на церемонии, поскольку в нынешнем году стал лауреатом в почетной номинации «Легенда сцены». Правда, со своей женой на вечере он разминулся, поскольку торопился в аэропорт и получал свою награду в самом начале праздника. А Ольга Михайловна прибыла на церемонию лишь после спектакля, который играла в тот день. В этом, кстати, еще одна организаторская сложность подобных мероприятий, ведь о своей победе Ольга Михайловна не могла знать заранее и, как сообщила дирекции премии, спокойно согласилась сыграть в этот день антрепризу, будучи уверенной, что «награда достанется другой актрисе. Я много лет ничего не получала».
В отличие от Ольги Михайловны Валентин Гафт просто обласкан премиями, а недавно к тому же большим праздничным вечером отметил свой юбилей в «Современнике». Однако и «Звезда Театрала» стала для него приятным сюрпризом, поскольку статуэтку ему вручала Наина Ельцина:
— Премия называется «Легенда сцены». Это про него. Это блистательный артист, яркий, тонкий, ироничный. Когда я смотрю спектакли в моем любимом «Современнике», где играет Валентин Иосифович, я просто восторгаюсь его талантом. Все спектакли, где он играет, заставляют и переживать, и радоваться. Грань между театром и реальностью просто исчезает. А ведь помимо театральных спектаклей Валентин Иосифович снялся в более чем ста фильмах. И все его роли заметны. Эти фильмы-шедевры, по-моему, можно пересматривать множество раз. Валентин Иосифович, у вас много наград, но награда от зрителей будет для вас самой дорогой.
На этот восторженный дифирамб Валентин Иосифович ответил комплиментом:
— Вы моя награда. Я вас люблю давным-давно. Потому что редко встретишь такого зрителя потрясающего — умного, красивого, значительного… Будучи женой президента, Наина Иосифовна приходила в театр, как простая зрительница, а потом выступала, как непростой зритель.
Свою речь легендарный актер завершил стихами:
О, это многолетие!
Когда устану жить,
Вместо меня на свете
Часы будут ходить.
Когда они устанут,
Задремлют на ходу,
Я к ним вернусь на землю,
И снова заведу
Так, скажем, актриса Театра сатиры Вера Васильева, сыгравшая в прошлом сезоне в спектакле «Роковое влечение», получила приз за «Лучшую женскую роль», обойдя всего лишь на несколько процентов голосов Чулпан Хаматову и Викторию Исакову (их работы были представлены в той же номинации). Предпочтения зрителей анализировать сложно. Но, по всей видимости, немаловажную роль здесь сыграли стойкость, обаяние и чувство стиля, которые присущи далеко не каждой актрисе, отметившей 90-летний юбилей.
— Актерская судьба переменчива, — сказала Вера Васильева, получая награду. — За 70 лет, которые я отдала Театру сатиры, были годы и десятилетия, когда мне не давали новых ролей. Иногда были и совсем неинтересные работы. Но все же мне повезло встретить режиссера Андрея Житинкина, который поверил в мои силы и предложил интереснейшую роль. Я играю женщину довольно серьезного возраста — со всеми страстями, которые выпадают на долю одинокого пожилого человека. О такой работе можно только мечтать. Желаю всем молодым актрисам никогда не отчаиваться. Знайте, что когда-нибудь и вы сыграете свою долгожданную роль.
«Театр стал рассадником свободы»
Так сложилось, что «Звезда Театрала» оказалась сегодня единственной премией, в число номинантов которой попал опальный «Тангейзер» Тимофея Кулябина.
Эксперты, видевшие постановку, не перестают утверждать, что эта работа вполне достойна «Золотой маски». Вот только номинировать на «Маску» ее невозможно, поскольку «Тангейзер» снят с репертуара Новосибирского театра оперы и балета (снят грубо, резко, путем чиновничьих директив, о чем «Театрал» рассказывал не раз). Этой оперы больше нет в театральном пространстве, а потому, согласно правилам «Маски», и оценить ее невозможно.
Но в отличие от «Золотой маски» у «Звезды Театрала» — другие правила. Зрители совершенно спокойно могли выдвинуть «Тангейзер» как одну из наиболее ярких постановок прошлого сезона, что и было сделано. В итоге опальная опера одержала победу в номинации «Лучший музыкальный спектакль», обойдя «Гамлет» Большого театра и «Джейн Эйр» «Московской оперетты».
За наградой на сцену поднялся экс-директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич. Статуэтку ему вручала политический деятель, публицист Ирина Хакамада, чья откровенная речь была едва прикрыта маской иронии:
— Театр стал рассадником свободы. Идет борьба между театром и федеральным телевидением. Свобода против несвободы. Эксперимент против отсутствия чего-либо нового. И на этом фоне есть свои бойцы. Художник не может быть несвободным — тогда он перестает творить. Но за свободу надо платить. Тарифы сейчас растут на всё в России, и тариф цены за свободу тоже сильно вырос. Не каждый решается его заплатить. Поэтому я с большим удовольствием хочу вручить эту премию Борису Мездричу, чтобы оценить поступок, талант и вдохновить вас, чтобы вы не боялись инфляции. Свобода того стоит. Спасибо вам!
Ответ Бориса Мездрича был сдержанным, хотя и прямолинейным:
— Очень точно вы сказали о цене свободы творчества. Конституционная норма, между прочим, равносильна свободе вероисповедания. Однако мы видим, что две эквивалентные величины вошли в конфликт. Способ, которым эта история разруливалась, это неэффективный способ. В итоге спектакль убит, а директор уже девятый месяц бомж. Эту премию я передам в городской музей, и она будет находиться там до тех пор, пока в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета не наступят другие времена.
«Что я могу сказать?»
В очередной раз «Звезда Театрала» показала, что зрительскую любовь спрогнозировать невозможно. Об этом сказал и президент премии «Звезда Театрала» Валерий Яков, вручая награду театру, который зрители назвали своим самым любимым (в номинации были представлены: Большой театр, Театр Вахтангова и Новосибирский театр оперы и балета).
— Эта номинация действительно была очень сложной, — отметил Валерий Яков. — И если бы у нас была возможность вручить три статуэтки, то мы с удовольствием бы это сделали. Благодаря титаническим усилиям Бориса Мездрича о Новосибирском театре заговорила не только Россиия, но и мир. Это дорогого стоит для любого директора. Владимир Урин превратил Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко в одним из лучших музыкальных театров Европы. Там столько творческих побед и там настолько уютно, что его по-прежнему называют «Стасиком» Урина. Или вот теперь Большой театр, куда он пришел со своим теплом, со своим сердцем. У нас на глазах Большой театр задышал совершенно другой жизнью. Ну и, конечно, Кирилл Крок, директор Театра Вахтангова, ставший лауреатом в этой номинации. Безусловно, нынешние успехи Театра Вахтангова — это не только заслуга директора, но и художественного руководителя и всего коллектива. Но все же Кирилл Игоревич сыграл колоссальную роль в том, что Театр Вахтангова просто расцветает и расцветает с каждым днем. С первых шагов по театру нам становится уютно, комфортно. Ты попадаешь в большой гостеприимный дом, где все тебе рады и ждут. Кирилл Игоревич не говорит о том, что сейчас кризис, санкции, денег нет. Времена сложные, но театр сумел открыть Новую сцену целым «Парадом премьер» и мы, зрители, здесь получаем наслаждение. А еще отдельное спасибо за Владикавказ, где благодаря усилиям Кирилла Игоревича возрождается дом-музей Вахтангова.
Ответная речь Кирилла Крока, заметно растроганного столь подробной похвалой, была короткой:
— Знаете, я хочу сказать только одно, что это большое счастье — каждое утро приходить в театр. Видеть эти намоленные стены, видеть ваши прекрасные лица в зрительном зале. А когда за это зрители присуждают еще и награду, то что же здесь можно сказать... Это прекрасно!
«Она не получила ни одной такой премии»
В очередной раз «Звезда Театрала» показала, что зрительскую любовь спрогнозировать невозможно.
Непростая картина сложилась и в номинации «Лучший спектакль. Малая форма». Даже дирекция премии до последнего дня голосования гадала, кому же зрители в конечном итоге отдадут предпочтение. Здесь на победу претендовали слишком разные по жанру и стилю постановки: с одной стороны, пацифистский спектакль-кабаре «19.14» (МХТ им. Чехова), с другой — классическая, почти камерная «Обыкновенная история» (театр «Сфера») и, наконец, документальное исследование, проникнутое болью нашего дня, — спектакль «Болотное дело» («Театр.doc»). Все постановки талантливы, интересны и, безусловно, достойны победы. И все же на несколько процентов «Обыкновенная история» опередила своих конкурентов.
А когда на сцену за наградой вышел режиссер Александр Коршунов, оказалось, что эта победа отнюдь не случайна: есть в ней своя, мистическая связь:
— Сегодня 7 декабря. Это день ангела Екатерины. И на протяжении многих лет мы в этот день собирались дома и поздравляли наших Екатерин во главе с Екатериной Ильиничной Еланской, создателем, основателем, многолетним художественным руководителем театра «Сфера». Я очень рад этому совпадению. Это прежде всего ее приз. Ее награда. Она задумала, она выстрадала этот театр. Она провела его больше тридцати лет. Создала уникальное явление — особенный театр «Сфера».
Буквально за месяц до болезни и до ухода я как-то пришел к маме домой. Она была взволнована, потому что читала рукопись книги, которую готовили о театре «Сфера». Я спросил: что случилось? Она ответила: «Надо было тридцать с лишним лет биться, чтобы только сейчас, наконец, услышать те слова, которые я ждала все эти годы!» Она не получила ни одной такой премии за всю свою жизнь.
Не театр, а ГБУК
В этом году у «Звезды Театрала» было еще одно новшество. Режиссер-постановщик премии Кирилл Вытоптов решил, что пора заканчивать с милотой и беззубостью, которой отличаются все премии, рожденные в начале 2000-х. Времена сложные, потому и сценарий капустника должен быть злободневным. В качестве автора он пригласил одного из лучших современных драматургов Сашу Денисову, а та, в свою очередь, привела на сцену своих персонажей — «молодого, модного, в чем-то авангардного режиссера» Ричарда Горностаева (его роль играл Василий Симонов) и «председателя экспертной комиссии по театральному искусству и нравственности Департамента морали Управления духовных скреп» Агриппину Абрамовну Огурцову (Ольга Тумайкина).
Для него театр — место творчества, где можно ставить любые эксперименты, свободные от чиновничьих оценок, псевдорелигиозных догматов и ура-патриотизма. Здесь нет границ режиссерской фантазии. Всё строится на правде образов и художественной убедительности.
А для Агриппины Огурцовой театр — это ГБУК (государственное бюджетное учреждение культуры). Перекроют бюджет — не будет театра.
Представляя номинацию «Лучшая женская роль второго плана», Агриппина Абрамовна сказала не скрывая слез:
— Следующую номинацию я предлагаю отменить. Имею право. Как член комиссии нравов и департамента морали. Она не соответствует нашим устоям, принципам и даже линии партии. Да и просто по-бабьи обидно: ну как это можно сегодня в России так обращаться с женщинами? Россия, значит, уже встала с колен, а женщина по-прежнему на втором плане? Нам и материнский капитал только за второй план дают. И даже если в президенты пойдем — вторым сроком ограничивают. Ну где справедливость?
Между тем лауреатом в этой номинации стала Ольга Остроумова, сыгравшая роль Мессалины в спектакле «Римская комедия» Театра Моссовета.
— В этом спектакле Ольга играет жену гения. У нее есть большой опыт в этом деле, — пошутил, вручая награду, телеведущий Андрей Максимов.
«Я много лет ничего не получала»
Кстати, гений, о котором шла речь — Валентин Иосифович Гафт — тоже был на церемонии, поскольку в нынешнем году стал лауреатом в почетной номинации «Легенда сцены». Правда, со своей женой на вечере он разминулся, поскольку торопился в аэропорт и получал свою награду в самом начале праздника. А Ольга Михайловна прибыла на церемонию лишь после спектакля, который играла в тот день. В этом, кстати, еще одна организаторская сложность подобных мероприятий, ведь о своей победе Ольга Михайловна не могла знать заранее и, как сообщила дирекции премии, спокойно согласилась сыграть в этот день антрепризу, будучи уверенной, что «награда достанется другой актрисе. Я много лет ничего не получала».
В отличие от Ольги Михайловны Валентин Гафт просто обласкан премиями, а недавно к тому же большим праздничным вечером отметил свой юбилей в «Современнике». Однако и «Звезда Театрала» стала для него приятным сюрпризом, поскольку статуэтку ему вручала Наина Ельцина:
— Премия называется «Легенда сцены». Это про него. Это блистательный артист, яркий, тонкий, ироничный. Когда я смотрю спектакли в моем любимом «Современнике», где играет Валентин Иосифович, я просто восторгаюсь его талантом. Все спектакли, где он играет, заставляют и переживать, и радоваться. Грань между театром и реальностью просто исчезает. А ведь помимо театральных спектаклей Валентин Иосифович снялся в более чем ста фильмах. И все его роли заметны. Эти фильмы-шедевры, по-моему, можно пересматривать множество раз. Валентин Иосифович, у вас много наград, но награда от зрителей будет для вас самой дорогой.
На этот восторженный дифирамб Валентин Иосифович ответил комплиментом:
— Вы моя награда. Я вас люблю давным-давно. Потому что редко встретишь такого зрителя потрясающего — умного, красивого, значительного… Будучи женой президента, Наина Иосифовна приходила в театр, как простая зрительница, а потом выступала, как непростой зритель.
Свою речь легендарный актер завершил стихами:
О, это многолетие!
Когда устану жить,
Вместо меня на свете
Часы будут ходить.
Когда они устанут,
Задремлют на ходу,
Я к ним вернусь на землю,
И снова заведу