В Москве стартовал фестиваль «Solo»

 
Актер МХТ имени Чехова Максим Блинов написал инсценировку по «Запискам юного врача Михаила Булгакова». Его учитель Григорий Козлов сделал в своей «Мастерской» моноспектакль молодого артиста. До того моноспектакли Григорий Козлов ставил только дважды - с Алексеем Девотченко. И, надо сказать, Максим Блинов доказал свое право на «solo».
 
«Если человек не ездил на лошадях по глухим проселочным дорогам, то рассказывать мне ему об этом нечего: все равно он не поймет. А тому, кто ездил, и напоминать не хочу», - Максим Блинов с первых слов очерчивает границы игры, вступая со зрительным залом своего рода заговор. Вот шапка повернута козырьком назад - и перед нами извозчик, который везет героя в Мурьево. Вот кипа книг на столе закрыта белым покрывалом - и перед нами операционная, где лежит попавшая в мялку девушка с раздробленной ногой... Вот вспыхивает наверху фонарь при каждом упоминании Леопольда Леопольдовича, предшественника нашего героя, чья память свято хранится фельдшером и двумя акушерками.
 
Первый день на новом месте службы героя мучает страх перед ущемленной грыжей. Вот привезут и что с ней прикажете делать? Действительность превзойдет страхи во много раз...
 
Сценограф Николай Слободяник и художник по свету Дмитрий Албул, используя минимум средств сумели создать ощущение огромного пространства, подступающего к мирному огню печки и желтому фонарю больницы. За рядами медицинских халатов угадываются какие-то гиблые дали. Взлетев вверх, белые халаты начинают расти и становятся безразмерными, точно все эскулапы пришли на помощь юному коллеге, который в одиночку должен сражаться с дифтеритом, родами, грыжами, гнойными нарывами, сифилисом, раком, гонореей, саркомой, переломами и малярией.

Максим Блинов в этой роли очень похож на фотографии юного Михаила Булгакова: коротко стриженные волосы, четко очерченный рот, суровое выражение лица вчерашнего студента, который очень хочет казаться взрослее... Пока будни клиники не вышибут из головы все суетливые мысли.

В автобиографических рассказах о жизни врача у Булгакова смерть все время ходит рядом, живет на кончике хирургического ножа. Вот он скользит по шее трехлетней девочке, а горло все не открывается... А как делают трахеотомию ты даже никогда не видел. И только воля ведет руку (ну, и ангел, наверное, стоит за плечом). И когда напряжение доходит до высшей точки, артист как-то легко меняет интонацию, слегка виновато глядит куда-то в пустоту и говорит что-то будничное, легкое. О том, как хочется просто выспаться. Или посидеть у печки. О том, как в день рождения можно выпить разведенного спирта, и долго за чаем говорить о мужике, который поставил пластырь на тулуп. Или о сахаре в матке, которым у рожениц выманивают младенца...

Максим Блинов играет легко, умно, объемно, с точным соблюдением дистанции со зрителем, которого превращает в соучастника всех страхов и всех побед сельского доктора. Да и кому, как не молодому артисту, впервые выходящему один на один со зрительным залом, понятно волнение и страх первой операции под пристрастным взглядом ассистентов?

Трезвую интонацию Михаила Булгакова, описавшего в «Записках юного врача» собственный опыт, - актер совмещает с братским состраданием к герою. В реальности жизнь самого Булгакова, занимающегося врачеванием в далеком селе, привела к пристрастию к морфию (от которого он чудом избавился). Но создателям спектакля важнее другая линия текста - линия становления души, закаляющейся в страдании, распрямление духа и воли. Григорий Козлов музыкально выстроил партитуру спектакля, распахнув камерную историю юного врача в пространство большой истории. Нигде специально не педалируя, нам не дают забыть, что там за черными призрачными занавесками рушится тысячелетняя империя, растет и ширится кровавый поток, который может снести и доктора, и всех его многочисленных деревенских чудиков-пациентов...

Но блестят начищенные хирургические инструменты в операционной, шуршат крахмальные простыни кроватей. И долг доктора велит бороться даже тогда, когда надежды нет...
Шурша мелом по грифельной доске, юный доктор подведет итоги своего первого года: «принято пятнадцать тысяч шестьсот тридцать три человека. Двести человек в стационаре. Умерло шестеро»...
 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также