Юрий Любимов

Номинация: Легенда театра

 
Статья в «Юманите», опубликованная в середине семидесятых, называлась «Любимов – храбрый капитан». Она бережно хранится до сих пор, потому что в ту пору каждое упоминание Таганки носило полулегальный, подпольный характер, хотя театр вполне законно стоял себе на Таганской площади, вызывающе пестрел афишами и столпотворениями у билетной кассы. Люди буквально жили у этого вожделенного окошечка, записывая номерки на ладонях и сменяя друг друга на ночное дежурство.

Храбрый капитан Любимов не растерял своей мифологии и по-прежнему воспринимается нами почти как пророк, которому, как известно, в отечестве быть места не должно. Но странный парадокс – то ли времени, то ли места – в нашем отечестве Юрий Петрович занял приготовленный для него именной пьедестал, который раньше больше напоминал плаху с топорами, лобное место для публичной порки. Обида на власть не стала обидой на страну. Он вернулся в распростертые объятия родного коллектива, но, нацеловавшись и приглядевшись, театр и режиссер друг от друга отшатнулись, и шатание это происходит до сих пор, изредка меняя амплитуду – от вялых перепалок до скандальных взаимных разоблачений. Кто кого предал – то ли Учитель учеников, то ли ученики Учителя – понять дано уже не нам, а потомкам, хотя навряд ли история гнусного деления бывших соратников станет частью Всемирной истории. Она даже на историю Театра на Таганке не тянет по уровню мелочного бесстыдства, коим страдали обе стороны.

При всей своей кажущейся приземленности Юрий Любимов все равно живет отдельной жизнью. Он с той же благосклонностью принимает нынешние правительственные награды и прочие подношения, как когда-то принимал советские ордена в коробочках. Он так же плюет на критиков и театроведов, упрекающих живую легенду в повторах и самоцитировании. С мастеровитыми журналистами он разговаривает на своем языке, уважительно предполагая в них интеллектуально равного себе собеседника. Хотя иногда любит устраивать публичные высечки на тему «как были баранами, так ими и остаетесь». С властью не расшаркивается, но и не дебоширит, как раньше. Власть любит посещать его премьеры и дни рождения, но расписываться на стенах легендарного кабинета никто ей не предлагает – масштаб не тот. Они делают вид, что не замечают легкого презрения со стороны седовласого нарушителя общепринятых правил. Звездная труппа его постепенно рассосалась, предпочтя сольные проекты когда-то витающему здесь духу восторженного коллективизма. Впрочем, новые юные дарования с тем же энтузиазмом водят звонкие хороводы вокруг живой легенды и не сетуют на собственную безымянность. Гулливер же предпочитает общаться с себе подобными – потому его близкими друзьями и постоянными собеседниками давно стали Федор Михайлович, Александр Сергеевич, Николай Васильевич, Михаил Афанасьевич и Александр Исаевич. В этой компании он чувствует себя комфортно и уверенно – эти не сдадут и не швырнут табуреткой в спину.

«Знаете, в такой старости, как у меня, есть большие преимущества. Я никуда не тороплюсь и другим не советую.Как древние говорили: «Суета сует и всяческая суета». А мы не слушаем никого, все время ломимся. Иногда в открытые двери. Я думаю, что если бы люди углубились и спокойно начали озираться и привыкать к новым условиям жизни, страна стала бы другой…»


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также