Шукшин с грехом пополам

 

Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский представил собственную интерпретацию рассказа Шукшина «Чередниченко и цирк», окрестив премьерный спектакль «веселым представлением с грехом пополам».
 
Спектакль «…И цирк» сделан в декорациях подчеркнуто советского времени. Пивной ларек (как полагается – с мухами), скамейка где-то на берегу южного моря (оно плещется на заднике видеопроектора), да незамысловатая комната главной героини-циркачки. И, конечно, улица Ленина, площадь Ленина и… тупик имени Ильича. В общем, полный набор!
 
Как и в большинстве произведений Василия Шукшина, главным действующем лицом рассказа становится обыкновенный русский мужик из глубинки. На сей раз – плановщик мебельного цеха Чередниченко. Немного чудаковатый, наивный и прямолинейный. Он мечтает стать директором цеха… На худой конец замом. У него есть дом, сад, счет на сберкнижке. Ему немного за сорок. Не хватает только хозяйки.
 
В отпуске Чередниченко (Владимир Давиденко) отправляется в южные края, где случайно оказывается на цирковом представлении и влюбляется в гимнастку Еву (Яна Прыжанкова). Хряпнув для храбрости пару стаканов портвейна, он в местной пивной покупает бутылку про запас и идет к даме… знакомиться.  
 
Марк Розовский вместе с командой умело вырисовывает шукшинские характеры, обнажает, доводя до гротеска, внутренние конфликты героев. Причем в своей версии он выводит на сцену еще одного персонажа – рассказчика (Юрий Голубцов), который становится вровень с Чередниченко – поясняет, комментирует действие. Надо заметить, что редакция весьма удачна: и без того театральный Шукшин вдруг оборачивается новыми гранями, проявляются примечательные актерские нюансы.
 
Юрий Голубцов и Владимир Давиденко создают на сцене блистательный дуэт, вызывающий в зале благодарный отклик. Режиссер позволил им по-хорошему подурачиться. Они легко могут обратиться с вопросом к залу, увлечь зрителя на сцену, попросить о помощи или же присмотреть себе невест среди зрительниц.
 
Терзания главного героя, как бы не были наивны, но по сути своей архаичны. Выбор женщины – дело непростое, как не ошибиться? А вдруг стерва или того хуже?! Вдруг он ее введет к себе в дом, а она начнет изменять, забеременеет, а скажет, что от Чередниченко?! «В жизни каждого мужчины должна быть своя Бриджит Бардо», – замечает рассказчик. Мужчины в зале согласно кивают. По сути, на сцене сталкивают два мира: «богемный» (его олицетворяет гимнастка) и размеренный, деревенский (в лице плановика).
 
Легкая, ироничная Яна Прыжанкова четко ведет линию гимнастки, влюбленной в свою профессию. И менять ее на обещанное семейное счастье не собирается. А вот к странному ночному гостю относится с толикой сочувствия. Собственно, она и прекращает мучения главного героя, написав ему записку: «Николай Петрович, в 40 лет надо быть умнее». В общем, и  актерам есть про что поиграть, и зрителям над чем посмеяться. Шукшин все же отлично знал природу русского чудака, а Марк Розовский сумел раскрыть ее на сцене.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

  • «И неотвратим конец пути»

    Граф Глостер вздыхал: «Недавние солнечное и лунное затмения не сулят нам ничего доброго». Побочный сын Эдмунд насмехался над суеверием отца, и практически все зрители шекспировской трагедии были с ним согласны. Но вот впервые слова Глостера были восприняты всерьез. ...
  • «Как остаться человеком, а не частью системы»

    Театр «Сатирикон» представил первую в 2021 году премьеру – спектакль «Близкие друзья» режиссера Сергея Сотникова по повести Евгения Водолазкина. Спектакль рассказывает о трех друзьях из Германии, которых разлучила Вторая мировая война. ...
  • Последний герой: «Бэтмен против Брежнева»

    Что делал бы Бэтмен, будь он не американским миллиардером, а советским гражданином в эпоху застоя? В спектакле-фантасмагории Саши Денисовой это тишайший писатель-неудачник, очень осторожный, не конфликтный и исключительно порядочный человек. ...
  • Надувательская земля

    В пространстве «Сцены Под крышей» в рамках программы по работе с молодой режиссурой Театра Моссовета вышла премьера «Игроков» Гоголя в постановке Павла Пархоменко. Любопытно, что классическая комедия, уже 180 лет не сходящая со сцены, оказалась интересна и востребована, прежде всего, у молодежной аудитории. ...
Читайте также