Шукшин с грехом пополам

 
Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский представил собственную интерпретацию рассказа Шукшина «Чередниченко и цирк», окрестив премьерный спектакль «веселым представлением с грехом пополам».
 
Спектакль «…И цирк» сделан в декорациях подчеркнуто советского времени. Пивной ларек (как полагается – с мухами), скамейка где-то на берегу южного моря (оно плещется на заднике видеопроектора), да незамысловатая комната главной героини-циркачки. И, конечно, улица Ленина, площадь Ленина и… тупик имени Ильича. В общем, полный набор!
 
Как и в большинстве произведений Василия Шукшина, главным действующем лицом рассказа становится обыкновенный русский мужик из глубинки. На сей раз – плановщик мебельного цеха Чередниченко. Немного чудаковатый, наивный и прямолинейный. Он мечтает стать директором цеха… На худой конец замом. У него есть дом, сад, счет на сберкнижке. Ему немного за сорок. Не хватает только хозяйки.
 
В отпуске Чередниченко (Владимир Давиденко) отправляется в южные края, где случайно оказывается на цирковом представлении и влюбляется в гимнастку Еву (Яна Прыжанкова). Хряпнув для храбрости пару стаканов портвейна, он в местной пивной покупает бутылку про запас и идет к даме… знакомиться.  
 
Марк Розовский вместе с командой умело вырисовывает шукшинские характеры, обнажает, доводя до гротеска, внутренние конфликты героев. Причем в своей версии он выводит на сцену еще одного персонажа – рассказчика (Юрий Голубцов), который становится вровень с Чередниченко – поясняет, комментирует действие. Надо заметить, что редакция весьма удачна: и без того театральный Шукшин вдруг оборачивается новыми гранями, проявляются примечательные актерские нюансы.
 
Юрий Голубцов и Владимир Давиденко создают на сцене блистательный дуэт, вызывающий в зале благодарный отклик. Режиссер позволил им по-хорошему подурачиться. Они легко могут обратиться с вопросом к залу, увлечь зрителя на сцену, попросить о помощи или же присмотреть себе невест среди зрительниц.
 
Терзания главного героя, как бы не были наивны, но по сути своей архаичны. Выбор женщины – дело непростое, как не ошибиться? А вдруг стерва или того хуже?! Вдруг он ее введет к себе в дом, а она начнет изменять, забеременеет, а скажет, что от Чередниченко?! «В жизни каждого мужчины должна быть своя Бриджит Бардо», – замечает рассказчик. Мужчины в зале согласно кивают. По сути, на сцене сталкивают два мира: «богемный» (его олицетворяет гимнастка) и размеренный, деревенский (в лице плановика).
 
Легкая, ироничная Яна Прыжанкова четко ведет линию гимнастки, влюбленной в свою профессию. И менять ее на обещанное семейное счастье не собирается. А вот к странному ночному гостю относится с толикой сочувствия. Собственно, она и прекращает мучения главного героя, написав ему записку: «Николай Петрович, в 40 лет надо быть умнее». В общем, и  актерам есть про что поиграть, и зрителям над чем посмеяться. Шукшин все же отлично знал природу русского чудака, а Марк Розовский сумел раскрыть ее на сцене.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Семь фильмов Александра Митты

    28 марта 90-летие отмечает кинорежиссер Александр Митта. В преддверии юбилея «Театрал» подготовил подборку самых известных работ Мастера. 1. Звонят, откройте дверь (1965) Об удивительных открытиях двенадцатилетней девочки, которая по заданию любимого вожатого ищет в городе зачинателя пионерского движения. ...
  • У «Современника» появился «Идеальный расчёт»

    Во вторник, 28 марта, на Основной сцене театра «Современник» будет представлен премьерный спектакль «Идеальный расчет» по пьесе Пристли «Ракитовая аллея». К творчеству классика британской драматургии Джону Бойтону Пристли обратился режиссер Дмитрий Креминский. ...
  • Любовь по Астафьеву

    Уникальное здание Московского историко-этнографического театра погружает зрителей в уютную атмосферу еще до того, как начинается спектакль. Всё – от фасада до фойе – здесь дышит историей. Приверженность традициям и фольклору отличают камерный театр на Северо-Востоке Москвы. ...
  • Умер экс-директор Театра на Таганке Николай Дупак

    На 102-м году жизни скончался экс-директор Театра на Таганке, заслуженный артист Николай Дупак. Дупак руководил Театром на Таганке почти 30 лет, с начала 60-х. Он позвал в театр Юрия Любимова, принял на работу Владимира Высоцкого, несмотря на первоначальные возражения худрука; переманил в Москву Давида Боровского, тогда еще художника Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Новый Рижский театр отменил премьеру с Чулпан Хаматовой

    В Новом Рижском театре отменили премьеру Gogolis. Nature Morte, где одну из ролей в должна была сыграть Чулпан Хаматова. Отмену объяснили «творческой неудачей». За более чем тридцатилетнюю историю театра под руководством Алвиса Херманиса это первый подобный случай. ...
  • Премьера «Тихий Дон» готовится в театре «Русская песня»

    4 и 5 марта в театре «Русская песня» состоится премьера спектакля «Тихий Дон». Режиссер Дмитрий Петрунь отразил в трехчасовой постановке самые яркие моменты жизни героев легендарного романа Михаила Шолохова. ...
  • Эмилия Спивак: «Для папы театр – это всё!»

    Актриса театра и кино Эмилия СПИВАК – дочь худрука Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака – впервые вышла на сцену в 12 лет с «Письмом Татьяны», впрочем, становиться артисткой поначалу не собиралась. Но в итоге выбрала актерскую профессию и не жалеет об этом. ...
  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
Читайте также