Шукшин с грехом пополам

 

Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский представил собственную интерпретацию рассказа Шукшина «Чередниченко и цирк», окрестив премьерный спектакль «веселым представлением с грехом пополам».
 
Спектакль «…И цирк» сделан в декорациях подчеркнуто советского времени. Пивной ларек (как полагается – с мухами), скамейка где-то на берегу южного моря (оно плещется на заднике видеопроектора), да незамысловатая комната главной героини-циркачки. И, конечно, улица Ленина, площадь Ленина и… тупик имени Ильича. В общем, полный набор!
 
Как и в большинстве произведений Василия Шукшина, главным действующем лицом рассказа становится обыкновенный русский мужик из глубинки. На сей раз – плановщик мебельного цеха Чередниченко. Немного чудаковатый, наивный и прямолинейный. Он мечтает стать директором цеха… На худой конец замом. У него есть дом, сад, счет на сберкнижке. Ему немного за сорок. Не хватает только хозяйки.
 
В отпуске Чередниченко (Владимир Давиденко) отправляется в южные края, где случайно оказывается на цирковом представлении и влюбляется в гимнастку Еву (Яна Прыжанкова). Хряпнув для храбрости пару стаканов портвейна, он в местной пивной покупает бутылку про запас и идет к даме… знакомиться.  
 
Марк Розовский вместе с командой умело вырисовывает шукшинские характеры, обнажает, доводя до гротеска, внутренние конфликты героев. Причем в своей версии он выводит на сцену еще одного персонажа – рассказчика (Юрий Голубцов), который становится вровень с Чередниченко – поясняет, комментирует действие. Надо заметить, что редакция весьма удачна: и без того театральный Шукшин вдруг оборачивается новыми гранями, проявляются примечательные актерские нюансы.
 
Юрий Голубцов и Владимир Давиденко создают на сцене блистательный дуэт, вызывающий в зале благодарный отклик. Режиссер позволил им по-хорошему подурачиться. Они легко могут обратиться с вопросом к залу, увлечь зрителя на сцену, попросить о помощи или же присмотреть себе невест среди зрительниц.
 
Терзания главного героя, как бы не были наивны, но по сути своей архаичны. Выбор женщины – дело непростое, как не ошибиться? А вдруг стерва или того хуже?! Вдруг он ее введет к себе в дом, а она начнет изменять, забеременеет, а скажет, что от Чередниченко?! «В жизни каждого мужчины должна быть своя Бриджит Бардо», – замечает рассказчик. Мужчины в зале согласно кивают. По сути, на сцене сталкивают два мира: «богемный» (его олицетворяет гимнастка) и размеренный, деревенский (в лице плановика).
 
Легкая, ироничная Яна Прыжанкова четко ведет линию гимнастки, влюбленной в свою профессию. И менять ее на обещанное семейное счастье не собирается. А вот к странному ночному гостю относится с толикой сочувствия. Собственно, она и прекращает мучения главного героя, написав ему записку: «Николай Петрович, в 40 лет надо быть умнее». В общем, и  актерам есть про что поиграть, и зрителям над чем посмеяться. Шукшин все же отлично знал природу русского чудака, а Марк Розовский сумел раскрыть ее на сцене.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Сказка о Юсуповых

    Историю рода Юсуповых, от времен Ивана Грозного до 1920-х годов, в «Современнике» уложили всего в полтора часа и двенадцать поэтических эпизодов. Для режиссера Олега Глушкова первичны были музыка и поэзия, и только потом он стал копаться в исторических фактах. ...
  • Вышел в свет январский «Театрал»!

    На страницах первого номера 2022 года (см. подписка и где купить) вы прочтете:   - что желают Римасу Туминасу в связи с грядущим юбилеем Александр Калягин, Юрий Соломин, Мария Ревякина, Дмитрий Трубочкин, Алексей Бородин, Евгений Писарев, Сергей Гармаш, Адамас Яцовскис, Анжелика Холина и другие; - какие задачи Сергей Газаров ставит перед своими театрами; - о чем говорили гости и лауреаты премии «Звезда Театрала»-2021; - зачем поэт Владимир Вишневский рифмует слова пандемийного времени; - чем отвлечь себя от новогодних застолий и постпраздничной хандры: авторская колонка главреда журнала «Театрала Валерия Якова; - куда сходить с ребенком в новогодние дни: обзор лучших спектаклей; - о каких ролях мечтает Виктор Раков; - как Евгений Марчелли обновил репертуар Театра им. ...
  • Воланд & Co

    В самом центре Москвы, недалеко от Патриарших прудов, почти на одной и той же улице появились два иностранца и почти одновременно выпустили спектакли по культовому для России роману. «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова поставили – в Театре Наций канадский режиссер Робер Лепаж и в Большом хореограф из Словении Эдвард Клюг. ...
  • Игры нашего времени

    В Театре Моссовета за месяц вышли сразу две крупные премьеры. Евгений Марчелли выпустил свой первый спектакль на большой сцене в статусе худрука – «Жестокие игры» Арбузова. А Анастасия Светлова, бывшая прима Волковского театра, сыграла заглавную роль в спектакле по пьесе Зеллера «Мама» в постановке молодого режиссёра Павла Пархоменко. ...
Читайте также