«Театрал» заглянул за кулисы одного из самых современных театров

Всё по Станиславскому

 

26 января исполнилось два года с того момента, как в Московском драматическом театре им. Станиславского завершилась реконструкция и на карте столицы появился новый культурный объект под названием Электротеатр Станиславский.
 
Путешествие «Театрала» по закулисью состоялось накануне спектакля-трилогии «Синяя птица», для которой главный художник театра Анастасия Нефёдова создала более 350 костюмов. Первым пунктом закулисного маршрута стала Основная сцена.
 
Особенность зала-трансформера заключается в отсутствии стационарной сцены. Она, как и зрительские места, может располагаться где угодно, поэтому на разных спектаклях зал приобретает различную конфигурацию. Форма зала на фото соответствует спектаклю «Синяя птица» (режиссер Борис Юхананов).
 
Для сравнения, во время спектакля «Стойкий принцип» зрители находятся на противоположной стороне, а актеры играют в той части помещения, где сейчас балкон. В том числе и на самом балконе.
 
Зрители могут располагаться и вдоль зала, и по обеим сторонам сцены (в последнем случае она находится между ними по центру). Например, согласно задумке режиссера Филиппа Григорьяна, первое действие спектакля «Тартюф» зрители смотрят с одной стороны декорации, второе – с другой, а в антракте меняются местами. В зависимости от ракурса складывается разное впечатление и получается, что зрители видят за один вечер два разных спектакля. Кроме этого, зал можно разместить на разных уровнях – на нулевой отметке или амфитеатром. В зависимости от местоположения сцены к противоположной стене переезжают световые и звуковые пульты, а зрители поднимаются на спектакль по разным лестницам.

 
На фото – декорация к спектаклю «Синяя птица». Это фюзеляж самолета Боинг-737 в разрезе в натуральную величину.
 
Сцена насыщена театральными технологиями. Среди них система точечных подъемов, которые приводятся в действие лебедками, размещенными по периметру зала. В арсенале театра также комплект мобильных цеповых лебедок повышенной грузоподъемности – для более тяжелых элементов. В «Синей птице» с их помощью поднимается холодильник. Самоходный ножничный подъемник с трогательным именем «Дженни» позволяет подъехать к любой точке, подняться на любую высоту и автономно смонтировать прибор или закрепить декорацию – к потолку или железному каркасу, опоясывающему помещение. В «Синей птице» незаменимая «Дженни» еще и элемент сценического оформления. Осветительные приборы последнего поколения – легкие и экономные – дают динамический свет. Акустическая стена имеет специальное рифление – для правильного распределения звука.
 
Максимально вместимость зала – 250 кресел. Впрочем, есть спектакли, где их нет вообще: зритель либо стоит, либо садится на пол, как, например, в спектакле «Человеческое использование человеческих существ»  итальянского режиссера-экспериментатора Ромео Кастеллуччи.
 
Действиями людей и техники во время спектакля руководит помощник режиссера при помощи режиссерского пульта, имеющего связь с артистами и службами. Отсюда же даются звонки в зрительскую зону. К слову, для каждого спектакля Электротеатра они уникальны.
 
К карману сцены ведут два служебных коридора. Здесь обнаружились разнообразные костюмы и реквизит. Например, валенки. На каждом – фамилия артиста. Все строго индивидуально, никакого общежития.
 
Особенность внутреннего дизайна театра – сочетание старины и современности. Помимо балкона в здании после реконструкции сохранилось множество  других исторических элементов. Например, часть отделки потолка…
 
… и кирпичная кладка начала XX века. На некоторых кирпичах цело клеймо завода-изготовителя.  
 
В декорировании стен служебных коридоров использованы иллюстрации художественного руководителя театра Бориса Юхананова к его роману-опере «Сверлийцы». Это бумажные обои, на которые по заказу театра был нанесен принт.
 
Потолок в актерских гримерках украшает небесный атлас – репродукции гравюр XVIII века.
 
По лестнице куда-то направляется скелет. Наверно, он идет в буфет…
 
…который у сотрудников театра отдельный. Здесь каждый может хранить свою еду, а также заказать завтрак, обед или ужин. Меню разнообразное, в том числе вегетарианское. Для тех, кто не ест мясо, всегда найдется рыба.
 
На стене – магнитная доска с актуальными объявлениями. Вроде просьбы не уносить магниты. Впрочем, есть и серьезные: «Театр начал сотрудничество с фондом борьбы с лейкемией».
 
Специально для мини-библиотеки был сконструирован книжный шкаф. В конфигурации полок можно прочесть надпись «Read more».
 
Из окна открывается вид на московские крыши.
 
В зрительском буфете в фойе первого этажа продаются десерты, в том числе шоколад российского производства, который делают вручную по старым рецептам. Обнаружилось и безе с сырным кремом, названное в честь спектакля «Анна в тропиках». Для зрителей «Синей птицы» вечером сделают одноименный коктейль. Еду для обоих буфетов готовят на собственной кухне «Электротеатра» повара Electro Noor бара.
 
Зрительский буфет находится в фойе, которое вместе с Электролестницей образует Электрозону. Здесь проходят мастер-классы, лекции, презентации книг, творческие вечера, перформансы, концерты, кинопоказы и выставки. Работает книжная лавка. Окна (они же двери) в теплое время открываются. Сквозь них можно пройти по двору к Малой сцене, срезав маршрут.
 
Малая сцена открылась в сентябре в отдельном здании. Этот зал также является трансформером, однако он не столь технически оснащен. Если нужно что-то поднять, устанавливаются мобильные лебедки, которые демонтируются после спектакля. Свет – только статический. Тем не менее, как и на Основной сцене, здесь есть система креплений (железный остов вмонтирован в стены) и акустический изгиб стены. Играть актеры могут без микрофона. Закулисное пространство небольшое: 350 костюмов сюда не войдет. Да это и не нужно: у камерной сцены другие задачи. Сюда переносятся спектакли, которые позволяют рассматривать себя под экспериментальным углом.
 
При этом сцены перекликаются по стилю. «Это пространство планировалось как монастырское, – говорит Анастасия Нефедова о Малой сцене. –  В нем заложены минимализм и аскетичность, что мне, как художнику, особенно дорого. У зала интересные пропорции. Они, правда, обусловлены изначальными габаритами помещения: это вытянутая площадка 8 на 16. Зато ее высота – 6 метров. Это даже больше, чем у Основной сцены. Поэтому можно устанавливать высокий амфитеатр, благодаря которому зрителю прекрасно видно сцену из любой точки. Возникает ощущение, что спектакль играется специально для тебя».
 
Вместимость зала варьируется в зависимости от проекта. На кинопоказах, для которых требуется относительно небольшая свободная площадка, число зрителей достигает 120-ти, а на спектаклях можно комфортно разместить 80 кресел. На фото – рассадка зрителей для просмотра кино. Если убрать ряды, мы окажемся на балконе.
 
Витражное окно, выходящее во двор, уютно светится по вечерам.


«Мы называем это здание электрический кубик. Наше инопланетное создание, органично существующее внутри исторического центра города».


 
Маршрут завершается в костюмерно-пошивочном цехе. Здесь изготавливаются костюмы, проходит их примерка и промежуточное хранение.
 
Костюмы из спектакля «Сверлийцы», за которые Анастасия Нефёдова получила «Золотую маску»-2016.
 
В весенне-летний сезон 2017 Электротеатр планирует открытие театрального двора. Тогда две сцены, цеха и двор образуют в сердце города единый театральный комплекс.
 
За помощь в подготовке материала редакция благодарит технического директора Сергея Котова и главного художника Анастасию Нефёдову. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Владимир Андреев: «Между Кандинским поздним и ранним»

    В день юбилея актера и режиссера, президента Ермоловского театра Владимира АНДРЕЕВА «Театрал» публикует материал из рубрики «Закулисье». Мы поздравляем Владимира Алексеевича с днем рождения и желаем  здоровья, энергии, радости и новых встреч с любящей публикой! ...
  • Практический опыт

    По традиции, в новогодние праздники напоминаем лучшие тексты минувшего сезона. В нашей подборке – закулисье театра «Практика» (материал из июльского номера, вышедший в рамках спецпроекта «Театрала»). На первый взгляд закулисье этого театра напоминает подводную лодку или бункер. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
Читайте также