«Онегин-би», жертва олигархов

«Онегинъ.Online» в Театре Бориса Эйфмана

 

Премьеру Бориса Эйфмана по «роману в стихах» Александра Пушкина ждали долго и настороженно. Будоражили слухи о превращении «Онегина» в сугубо женскую историю под названием «Татьяна Ларина» и о сведении сюжета «энциклопедии русской жизни» к гомосексуальному конфликту. И то и другое оказалось верно, отчасти.
Балет «Онегинъ. Online» правильнее всего назвать «Энциклопедией творчества Бориса Эйфмана», в которую хореограф включил полное собрание клише и штампов, накопленных им за многие годы сочинительства. Тем, кто знаком со спектаклями Эйфмана, дежавю гарантировано: тут фрагмент из «Карениной», там – из «Красной Жизели», через минуту – из «Русского Гамлета». Ну и хореографическая лексика – как обычно, «с приветом» от всех западных хореографов сразу.

Самое удивительное, что именно в «Онегине» Эйфман впервые попытался приспособить сюжет к «современным» реалиям. Только сильно опоздал. Перенос пушкинской истории во времена путча 1991 года выглядит не только надуманным, но и анахроничным. Братание коммунистов, либералов и демократов в лице Генерала, Онегина и Ленского за бутылкой водки «на кухне», вечеринка у Лариных, обернувшаяся в балете деревенской дискотекой, «мафиози» Гремин – все метафоры безвозвратно устарели.

Не нова даже для российского зрителя и видеопроекция, бодро транслирующая кадры защиты Белого дома и Ельцина на баррикадах. Превращений в балете немало, и все они выглядят бессмысленными гэгами – трюк ради трюка. Они, конечно же, изрядно шокируют публику, но на смелую режиссерскую мысль никак не тянут. Две похотливые самки – Татьяна и Ольга, ожидающие на завалинке кавалеров, заколотый (!) Онегиным Ленский, являющийся ему полуразложившимся трупом, ослепший во время путча Генерал, полюбивший Татьяну «на ощупь», новоявленная «Золушка» Татьяна, которую отмывают, одевают и причесывают для свадьбы со слепым олигархом, и апофеоз – тот же слепец, закалывающий (а как же иначе?) Онегина «на слух».

И тут открывается еще одна проблема, едва ли не самая серьезная для нынешнего Театра балета Бориса Эйфмана – отсутствие Личностей. Все вышесказанное о спектаклях Эйфмана не ново, искушенные зрители всегда знали о вторичности его хореографии, о заимствованиях, о самоповторах. Но раньше недалекая режиссура подкреплялась уникальными танцовщиками-актерами (если не сказать – держалась на них), оправдывавшими все – трюки и акробатику, грубость сценических приемов и неизменный налет пошлости. Можно вспомнить Альберта Галичанина и Игоря Маркова в «Чайковском», Елену Кузьмину и Юрия Ананяна в «Красной Жизели», Нину Змиевец и Юрия Смекалова в «Чайке»…

А сегодняшний «Онегин» обезличен и пуст. Крепко сбитая Мария Абашова в партии Татьяны грезит о плотской любви и наяву, и во сне (точно так же, как в «Карениной»). Малахольный Онегин Олега Габышева путается в собственных сексуальных ориентациях, поэтому неубедителен как в гей-, так и в гетеродуэтах. Суперпластичный Дмитрий Фишер в Ленском так же гнется во все стороны и закладывает ноги за уши, как в недавнем Треплеве. Ольга Натальи Поворознюк – такая же бледная калька с главной героини, как и ее Заречная. Может быть, лишь Генерал Сергея Волобуева как-то выделяется на общем фоне.

«Онегинъ. Online» не приблизил Бориса Эйфмана к современности, напротив – доказал, что когда-то модный и актуальный балетмейстер прочно законсервировался в собственном, наглухо закрытом от внешнего мира пространстве. И модная приставка «Online» молодость не возвращает…

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Двойной юбилей отметили «Геликон-опера» и Большой симфонический оркестр

    Большой симфонический оркестр имени Чайковского под руководством Владимира Федосеева и «Геликон-опера» совместным выступлением в «Зарядье» отметили два юбилея - 90-летие оркестра и 30-летие театра. Из-за локдауна апрельский юбилей театр «Геликон-опера» вынужденно перенес на октябрь, хотя все было готово к торжеству. ...
  • Старейший театр Владивостока приедет в Петербург

    В рамках проекта «Большие гастроли» в ТЮЗе им. Брянцева с 3 по 6 ноября свои спектакли покажет Приморский академический краевой драматический театр им. Горького. Откроются гастроли спектаклем «Анна Каренина» в постановке Армина Петраса. ...
  • Волкострелов поставил пьесу-каталог

    Показ премьерного спектакля «Lorem Ipsum» состоится 24 и 25 октября в театре «Практике», который на днях отметил свое 15-летие.    «Lorem Ipsum» – это кураторский проект режиссера Дмитрия Волкострелова и художника Ксении Перетрухиной, в котором девять молодых режиссеров Мастерской Брусникина работают с экспериментальным текстом драматурга Екатерины Августеняк. ...
  • Ефремов готов выплатить потерпевшим по делу о ДТП по 1 млн. рублей

    Михаил Ефремов, осужденный на восемь лет колонии за смертельную аварию в центре Москвы, готов выплатить троим потерпевшим по 1 млн. рублей в качестве компенсации ущерба. Об этом 20 октября в Мосгорсуде, где проходило заседание по апелляционной жалобе, заявил новый адвокат артиста Пётр Хархорин. ...
Читайте также