«МЫ ВЕРНУЛИСЬ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ВОЙНУ»

 

Разговоры о патриотизме и особом пути российской истории вновь звувчат на всех уровнях. Но при этом спектакли о Великой Отечественной войне ставятся нечасто. С чего это связано? «Театрал» задал вопрос экспертам.
 
Марина Брусникина, режиссер:

– Спектаклей действительно немного (почему – сказать трудно), но лично я каждый год что-то ставлю о войне. Для меня эта тема святая, и ощущения, что она совсем ушла с театральных подмостков, у меня нет. Конечно, мы многое не видели, но это не значит, что не ощущаем боль тех времен. К теме войны обращаются и молодые драматурги: Аня Батурина написала «Фронтовичку», а Юлия Поспелова – «Говорит Москва». Это все молодые ребята, и им интересен такой разговор. Я думаю, что любой театр заинтересован в таких постановках. Главное, чтобы материал был художественно убедителен, а это во все времена – редкость.
 
Олег Лоевский, театральный критик:
 
– Спектакли о войне появляются обычно к 9 Мая, это уже закон. Другое дело, что произведения первого призыва – «Рядовые», «Завтра была война», «А зори здесь тихие» и так далее – практически не идут. Сейчас тема войны осмысляется по-другому. В работу часто берут документальные материалы, частные истории. Это очень интересно. Но не так просто. Причем не только в театре, но и в кино. Режиссер Федерико Феллини говорил: если бы у русских не было войны, о чем бы они снимали кино? На протяжении многих лет огромный пласт военной прозы имел сценическое воплощение. Военные темы отсветом падали на советскую реальность. Сегодня мы вернулись в интеллектуальную войну. К тем произведениям, которые связаны с небольшим отстранением. К подлинной войне мы не хотим приближаться, потому что она страшна. А карикатурная нам не интересна.
 
Валерий Печейкин, драматург:

 
– Новые пьесы о Великой Отечественной войне появляются каждый год, но я все же понимаю, почему драматурги в большинстве своем не торопятся писать на эту тему. Дело в том, что у нее очень сильный флер официоза, и автор не понимает, как на этом поле работать. Если всерьез, то как? Тема-то ядерная. А молодые драматурги просто не обладают собственным опытом. Последние большие высказывания на эту тему происходили в прозе. И принадлежат, как правило, фронтовикам. Роман «Прокляты и убиты» Астафьева не так давно еще шел на сцене МХТ им. Чехова. Автор сам был участником тех событий, видел все своими глазами и писал о неоднозначных вещах. А что лично я могу написать на эту тему? Наверное, смогу в нереалистическом ключе порассуждать о войне, как об альтернативной истории наподобие фильма «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино. Драматургия сегодня скорее идет этим путем. Но вряд ли наш театр будет готов к постановке такой пьесы. Ее посчитают оскорбительной, а не художественной.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Опера – всем»

    Откроется международный музыкальный фестиваль, декорациям которого традиционно станут архитектурные ансамбли Петербурга, на Соборной площади Петропавловской крепости. 8 августа здесь прозвучит опера Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении оркестра театра «Мюзик-Холл». ...
  • Юрий Бутусов нашел ключ к современной драматургии

    Первой премьерой сезона в РАМТе станет «Сын» в постановке Юрия Бутусова. 11 сентября он представит свое прочтение пьесы Флориана Зеллера. «Самый яркий молодой драматург нашего времени», по мнению The Guardian, «один из самых горячих литературных талантов Франции», по мнению The Independent, обладатель премии «Мольер», Зеллер впервые сочинил настоящую трагедию. ...
  • Алексей Гуськов сыграет главную роль в «Седьмой симфонии»

    В Санкт-Петербурге стартовали съемки 8-серийного художественного фильма «Седьмая симфония» о том, как случилось практически невозможное – 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде, в Большом зале Филармонии, и по радио впервые прозвучала «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича. ...
  • Мариинский театр покажет три масштабных премьеры

    До конца 2020 года Мариинский театр предполагает представить три премьерных спектакля, и это будут немаленькие постановки. Об этом художественный руководитель и директор Мариинки Валерий Гергиев заявил в онлайн-эфире первого международного дискуссионного форума #ArtSpace. ...
Читайте также