Спектакль Евгения Славутина «Сирано» (по мотивам пьесы Ростана) отмечает десятилетие. Постановка увидела свет в декабре 2007 года в театре МОСТ и с тех пор постановка собирает полные залы в Москве и на гастролях, а в 2008 году получила Гран При на международном фестивале «Тэатральны куфар» в Минске. По случаю юбилея «Театрал» попросил Евгения СЛАВУТИНА назвать несколько слагаемых успеха спектакля.
ВЫВЕЛ НА СЦЕНУ ОДНОГО ИЗ НАС
Все бенефисные спектакли «Сирано де Бержерак», как правило, наполнены гениями: в них главную роль играют большие мастера, которым лет около сорока. Но мэтр проживает на сцене эту историю поэта один на один. А мой Сирано — абсолютно из зрительской среды, он один из нас и в образе, и в слове: «Поверь, любимая! И через сотни лет! В заснеженной Москве какой-нибудь студент, В возлюбленной своей увидит образ твой, И я в его душе воскресну вновь живой!»
ПЕРЕПИСАЛ ХРЕСТОМАТИЙНУЮ ПОЭМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ
Два года работал только со звукописью текста — переписывал 2/3 текста почти весь текст Ростана, «переговаривал» «Сирано де Бержерак» в переводах Соловьева и Айхенвальда — прежде чем мне удалось довести поэзию XIX века до живой разговорной речи нашего времени. История поэта Сирано XVII века будет понятна сегодня даже ребенку.
НАШЕЛ ТЫСЯЧУ ХОДОВЫХ РИФМ
От шестичасовой ростановской поэмы XIX века осталась виртуозная игра двустиший на два с половиной часа. Мне помогла ирония и пушкинская легкая ямбическая стопа.
УБРАЛ ПРИСТАВКУ «ДЕ БЕРЖЕРАК»
Она отпала сама собой от новой русской версии. Да и в пьесе Ростана он называется де Бержерак всего один раз.
ВОСПОЛНИЛ ДЕФИЦИТ СЧАСТЬЯ
В нынешнюю эпоху процветающего прагматизма людям не хватает веры в чувства: не в их наличие, а в подлинность и необходимость любить. Сохранив от первоисточника лишь любовную линию, я вывожу свою формулу счастья, выраженную в финале словами Роксаны: «Как можно дальше с этим жить? Всё просто: нужно верить и любить».
СИРАНО ПОДАРИЛ ВЕРУ В ЛЮБОВЬ
Движущей силой спектакля является любовь. Импульс сильного чувства открывает в человеке сверхспособность к действию. Но ради чего, какими средствами — быть или не быть, совершать ли подвиг или идти на преступление?.. В финале за скрытой логикой страстей стоит цена. Хотите узнать: какова цена истинного чувства? Любите один раз. Второй, третий раз влюбляться для этого бессмысленно. Так, в спектакле Кристиан во имя любви уходит на войну и погибает. Роксана прозревает в любви, когда теряет физическое зрение. Сирано жертвует своим счастьем, ради счастья других людей, и лишь перед смертью встречает взаимность:
ВЫВЕЛ НА СЦЕНУ ОДНОГО ИЗ НАС
Все бенефисные спектакли «Сирано де Бержерак», как правило, наполнены гениями: в них главную роль играют большие мастера, которым лет около сорока. Но мэтр проживает на сцене эту историю поэта один на один. А мой Сирано — абсолютно из зрительской среды, он один из нас и в образе, и в слове: «Поверь, любимая! И через сотни лет! В заснеженной Москве какой-нибудь студент, В возлюбленной своей увидит образ твой, И я в его душе воскресну вновь живой!»

Два года работал только со звукописью текста — переписывал 2/3 текста почти весь текст Ростана, «переговаривал» «Сирано де Бержерак» в переводах Соловьева и Айхенвальда — прежде чем мне удалось довести поэзию XIX века до живой разговорной речи нашего времени. История поэта Сирано XVII века будет понятна сегодня даже ребенку.
НАШЕЛ ТЫСЯЧУ ХОДОВЫХ РИФМ
От шестичасовой ростановской поэмы XIX века осталась виртуозная игра двустиший на два с половиной часа. Мне помогла ирония и пушкинская легкая ямбическая стопа.
УБРАЛ ПРИСТАВКУ «ДЕ БЕРЖЕРАК»
Она отпала сама собой от новой русской версии. Да и в пьесе Ростана он называется де Бержерак всего один раз.

В нынешнюю эпоху процветающего прагматизма людям не хватает веры в чувства: не в их наличие, а в подлинность и необходимость любить. Сохранив от первоисточника лишь любовную линию, я вывожу свою формулу счастья, выраженную в финале словами Роксаны: «Как можно дальше с этим жить? Всё просто: нужно верить и любить».

Движущей силой спектакля является любовь. Импульс сильного чувства открывает в человеке сверхспособность к действию. Но ради чего, какими средствами — быть или не быть, совершать ли подвиг или идти на преступление?.. В финале за скрытой логикой страстей стоит цена. Хотите узнать: какова цена истинного чувства? Любите один раз. Второй, третий раз влюбляться для этого бессмысленно. Так, в спектакле Кристиан во имя любви уходит на войну и погибает. Роксана прозревает в любви, когда теряет физическое зрение. Сирано жертвует своим счастьем, ради счастья других людей, и лишь перед смертью встречает взаимность:
«Любимая! Жизнь пронеслась как ветер,
Твоя любовь навек порука в том,
Что я так счастлив был на свете,
Как дай мне Бог, счастливым быть на том!»
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
Твоя любовь навек порука в том,
Что я так счастлив был на свете,
Как дай мне Бог, счастливым быть на том!»
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.