17 августа народному артисту СССР Олегу Табакову исполнилось бы 84 года. В этот день в его кабинете в МХТ всегда собирались друзья, коллеги, ученики. Поздравляли, говорили слова благодарности и, конечно, слушали бесконечно занятные истории из уст легендарного актера.
Сегодня второй день рождения без Олега Павловича. Однако память о нем не померкнет. Как и прежде, его имя объединяет многочисленных театральных деятелей.
Друзья и коллеги Олега Табакова любят рассказывать о нем такую историю: когда что-то требовалось для театра (вне зависимости подвальный ли это театрик на Чаплыгина или великий МХТ), Олег Павлович снимал трубку и, набрав номер какого-либо высокопоставленного лица, непременно говорил: «Это звонит Табаков. Киноартист». И счастливая реакция собеседника не заставляла себя ждать.
Разумеется, в емком слове «киноартист» заключалась самоирония, обаятельное лукавство, но прием срабатывал безотказно, ведь в самом деле благодаря одним только киноролям Олег Павлович навсегда останется в истории. Однажды Сергей Юрский заметил, энергия лицедейства во все времена давала возможность Табакову проверять себя.
Он говорил: если эта энергия есть, то всё остальное только приложение. А «приложениями» стали и многолетняя работа в «Современнике» (в 1957-1983 гг. – артист; в 1970-1976 гг. – директор), и активная преподавательская деятельность (курс, набранный в ГИТИСе в 1976 г., впоследствии составил основу «Табакерки»), и создание своего собственного театра на Чаплыгина (1977 г.), и организация Летней школы им. Станиславского в Бостоне (существует с 1992 г.), и строительство театральной школы для одаренных детей в Москве (открыта в 2009 г.), и руководство Школой-студией МХАТ (в 1986-2000 гг. – ректор), и, конечно, работа во МХАТе, куда он перешел по приглашению Олега Ефремова в 1983 году и где все последующие годы играл большие, знаковые роли. С 2000 года и по сей день являлся художественным руководителем МХТ, продолжая руководить и «Табакеркой».
И это – далеко не полный список заслуг артиста. Он строил новые сцены, открывал таланты, входил во всевозможные советы и коллегии, помогал пожилым и поддерживал бедных (щедрую свою благотворительность не афишировал никогда). Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий говорит: «Я не знаю, как называется это его уникальное качество театрального строителя, театрального деятеля, мастера, но для меня очевидно одно: стараниями этого человека в наш театр пришло уже несколько поколений настоящих больших актеров. Несколько поколений… Старшим его ученикам сегодня под шестьдесят, а младшим, которые в колледже, нет еще двадцати».
Сергей Юрский говорил о Табакове:
– Стал ли он начальником, директором, министром, заведующим, подписывает ли он бумаги, которые являются судьбоносными или сидит с важным видом на скучнейшем заседании, он может себе шепнуть: нет, нет, я только актер – все остальное не имеет значения. Пока он может надувать этот «шар», то есть порождать из своих тайных недр воображаемое существо, он непобедим.
Приятель Олега Табакова журналист Александр Авдеенко в ту пору, когда актер возглавил МХТ, написал о нем очерк, которым Олег Павлович гордился. Есть там такие строчки:
«Он провозгласил своим поступком, что театр теперь открыт всем современным течениям в режиссуре и драматургии. Количество спектаклей на большой и малой сценах зашкаливает за цифру предельного и разумного. Пригласили к постановкам всех, кого возможно. Результат? Постоянные аншлаги. Приличное вспомоществование актерам. Спонсоры, стоящие в очереди, чтобы поддержать труппу. Успех, как и положено ему по линии судьбы. Дотационный прежде театр выходит в лидеры коммерческого успеха».
В 2014 году впервые в истории премии «Звезда Театрала» вручалась награда в номинации «Любимый театр (лучший директор)». И бесспорным лидером в зрительском голосовании оказался Олег Табаков.
– Хочется сказать про тех, кто на смену идет и пришел, – отметил он, поднявшись на сцену. – Хочется сказать серьезные и добрые слова про Кирилла Крока. Хочу сказать добрые слова про двух парней из МХТ Игоря Попова и Юру Кравца. Понимаете, «никто не даст нам избавленья», никто за нас эту работу не сделает ни Владимир Владимирович, ни Дмитрий Анатольевич, а только мы. Поэтому очень важно, что будет после нас.
Эту же мысль он развил в одном из биографических интервью, записанных Анатолием Смелянским:
– Не надо надеяться в таких вещах на государство, – отметил Олег Павлович. – Это же Левиафан неповоротливый, как сказал бы Андрей Звягинцев. Поэтому надо самому шевелиться, думать о будущем. Вот совсем недавно заложили камень в здание будущего филиала МХТ, который заменит нам здание на улице Москвина. Ну, не может искусство актера сегодня развиваться без совершенного подвижного, чуткого театрального пространства. Когда в Камергерском сделали впервые поворотный круг, то Лев Толстой был так поражен новыми возможностями, что написал «Живой труп» с множеством эпизодов в расчете на этот поворотный круг. Это ж не вопрос технологии, это расширение возможностей театра, актеров и режиссеров. Шумят и театральные пошляки, да когда это будет, и зачем это Табакову? Мы, мол, не увидим. На это так скажу: на нас жизнь не кончается.
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы
Сегодня второй день рождения без Олега Павловича. Однако память о нем не померкнет. Как и прежде, его имя объединяет многочисленных театральных деятелей.
Друзья и коллеги Олега Табакова любят рассказывать о нем такую историю: когда что-то требовалось для театра (вне зависимости подвальный ли это театрик на Чаплыгина или великий МХТ), Олег Павлович снимал трубку и, набрав номер какого-либо высокопоставленного лица, непременно говорил: «Это звонит Табаков. Киноартист». И счастливая реакция собеседника не заставляла себя ждать.
Разумеется, в емком слове «киноартист» заключалась самоирония, обаятельное лукавство, но прием срабатывал безотказно, ведь в самом деле благодаря одним только киноролям Олег Павлович навсегда останется в истории. Однажды Сергей Юрский заметил, энергия лицедейства во все времена давала возможность Табакову проверять себя.
Он говорил: если эта энергия есть, то всё остальное только приложение. А «приложениями» стали и многолетняя работа в «Современнике» (в 1957-1983 гг. – артист; в 1970-1976 гг. – директор), и активная преподавательская деятельность (курс, набранный в ГИТИСе в 1976 г., впоследствии составил основу «Табакерки»), и создание своего собственного театра на Чаплыгина (1977 г.), и организация Летней школы им. Станиславского в Бостоне (существует с 1992 г.), и строительство театральной школы для одаренных детей в Москве (открыта в 2009 г.), и руководство Школой-студией МХАТ (в 1986-2000 гг. – ректор), и, конечно, работа во МХАТе, куда он перешел по приглашению Олега Ефремова в 1983 году и где все последующие годы играл большие, знаковые роли. С 2000 года и по сей день являлся художественным руководителем МХТ, продолжая руководить и «Табакеркой».
И это – далеко не полный список заслуг артиста. Он строил новые сцены, открывал таланты, входил во всевозможные советы и коллегии, помогал пожилым и поддерживал бедных (щедрую свою благотворительность не афишировал никогда). Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий говорит: «Я не знаю, как называется это его уникальное качество театрального строителя, театрального деятеля, мастера, но для меня очевидно одно: стараниями этого человека в наш театр пришло уже несколько поколений настоящих больших актеров. Несколько поколений… Старшим его ученикам сегодня под шестьдесят, а младшим, которые в колледже, нет еще двадцати».

– Стал ли он начальником, директором, министром, заведующим, подписывает ли он бумаги, которые являются судьбоносными или сидит с важным видом на скучнейшем заседании, он может себе шепнуть: нет, нет, я только актер – все остальное не имеет значения. Пока он может надувать этот «шар», то есть порождать из своих тайных недр воображаемое существо, он непобедим.
Приятель Олега Табакова журналист Александр Авдеенко в ту пору, когда актер возглавил МХТ, написал о нем очерк, которым Олег Павлович гордился. Есть там такие строчки:
«Он провозгласил своим поступком, что театр теперь открыт всем современным течениям в режиссуре и драматургии. Количество спектаклей на большой и малой сценах зашкаливает за цифру предельного и разумного. Пригласили к постановкам всех, кого возможно. Результат? Постоянные аншлаги. Приличное вспомоществование актерам. Спонсоры, стоящие в очереди, чтобы поддержать труппу. Успех, как и положено ему по линии судьбы. Дотационный прежде театр выходит в лидеры коммерческого успеха».
В 2014 году впервые в истории премии «Звезда Театрала» вручалась награда в номинации «Любимый театр (лучший директор)». И бесспорным лидером в зрительском голосовании оказался Олег Табаков.
– Хочется сказать про тех, кто на смену идет и пришел, – отметил он, поднявшись на сцену. – Хочется сказать серьезные и добрые слова про Кирилла Крока. Хочу сказать добрые слова про двух парней из МХТ Игоря Попова и Юру Кравца. Понимаете, «никто не даст нам избавленья», никто за нас эту работу не сделает ни Владимир Владимирович, ни Дмитрий Анатольевич, а только мы. Поэтому очень важно, что будет после нас.

– Не надо надеяться в таких вещах на государство, – отметил Олег Павлович. – Это же Левиафан неповоротливый, как сказал бы Андрей Звягинцев. Поэтому надо самому шевелиться, думать о будущем. Вот совсем недавно заложили камень в здание будущего филиала МХТ, который заменит нам здание на улице Москвина. Ну, не может искусство актера сегодня развиваться без совершенного подвижного, чуткого театрального пространства. Когда в Камергерском сделали впервые поворотный круг, то Лев Толстой был так поражен новыми возможностями, что написал «Живой труп» с множеством эпизодов в расчете на этот поворотный круг. Это ж не вопрос технологии, это расширение возможностей театра, актеров и режиссеров. Шумят и театральные пошляки, да когда это будет, и зачем это Табакову? Мы, мол, не увидим. На это так скажу: на нас жизнь не кончается.
Подписывайтесь на официальный в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы