Пять лет назад при «Школе современной пьесы» появилась детская театральная студия. За это время через нее прошло не меньше сотни детей, многие из которых поступили в театральные вузы. Придумано и поставлено несколько спектаклей. Вместо одной группы теперь работают три – для детей от пяти и до пятнадцати лет. Появились новые предметы такие как кино и фехтование. И называется студия теперь «Школа игрового театра». О том, как возникла идея и что в результате должно получится, «Театралу» рассказала художественный руководитель коллектива Лариса МАКСИМОВА.
– Лариса, вы профессиональный журналист, долго работали на телевидении, сейчас снимаете документальное кино, пишите сценарии. И зачем еще детская театральная студия?
– Так уже получилось, что мне нравится заниматься всем и сразу. Чем больше направлений для приложения сил – тем интереснее. Да, я по-прежнему пишу и снимаю – для телеканала «Культура», например. Но вот уже много лет театр занимает в жизни особое и очень важное место.
Случилось это, как ни странно, благодаря моему сыну. Он решил стать актером, по-моему, сразу же как родился. Он не играл в машинки и солдатиков, а ставил разные спектакли. Летом мы жили за городом, он приводил откуда-то детей, они сочиняли историю и усаживали взрослых смотреть представление. Весь мой гардероб и часть мебели превращались в реквизит и декорации. А однажды он пришел после спектакля за кулисы в одном из московских театров и заявил, что просит принять его в актеры. Что было делать? Мы с мужем начали искать детскую студию. Побывали в одной, другой, третьей. Тогда их появились сотни. И в каждой из них я видела недостатки и думала: а вот я бы устроила иначе!
– Как, например?..
– Дело в том, что большинство родителей просто хотят видеть своих детей на сцене – танцующими или поющими. Чтобы их снимали камеры, чтоб аплодисменты и чтобы можно было позвать родственников и знакомых, сделать фотографии, а потом умиляться достижениям своего чада. И, естественно, большинство студий обслуживали этот родительский интерес, ведь платят-то родители. Во время прослушиваний они отбирали уже кое-чему обученных детей и начинали немедленно ставить с ними спектакли.
Так и сейчас нередко происходит. И что получается из этого? На сцену выходят «дрессированные» дети, всё обаяние которых в том, что они – дети. Милые и смешные. Многие студии работали как агенты: организовывали сьемки в фильмах, сериалах, рекламных роликах и получали за это хороший процент от детских гонораров. Родителей это не только не пугало, наоборот, они были счастливы! Очень часто с детьми в театральных студиях занимались актеры с несложившейся карьерой: чтобы не сидеть без дела и зарабатывать, они обучали ребят тому, чему сами недавно научились в институте. Словом, мне многое не нравилось, но я видела, что сын очень увлечен и у него есть дело, которому он готов посвящать все свое время. Это было самое главное! Я терпела.
– А почему вы тогда не создали студию?
– Потому что вместо этого я поступила в ГИТИС, в заочную режиссерскую мастерскую. Решила, видимо, разобраться в том деле, которое так увлекло моего ребенка. А если серьезно, то, проучившись там, я больше всего жалела, что не поступила сюда в юности. Если бы это случилось, то моя жизнь сложилась бы совсем иначе! Я не стала режиссером, у меня не получилось. Но я вышла из ГИТИСа совершенно другим человеком – свободным, легким в общении, гораздо более устойчивым к стрессам и жизненным неурядицам. В голове наступило настоящее прояснение, честное слово!
И главное – я теперь точно знала, чему и как нужно учить детей в театральной студии. Даже если они не хотят быть актерами, обучение актерскому мастерству, движению, правильной речи, пению – все это абсолютно меняет личность, делает ее развитие быстрым, гармоничным, простым. И еще я работала в театре «Школа современной пьесы», которым руководил мой педагог Иосиф Леонидович Райхельгауз. Так что, все сошлось. И вот однажды мой однокурсник Евгений Кочетков, режиссер этого же театра решил поставить детский спектакль про фокусников. В пьесе были две детские роли – мальчика и девочки. Мы объявили кастинг. Целая очередь выстроилась. Выбрали четверых, но осталось огромное количество прекрасных, замечательных, чудесных детей, которых мы уже полюбили. И я решилась осуществить мечту.
– И удалось сделать свою детскую студию, не похожей на другие?
– Стараемся. Мы сразу решили, не будем проводить прослушиваний и кастингов, ведь любое прослушивание – стресс для ребенка, а кроме того – это ничего нам не дает, мы не ищем таланты. Вместо этого у нас существует системы открытых уроков, на которые в начале сентября мы приглашаем всех желающих и набираем группы. Мы не выбираем лучших, просто во время этих открытых занятий педагоги и родители могут познакомиться друг с другом, дети – понять, чем они тут будут заниматься, как, в какой компании, в каких условиях.
Мы набираем детей для того, чтобы обучать их. Танцам, пению, сценической речи, движению и многому другому. Но ребенок не будет учиться, если ему скучно. Поэтому задача номер один – создать атмосферу, в которой детям интересно, комфортно и радостно. Все это дает игра. Поэтому и студия наша называется «Школа игрового театра». Игровой театр – это целая система, на которой построено обучение и актерская техника во многих театрах мира. В нашем случае, мы просто погружаем детей в игру, и, играя, они учатся. Но сначала – нужно снять все зажимы, раскрепостить, убрать страх и желание прятаться за чужие спины. Наши педагоги умеют все это потому, что когда-то их тоже этому научили. И меня научили. Так что, мы все тут – одна команда. Актерское мастерство преподает детям мой бывший педагог, доцент ГИТИСа и актриса нашего театра Олтга Гусилетова, вокал – завмуз театра Вера Николаева, хореографию – балетмейстер, поставивший пластику в большинстве спектаклей Райхельгауза, Светлана Кузянина.
С маленькими занимается совершенно бесподобный Артем Кабидов. Он умеет так работать с детьми, что иногда мы вынуждены ограничивать прием в его группы, настолько они переполнены. Пять лет назад мы с педагогами договорились о принципах работы и соблюдаем их. Мы точно знаем, что хотим и делаем это. Не просто занимаемся тем или сем, а осознанно делаем детей свободными. Потому, что только, став такими, они будут учиться чему-то дальше. И не обязательно актерской профессии – навыки полученные здесь пригодятся бизнесмену, юристу, политику, руководителю, учителю в школе… Мы воспитываем не актера, а человека.
Недавно у нас был такой случай. Три года назад начал заниматься очень застенчивый мальчик Даня. Боялся даже громко говорить. Сегодня он запросто может сыграть любую роль – ему ничего не страшно! Вылетает на сцену как из пушки и весь прямо светится счастьем. Так вот, в конце зимы, мы играли несколько благотворительных спектаклей для детей из малообеспеченных семей и инвалидов. Этот проект называется «Дети – детям». В последний день, за три часа до начала спектакля, позвонил папа Дани и сказал, что мальчик так сильно отравился, что они даже вызвали скорую помощь. Сейчас он спит и вряд ли приедет на спектакль. Мы стали быстро менять мизансцены и раздавать Динины реплики другим детям.
Так вот я думаю, что происшедшее принесло Дане для становления его личности намного больше, чем пять лет в школе. За три часа он научился быть мужественным, ответственным и увидел, как люди могут благодарны ему за это. А сколько дают детям наши совместные поездки на фестивали, когда они едут вместе в поезде, живут в гостинице, делятся своими бедами и радостями, репетируют, играют. Мы были и в Польше, и во Франции, в российских городах Минске и Ижевске. Еще очень важно, что в студии ребята находят друзей, свою компанию.
– И каковы творческие успехи?
– За пять лет поставили три спектакля – «Три поросенка» и «Дядя Степа» по произведениям Сергея Михалкова и «Чокнутый» по мотивам повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон. Интерес к Михалкову возник потому, что нас очень поддерживает Российский Фонд культуры и фонд Сергея Михалкова. Благодаря им, мы участвуем во многих фестивалях, книжных выставках и других мероприятиях. Особых условий мы не просим, играли спектакли даже на Красной площади и а Детском мире на Лубянке. Нашим детям только скажи, что надо играть, они, куда хочешь придут и сыграют. Все спектакли поставила режиссер и педагог Анна Смирнова.
Например «Дядя Степа» решен очень интересно: в нем семь дядь Степ, один на ходулях ходит, другой из шариков состоит. «Чокнутый» – про то, что и человеку, и чайке, если он не похожи на остальных, жить трудно, но надо все равно иметь мечту и попробовать ее осуществить, даже если все остальные против. В планах у нас «Снежная королева» для маленьких. Это будет спектакль в форме открытой репетиции. Моя роль в Студии свелась к продюсированию и связях с внешним миром. Я уверена, что педагоги меня не подведут, а кроме того, есть еще директор – Лада Мацук и администратор Ольга Гурьянова. Я им всем очень благодарна за серьезное отношение к делу, прежде всего. Сегодня мы занимаемся на нескольких театральных площадках, но узнать а нас по-прежнему легче всего в театре «Школа современной пьесы», на сайте в разделе «проекты» есть информация о нашей студии.
Постановка спектаклей, фестивали и поездки – очень важная часть работы. Потому что учебы – учебой, но всем хочется увидеть результат . А еще очень важно, что наверное нет другой более прекрасной формы игры чем спектакль. Правда же?
– Лариса, вы профессиональный журналист, долго работали на телевидении, сейчас снимаете документальное кино, пишите сценарии. И зачем еще детская театральная студия?
– Так уже получилось, что мне нравится заниматься всем и сразу. Чем больше направлений для приложения сил – тем интереснее. Да, я по-прежнему пишу и снимаю – для телеканала «Культура», например. Но вот уже много лет театр занимает в жизни особое и очень важное место.
Случилось это, как ни странно, благодаря моему сыну. Он решил стать актером, по-моему, сразу же как родился. Он не играл в машинки и солдатиков, а ставил разные спектакли. Летом мы жили за городом, он приводил откуда-то детей, они сочиняли историю и усаживали взрослых смотреть представление. Весь мой гардероб и часть мебели превращались в реквизит и декорации. А однажды он пришел после спектакля за кулисы в одном из московских театров и заявил, что просит принять его в актеры. Что было делать? Мы с мужем начали искать детскую студию. Побывали в одной, другой, третьей. Тогда их появились сотни. И в каждой из них я видела недостатки и думала: а вот я бы устроила иначе!
– Как, например?..
– Дело в том, что большинство родителей просто хотят видеть своих детей на сцене – танцующими или поющими. Чтобы их снимали камеры, чтоб аплодисменты и чтобы можно было позвать родственников и знакомых, сделать фотографии, а потом умиляться достижениям своего чада. И, естественно, большинство студий обслуживали этот родительский интерес, ведь платят-то родители. Во время прослушиваний они отбирали уже кое-чему обученных детей и начинали немедленно ставить с ними спектакли.

– А почему вы тогда не создали студию?
– Потому что вместо этого я поступила в ГИТИС, в заочную режиссерскую мастерскую. Решила, видимо, разобраться в том деле, которое так увлекло моего ребенка. А если серьезно, то, проучившись там, я больше всего жалела, что не поступила сюда в юности. Если бы это случилось, то моя жизнь сложилась бы совсем иначе! Я не стала режиссером, у меня не получилось. Но я вышла из ГИТИСа совершенно другим человеком – свободным, легким в общении, гораздо более устойчивым к стрессам и жизненным неурядицам. В голове наступило настоящее прояснение, честное слово!
И главное – я теперь точно знала, чему и как нужно учить детей в театральной студии. Даже если они не хотят быть актерами, обучение актерскому мастерству, движению, правильной речи, пению – все это абсолютно меняет личность, делает ее развитие быстрым, гармоничным, простым. И еще я работала в театре «Школа современной пьесы», которым руководил мой педагог Иосиф Леонидович Райхельгауз. Так что, все сошлось. И вот однажды мой однокурсник Евгений Кочетков, режиссер этого же театра решил поставить детский спектакль про фокусников. В пьесе были две детские роли – мальчика и девочки. Мы объявили кастинг. Целая очередь выстроилась. Выбрали четверых, но осталось огромное количество прекрасных, замечательных, чудесных детей, которых мы уже полюбили. И я решилась осуществить мечту.
– И удалось сделать свою детскую студию, не похожей на другие?
– Стараемся. Мы сразу решили, не будем проводить прослушиваний и кастингов, ведь любое прослушивание – стресс для ребенка, а кроме того – это ничего нам не дает, мы не ищем таланты. Вместо этого у нас существует системы открытых уроков, на которые в начале сентября мы приглашаем всех желающих и набираем группы. Мы не выбираем лучших, просто во время этих открытых занятий педагоги и родители могут познакомиться друг с другом, дети – понять, чем они тут будут заниматься, как, в какой компании, в каких условиях.
Мы набираем детей для того, чтобы обучать их. Танцам, пению, сценической речи, движению и многому другому. Но ребенок не будет учиться, если ему скучно. Поэтому задача номер один – создать атмосферу, в которой детям интересно, комфортно и радостно. Все это дает игра. Поэтому и студия наша называется «Школа игрового театра». Игровой театр – это целая система, на которой построено обучение и актерская техника во многих театрах мира. В нашем случае, мы просто погружаем детей в игру, и, играя, они учатся. Но сначала – нужно снять все зажимы, раскрепостить, убрать страх и желание прятаться за чужие спины. Наши педагоги умеют все это потому, что когда-то их тоже этому научили. И меня научили. Так что, мы все тут – одна команда. Актерское мастерство преподает детям мой бывший педагог, доцент ГИТИСа и актриса нашего театра Олтга Гусилетова, вокал – завмуз театра Вера Николаева, хореографию – балетмейстер, поставивший пластику в большинстве спектаклей Райхельгауза, Светлана Кузянина.

Недавно у нас был такой случай. Три года назад начал заниматься очень застенчивый мальчик Даня. Боялся даже громко говорить. Сегодня он запросто может сыграть любую роль – ему ничего не страшно! Вылетает на сцену как из пушки и весь прямо светится счастьем. Так вот, в конце зимы, мы играли несколько благотворительных спектаклей для детей из малообеспеченных семей и инвалидов. Этот проект называется «Дети – детям». В последний день, за три часа до начала спектакля, позвонил папа Дани и сказал, что мальчик так сильно отравился, что они даже вызвали скорую помощь. Сейчас он спит и вряд ли приедет на спектакль. Мы стали быстро менять мизансцены и раздавать Динины реплики другим детям.
Поразительно, кстати, как они мгновенно схватывали это, как быстро научились быть партнерами и командой... Но самое главное, что за полчаса до спектакля снова позвонил папа Дани и сказал, что они все-таки едут, потому что, очнувшись после уколов, ребенок заявил, приблизительно следующее: единственной причиной невыхода актера на сцену может быть только смерть. А поскольку он жив – надо ехать!
Так вот я думаю, что происшедшее принесло Дане для становления его личности намного больше, чем пять лет в школе. За три часа он научился быть мужественным, ответственным и увидел, как люди могут благодарны ему за это. А сколько дают детям наши совместные поездки на фестивали, когда они едут вместе в поезде, живут в гостинице, делятся своими бедами и радостями, репетируют, играют. Мы были и в Польше, и во Франции, в российских городах Минске и Ижевске. Еще очень важно, что в студии ребята находят друзей, свою компанию.
– И каковы творческие успехи?
– За пять лет поставили три спектакля – «Три поросенка» и «Дядя Степа» по произведениям Сергея Михалкова и «Чокнутый» по мотивам повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон. Интерес к Михалкову возник потому, что нас очень поддерживает Российский Фонд культуры и фонд Сергея Михалкова. Благодаря им, мы участвуем во многих фестивалях, книжных выставках и других мероприятиях. Особых условий мы не просим, играли спектакли даже на Красной площади и а Детском мире на Лубянке. Нашим детям только скажи, что надо играть, они, куда хочешь придут и сыграют. Все спектакли поставила режиссер и педагог Анна Смирнова.

Постановка спектаклей, фестивали и поездки – очень важная часть работы. Потому что учебы – учебой, но всем хочется увидеть результат . А еще очень важно, что наверное нет другой более прекрасной формы игры чем спектакль. Правда же?