По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Успехи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово обозревателю «Московского комсомольца» Марине РАЙКИНОЙ (мнения других экспертов – ищите по хэштэгу «Итоги сезона» внизу этой публикации).
1. Театр в свой Год театра, как будто в насмешку над нами и самим собой, становится похожим на нехорошую квартиру. Можно ли в ней найти что-то хорошее? Пока еще да, но как долго это продлится, неизвестно. Из хорошего: во-первых, сплочение самых разных представителей театрального сообщества (режиссеров, актеров, критиков, историков театра) против возможного объединения Александринки и Ярославского театра им. Волкова.
И во-вторых, очень порадовало молодое поколение артистов из СТИ своим десятичасовым марафоном «Один день в Мокондо», из «Мастерской Петра Фоменко» в блистательном «Короле Лире» (на фото) и Пушкинского театра в «Рыцаре пламенеющего пестика». Они продемонстрировали не формальное существование в комедии, трагедии и семейной саге, а подлинное психологическое существование.
2. Разочаровали театральные деятели, которые сделали все, чтобы дискредитировать театр как едва ли единственную культурную институцию, которая ещё способна держать мир в равновесии. Или создать его иллюзию, что тоже немаловажно.
И это прежде всего касается более чем странной инициативы художественного руководства Александринского театра и Ярославского им. Волкова устроить «брак» во имя создания Первого национального театра. Ради чего? Никто не поймет до сих пор. Убедительных и насущно необходимых, и, главное, практически проработанных аргументов никто из театральной общественности не услышал. Пока наблюдаем одни амбиции, претендующие на судьбоносность: взвейся/развейся, перепишем историю заново. Что-то мне это сильно напоминает. А вам?
3. Тенденции скверные и, может быть, худшие за все годы с начала перестройки. Чиновники, причём из самых верхних кабинетов, всё беззастенчивее стали рассматривать культуру, в частности, как разменную монету при решении своих дел. И даже назначать на руководящие посты в театрах людей, опираясь на собственные взгляды и без согласования вопроса с широкой общественностью.

2. Разочаровали театральные деятели, которые сделали все, чтобы дискредитировать театр как едва ли единственную культурную институцию, которая ещё способна держать мир в равновесии. Или создать его иллюзию, что тоже немаловажно.
И это прежде всего касается более чем странной инициативы художественного руководства Александринского театра и Ярославского им. Волкова устроить «брак» во имя создания Первого национального театра. Ради чего? Никто не поймет до сих пор. Убедительных и насущно необходимых, и, главное, практически проработанных аргументов никто из театральной общественности не услышал. Пока наблюдаем одни амбиции, претендующие на судьбоносность: взвейся/развейся, перепишем историю заново. Что-то мне это сильно напоминает. А вам?
3. Тенденции скверные и, может быть, худшие за все годы с начала перестройки. Чиновники, причём из самых верхних кабинетов, всё беззастенчивее стали рассматривать культуру, в частности, как разменную монету при решении своих дел. И даже назначать на руководящие посты в театрах людей, опираясь на собственные взгляды и без согласования вопроса с широкой общественностью.