«А кем ты работаешь? Могильщиком»

Семён Александровский представил в Москве спектакль «Смерть на работе»

 

Режиссер Семён Александровский представил в Москве свою новую постановку «Смерть на работе». Исследовательский спектакль об особенностях похоронного дела в Финляндии предлагает увидеть бытовую сторону смерти глазами людей, которые встречаются с ней ежедневно.

«Смерть на работе» – совместная работа Pop-up театра (Санкт-Петербург) и финского фестиваля «Балтийский круг», мировая премьера состоялась в Финляндии в ноябре прошлого года. Участники спектакля – священник, могильщик, церковная органистка и служащая похоронного агентства, только последняя имеет профессиональное актерское прошлое. Со сцены герои рассказывают реальные истории о том, как попали в ритуальную сферу. Кай Садинмаа, например, первый священник Финляндии, обвенчавший однополую пару. В связи с этим он получил строгий выговор от епархии и вынужден был удалиться работать на кладбище.

Постановка в жанре документального театра напоминает увлекательную лекцию, на которой мы узнаем, что в Хельсинки есть специальное место для развеивания праха, а в качестве похоронной музыки люди нередко заказывают саундтреки из сериалов. Зал охотно включается в интерактив, отвечая на вопросы вроде: «Кто уже думал о своих похоронах?», «Кто верит в жизнь после смерти?» и «У кого уже зарезервировано место на кладбище?» (таких оказалось двое). В ходе шутливого ритуала похорон зрителям предлагают перечислить все, с чем они хотели бы навсегда расстаться. Русский зал с удовольствием схоронил непарные носки, свалявшуюся одежду, капитализм, надежды, вредные привычки, холод, неудобные туфли, сексизм и государство. Все это назвали одним слово «глупость» и придали забвению.

Несмотря на ироничную риторику, спектакль рассматривает множество серьезных социальных и гуманистических вопросов – начиная с легализации эвтаназии и заканчивая необходимостью реформирования института церкви. На первый взгляд мрачная тема смерти выливается в разговор о том, как на самом деле прекрасно жить. Кай, Матти, Кайсу и Сара в этом не сомневаются. Мы, живущие, – настоящие счастливчики, ведь за время существования человечества на земле родилось около 108 миллиардов людей, и большинство из них уже умерло.

Российская премьера состоялась в минувшую пятницу на сцене Театрального центра «На Страстном». Спектакль прошел на финском языке с синхронным переводом на русский. После показа «Театрал» задал Семёну Александровскому несколько вопросов.

– Семён, при каких обстоятельствах у вас возникла идея спектакля?
–  Это случилось в финском городке Лаппеэнранта, где я выпускал предыдущий спектакль. После показа мы с продюсером пошли в бар  и встретили там его старого друга.

–  Слушай, где же ты был? Почему не пришел на премьеру?
–  У меня было много работы.
Я спрашиваю:
–  А кем ты работаешь?
– Могильщиком.

Так я познакомился с Матти, который впоследствии стал героем спектакля. Мы разговорились. Оказалось, похоронное дело в Финляндии – довольно любопытная тема для исследования. В этой стране самое старое население в Европе, что не может не накладывать отпечаток на восприятие политической ситуации, экономики и жизни в целом. Например, в Финляндии давно не менялось правительство: у молодых нет достаточного влияния, чтобы презентовать свои идеи в политике. Мне стало интересно изучить, как трансформировались взгляды поколения беби-бумеров – теперешних пожилых людей – от либеральных до консервативных. С этого началось исследование.

В итоге я довольно далеко ушел от первоначального замысла, но, так или иначе, стал приезжать в Финляндию, встречаться с людьми, чья работа связана с похоронным делом, брать у них интервью. Все это продолжалось около полутора лет. За это время собралось достаточно много материала. В какой-то момент стало ясно, что у меня есть четыре героя, которые готовы выйти на сцену.

– Как вы искали людей? У вас была какая-то система?
– Критерий был простой: люди должны были иметь отношение к сфере ритуальных услуг. Искала их финская сторона, организаторы фестиваля, а также драматург спектакля Хюде Хютти, причем подчас случались невероятные встречи. Сару, например, нашли в похоронном агентстве одного престижного района. Она знаменитая финская актриса. Сейчас мы выходили из театра – поклонники просили ее расписаться на фотографии. Но актерский опыт был для нас как раз не принципиален, мы просто собирали интересных людей. В итоге на сцену выходят герои, у которых, помимо профессиональных экспертных знаний, за плечами еще и потрясающая личная история.

– В чем особенность работы с людьми, у которых нет профессионального актерского прошлого?
– У меня нет на этот счет универсального ответа. В формате большого представления я такой эксперимент проделал впервые, но ощущение наигрыша не испытываю. Наши герои – реальные люди, которые просто рассказывают истории о себе и своем опыте, делятся профессиональными компетенциями. Никаких актерских задач я перед ними не ставил и роли не распределял.  Вообще, с театром у меня сложные отношения, я бегу от театральности и, так или иначе, все делаю в сфере документалистики. Этот принцип сработал и здесь. Кстати, у нас нет фиксированного текста. Вернее, изначально он был, но с момента премьеры изменился примерно на треть и продолжает обновляться постоянно.

Кроме личных историй, спектакль состоит из антропологического обзора, включающего статистические данные на тему смерти. Статистика всегда воспринимается с интересом. Меня, например, совершенно завораживает, как с ней работает политолог Екатерина Шульман. Поэтому перед драматургом я поставил задачу найти цифры по теме.

– Ваш спектакль затрагивает множество серьезных проблем, в том числе существующих в церковной сфере. По вашим ощущениям, насколько церковные традиции в Финляндии мягче, чем в России?
– Мы очень разные. Они – лютеране, мы – православные. Но общечеловеческие ценности одинаковы для всех. Я не религиозный человек, и у меня нет отношений с церковью, но, уверен, если бы я начал исследовать православие, обнаружил бы огромное количество потрясающих явлений. А вот официальная риторика наших церковных институций меня, к сожалению, совершенно не радует. В то же время, церковная риторика в Финляндии – примерно такая же. Просто лютеранская церковь изначально реформаторская, и этот дух силен в ней до сих пор. Именно в Финляндии впервые появились священники-женщины. Я общался с ними, и это ужасно заражает. Вообще, я много ходил в лютеранскую церковь, и мне она очень понравилась. Чувствуется гигантскую ответственность этого института перед обществом.

Пастор, который участвует в нашем спектакле, – прекрасный пример лютеранского священника. Кай выбивается из общего контекста. И у нас такие священники тоже есть. Это тип людей, которые, где бы они ни были – в религии, образовании или науке – не принимают готовые формулировки, а пытаются докопаться до сути вещей. Их отличает научный подход. Мне такие люди очень интересны.

– Сегодня мы услышали, что хотят похоронить в России. А что хотят похоронить в Финляндии?
– Финский зал более политизированный, они с большей охотой хоронят социальные и политические аспекты жизни, которые их не устраивают. Премьера спектакля состоялась год назад, тоже в ноябре, и мне запомнился один зритель, который мечтал распрощаться с ноябрьскими дождями. Но в большинстве люди хотят похоронить шовинизм, нетолерантность, популизм, политику Трампа… Предлагали также похоронить местную политическую партию, но мы этого делать не стали.

Мне кажется, финны в большей степени, чем мы, сознают себя как общество. Возможно, в силу того, что Финляндия гораздо меньше России. Хельсинки – компактный город, и люди там ощущают себя частью целого, чувствуют свою ответственность за происходящее. Мы гораздо более разобщенные. Может, в глубине души и мы такие же, просто… Не знаю. Но сегодня российские зрители, к счастью, хоронили и сексизм, а не только непарные носки.
 
В спектакле участвуют: Сара Пааволайнен, Матти Пумалайнен, Кайсу Раухамаа, Кай Садинмаа. Художник спектакля – Ксения Перетрухина.

Показ спектакля состоялся в рамках Международного фестиваля-мастерской им. Дмитрия Брусникина, проводимого при поддержке Фонда президентских грантов.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также