«Первая леди» европейской сцены

В Петербурге и Москве в рамках фестиваля NET покажут новую работу Кэти Митчелл

 

Создатель принципиально новой театральной оптики и «живого кино», она начинала в Королевской шекспировской компании в Стратфорде, в Национальном театре Лондона, а теперь работает в передовых европейских театрах, ставит оперы для Экс-ан-Прованса и уже много лет остается фавориткой главного оперного фестиваля.
 
У Кэти Митчелл легионы поклонников по всей Европе, но в Великобритании она продолжает вызывать горячие споры. Здесь ее называют самым «русским» режиссером, кивая на длительные интенсивные периоды репетиций и приверженность «системе Станиславского», по которой Митчелл в 2004 году организовала серию семинаров.
 
Женские голоса
С помощью кино Кэти Митчелл «реанимирует» подробный и достоверный психологический театр, превращая сцену в съемочную площадку. Её постановки сочетают предельный «натурализм» с мультимедиа и феминистскими темами. Митчелл – откровенная и самая рискованная феминистка, которая стремится заполнить сцену женскими голосами. Все её героини – особы крайне уязвимые и поглощенные своей меланхолией. Это три поколения женщин, страдающих от депрессии, в «Анатомии самоубийства» (RoyalCourt, 2017). Это жена немецкого ученого Фрица Хабера, «отца химического оружия», в «Запретной зоне» (Barbican, 2016): она протестовала против смертоносных разроботокмужа и покончила с собой. Наконец, это спектакли по женской интеллектуальной прозе. Особое предпочтение Митчелл отдает романам Вирджинии Вульф, от «Волн» до «Орландо», вымышленной биографии ее подруги и возлюбленной.
 
Живое кино
Первый роман Вирджинии Вульф, где нет диалогов, нет монологов, перезапустил карьеру Кэти Митчелл и вывел ее на новую орбиту. Взявшись за «Волны», она искала способ имитировать «поток сознания», перенести на сцену мысль – хаотичную, живую и мимолетную. Надо было «фактически пронинуть в головы» и показать, как люди думают, передать это с их субъективной точки зрения, а «не смотреть снаружи и угадывать, что внутри». В итоге она предложила новый тип театра, который на нащих глазах «монтировал» летучие моменты красоты, не стремяcь быть последовательным и связным. Звукорежиссеры, обычно скрытые за кулисами, стояли перед сценой и создавали звуки шагающих ног и струящейся воды. Звук стал видимым, а мысль – ощутимой. С тех пор Митчелл сосредочена на том, что она называет «живым кино».
 
Русский след
Камера и экран ей нужны, чтобы подглядывать за жизнью в «замочную скважину». Онаиспользует долгие планы и не скрывает, что ориентируется на картины Андрея Тарковского. Ее любимый фильм – «Зеркало», который показывает, как на самом деле мы «переживаем» свои воспоминания. Ее интересует сиюминутность и случайность, которые «руководят» нашим восприятием, фрагментарность, которая отличает нашу память, «пунктирные линии» нашего сознания.
 
Посмотрев «Серсо» Анатолия Васильева, Митчелл в конце 80-х предприняла поездку в Москву и Петербург и до сих пор утвреждает, что работы, которые она видела здесь, – «буквально каждый вечер – по потрясающему спектаклю», – оказали на нее самое большое влияние. «Я видела много блестящего театра и, насколько я поняла, традиция сопротивления и художественная практика, которая сформировалась на всем пути от Станиславского до 1989 года, когда я уехала из Союза, была действительно сильной», – говорит Митчелл.
 
В Москве она прорвалась на репетиции Анатолия Васильева и смотрела, как он работает со своими актерами и студентами ГИТИСа, а в Петербурге пришлось побороться, чтобы то же самое получить от Льва Додина. «Они давали, действительно, четкие инструкции. Это было настолько убедительно, детально и точно, что захватывало дух, – говорит Митчелл. – Я потратила двадцать лет, пытаясь по-настоящему докопаться до сути – практики Станиславского, интерпретированной Додином. И, в конце концов, написала книгу «Режиссерское ремесло».
 
Новый поворот
В 89-м Кэти Митчелл ездила и в Мелихово, изучала пьесы Чехова, а потом много ставила их в Национальном театре. Но интерес прошел. В 2007-ом она начала заниматься мультимедиа, испытывая влияние американской WoosterGroup, а затем британских театральных групп из 80-х – HesitateAndDemonstrate, Impact – они были практиками авангардного театра и много работали с видео. Это привело Митчелл к очень сложной кинематографической технике.
 
Атаки памяти
В Петербурге и Москве побывает «Zauberland» Кэти Митчелл. Это шокирующая история, вдохновленная сирийским конфликтом. Молодая беременная женщина, столкнувшись с насилием в Алеппо, оставляет мужа и бежит в Европу. Она оседает в Германии, где cможет продолжить карьеру оперной певицы и где родится ее дочь. Спустя время она решает спеть «Dichterliebe» Шумана – песеный цикл на стихи Гейне, который здесь переплетается с воспоминаниями о жизни в Сирии и ужасах побега. Это отправная точка для «Zauberland» – «волшебной страны», которая напоминает о «Zauberflöte», «Волшебной флейте» Моцарта. Дорога сюда вымощена смертью и разбитыми вдребезги мечтами о лучшей жизни.
 
Партитура объединяет 16 «хрустальных» песен «Dichterliebe», овтечающих за ностальгию, с новой музыкой: композитор Бернар Фокрулл и писатель Мартин Кримп создали 16 новых атональных композиций. Сопрано Джулия Баллок, в сопровождении фортепиано, снова и снова погружается в «бункеры» памяти, доверху залитые слезами и образами смерти – они много раз возвращаются, повторяются с пугающим автоматизмом, пока, наконец, не «пробивают» зрителей. Кэти Митчелл рассказывает не о войне, а о ее последствиях. Ee«Zauberland» – о «миграционном маршруте» между прошлым и настоящим, между мечтами и реальностью, о «тернистой» интеграции в чужую культуру.
 
 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также