Вечная Жизель

Алексей Ратманский представил в Большом театре свою версию легендарного балета

 

В Большом театре поставили «Жизель» Адана – cпектакль уже имеющийся в репертуаре в хореографической редакции Юрия Григоровича выпуска 1987 года. Новая постановка Алексея Ратманского – пятнадцатая версия, быть может, самого прекрасного романтического балета на сцене первого театра страны.

Алексей Ратманский принадлежит к мировой хореографической элите. Постоянный хореограф Американского театра балета (АБТ), он сотрудничает с самыми знаменитыми балетными труппами мира.

В российских театрах этого востребованного хореографа видят гораздо реже. Покинувв 2009 год пост руководителя балета Большого театра, Ратманский здесь ставил только дважды – «Утраченные иллюзии» (2011) и «Ромео и Джульетта» (2018). Так что, премьеру ждали с нетерпением.

Интерес к новой «Жизели» подогревался ещё и тем, что в рамках Чеховского фестиваля была представлена одноименная работа знаменитого английского хореографа Акрам Хана, потрясшая российского зрителя своей прекрасной жёсткой некрасивостью.

Хотя Ратманский и не склонен к радикализму, а, напротив, относится с пиететом к классическим текстам, от него всегда ждут нового взгляда на старинную историю, как это было с его, обретшим свежее дыхание «Корсаром», поставленном в Большом (в соавторстве с Юрием Бурлакой). Скрупулезный хореограф-реставратор с тонким чувством стиля и способностью погружаться в атмосферу различных эпох, Ратманский столь искусно и «бесшовно» сочиняет утраченные фрагменты раритетных балетов, что они практически неотличимы от подлинной хореографии.

«Мировая» премьера «Жизели» в хореографии Жана Коралли и Жюля Перро состоялась в Париже в 1841 году. В основу балета легло либретто одного из главных представителей романтической школы Теофила Готье, написанное в соавторстве с Анри де Сен Жоржем на основе легенды, пересказанной Генрихом Гейне. Первыми исполнителями партий Жизели и Альберта стали Карлотта Гризи и Люсьен Петипа.

Для России, знающей много интерпретаций балета о девушках-виллисах, знаковой стала петербургская постановка Мариуса Петипа 1884 года. Романтический сюжет «Жизели», одного из самых сохранившихся балетов классического репертуара, продолжает вдохновлять хореографов и по сей день.

Ратманский не считая свою постановку реставрацией и называя ее «новой версией», пользовался материалами нотаций француза Жюстамана и Николая Сергеева, сохранившего текст последней версии Петипа.

Впрочем, возвращение к первоисточникам для хореографа – не самоцель.Он следует не «букве», которая, по словам Апостола Павла «убивает», а – духу, который «животворит». Свобода хореографического мышления позволила Ратманскому создать живой, по-настоящему современный спектакль, с одной стороны предлагающий артистам определенные сложности (в виде ускорения темпов или бисера мелких движений), с другой – учитывающий их возможности и даже предпочтения.Так, имея три варианта концовки вариации, он давал возможность исполнителя выбрать самую подходящую.

Что касается пантомимы, коей богата «Жизель», Ратманский, не увеличивая ее количественно, частично изменил посмыслу. В спектакле появились новые акценты и повороты характеров персонажей. Тревожная тема виллис заявляется уже в первом акте. В солнечный уютный день (оформление Роберта Пердзиола, взявшего за основу эскизы Бенуа для постановок «Русских сезонов» 1910 года и Парижской оперы 1924 года) Берта-мать Жизели пугает подруг дочери историей об этих коварных существах. А в начале второго акта оневестах, умерших до свадьбы, и теперь жестоко мстящих всем особам мужеского пола, рассказывает (забредшим на кладбище охотникам) лесничий Ганс.

Заглавная героиня тоже предстает в непривычном свете: она – не болезненная, периодически хватающаяся за сердце застенчивая пейзаночка по неведению полюбившая благородного юношу, а веселая жизнерадостная девушка, любящая, как и положено канонической Жизели, танцевать. С Батильдой, которая здесь отнюдь не заносчива, она беседует без излишнего смущения и даже приглашает аристократку на свадьбу. А узнав об обмане Альберта, требует от возлюбленного объяснений.

Тема виллис, как нечистой (хоть и внешне прекрасной) силы, визуализируется во втором «потустороннем» акте, где Жизель и Альберт хватаются за могильный крест и воинственные девы тут же отступают, а у их повелительницы Мирты ломается, выпадая из рук, волшебный жезл - ветка розмарина. Вернулась в спектакль и тема христианского всепрощения. Жизель не только спасает Альберта, но и благословляет «на жизнь» и брак с Батильдой.

Заключительная сцена решена в духе характерной для второй половины XIX века – романтики смерти. Не желая отдавать возлюбленную могиле, Альберт берет ее на руки и уносит в другой угол сцены, кладя на пригорок.Жизель приподнимается, красивым и слабым движение тянет руку вверх, словно соединяя Альберта и появившуюся в финале Батильду... и «растворяется», уходя в землю.

Ольга Смирнова, танцевавшая премьеру, последний выдох своей героини передает со всей грацией и изысканной отстраненностью балерины петербургской школы. «Старую»новую «Жизель» прима Большого освоила с божественной легкостью. В первом акте ее героиня весела, обаятельна, немного простодушна, и – инфернально-прекрасна во втором.

Артемий Беляков-Альберт составил с Ольгой Смирновой великолепный дуэт. Его герой – статен, аристократичен. Хочет казаться простым парнем, но порода все равно видна. Пылко влюбленный в Жизель, он кидается на защиту возлюбленной, когда отвергнутый Ганс (здесь не столь благородный как в советских версиях) готов к рукоприкладству. Сольные вариации главных героев выразительны, детально отточены, а их дуэты – изысканно-слажены. Партию Мирты, чей характер (если так можно о бесплотном существе) практически не подвергся изменениям, станцевала, словно сошедшая со старинной гравюры, Ангелина Влашинец.

Обновление не разрушило мистической красоты «призрачного» акта с его безупречными композициям, претерпевшими некоторые изменения и добавления – крест, образованный виллисами, или их агрессивная фуга.

Первый акт тоже заиграл новыми красками, радуя стройными танцами кордебалета, праздничностью настроя, контрастирующим с трагизмом сцены сумасшествия, где и Смирнова, и Беляков проявили себя прекрасными драматическими артистами. Как проекция несостоявшегося союза влюбленных воспринимается идеальная соразмерность, ставшего более изысканным, «крестьянского па-де-де» в образцовом исполнении Дарьи Хохловой и Алексея Путинцева.

Спектакль получился удивительно гармоничный и целостным. «Жизель» – балет на все времена. Его истории продолжается...

  • Нравится



Самое читаемое

  • СМИ сообщают, что Александр Ширвиндт уходит с поста худрука Театра сатиры

    Ширвиндт заявил, что покидает пост худрука Театра сатиры, об этом сообщает ТАСС. Однако в театре эту информацию опровергают.  Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт покидает пост художественного руководителя Московского академического театра сатиры. ...
  • Памятник Табакову открыли на Новодевичьем кладбище

    27 сентября на Новодевичьем кладбище состоялось открытие памятника на могиле Олега Табакова. На церемонии присутствовали родные режиссера, его ученики, друзья, коллеги. Над композицией из темно-зеленого мрамора и стекла работали художник Николай Симонов и скульптор Андрей Налич. ...
  • Нелюбовь Дмитрия Крымова

    Дмитрий Крымов «своими словами» пересказал чеховскую «Чайку» и придумал новый текст – про нелюбовь и упадок культуры, который рифмуется с осенней усталостью природы и людей. Прологом стал спич управляющего – но не имением, а старой советской дачей – его призыв держаться за «основы государственной культурной политики» и «национальную самобытность». ...
  • В Сочи завершился фестиваль «Кинотавр»

    Главный приз 32-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр» получил фильм «Море волнуется раз» режиссера Николая Хомерики, лучшими актером и актрисой были признаны Павел Деревянко и Ольга Бодрова. «Для меня это очень важная награда, спасибо вам … Не всем он «заходит», и я рад, что «зашел» вам», - цитирует РИА слова Николая Хомерики. ...
Читайте также


Читайте также

  • Балеты трех знаменитостей покажут в Москве

    28, 29 и 30 марта в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится мировая премьера балета Aurea («Золотое сечение») в постановке испанского хореографа Гойо Монтеро, чье имя уже знакомо российскому зрителю. ...
  • В Мариинский театр съехались балетные звезды

    В Петербурге стартовал международный фестиваль балета «Мариинский», который продлится до 22 марта. Программа составлена преимущественно из классических постановок: «Баядерка», «Дафнис и Хлоя», «Жизель», с участием примы-балерины Большого театра Ольги Смирновой, «Спящая красавица», где главную партию исполнит прима Королевского балета Великобритании Лорен Катбертсон, «Лебединое озеро», где выступит премьер Парижской оперы Жермен Луве. ...
  • Фильм к 100-летию великого хореографа выходит в прокат

    Документальный фильм «Каннингем», снятый Аллой Ковган как посвящение мастеру, рассказывает историю великого американского хореографа. Мерс Каннингем не только поставил множество знаковых спектаклей, но и фактически воспитал новое поколение хореографов. ...
  • Большой театр готовится к гастролям в Омане

    Балет «Онегин» в хореографии Джона Крэнко представят в столице Омана, где с 23 по 25 января пройдут гастроли Большого театра. В нынешнем сезоне это не первый визит ГАБТа на Аравийский полуостров. В конце прошлого года (31 октября – 1 ноября) на сцене Королевской оперы Маската с успехом проходили выступления оперной труппы и оркестра: Большой театр представил на главной сцене Омана оперу «История Кая и Герды» Баневича. ...
Читайте также