«Эшелоны шли тогда к востоку»

Иосиф Райхельгауз поставил спектакль по воспоминаниям своей матери

 

В «Школе современной пьесы» состоялась премьера — «Фаина. Эшелон». Худрук театра Иосиф Райхельгауз поставил этот спектакль на основе книги воспоминаний своей мамы. В главной роли – заслуженная артистка России Елена Санаева, художник спектакля – Мария Трегубова.

«Важнейшая книга для меня — это книга моей мамы, Фаины Иосифовны Райхельгауз, «О том, что… помню… прошло… тревожит», — рассказывал «Театралу» режиссер еще в период подготовки к репетициям. — По этой книге я буду ставить спектакль «Фаина. Эшелон». Это название неслучайно: во время войны мама, которой тогда было 15 лет, ехала со своими родителями в эшелоне. Его бомбили. Мама и ее 12-летняя сестра выжили, а родители погибли у них на глазах. В книге есть и эта история. Вообще, обо всех событиях в своей жизни мама рассказала предельно просто и ясно».
 
Просто и ясно сделан и спектакль. Он идет в малом зале театра. История, которую рассказывают создатели, поначалу, кажется, очень личной, можно сказать, камерной. В каждой семье есть такая – о том, как мирно жили, как началась война и жизнь в один миг «перевернулась», хотя и счастливых минут случалось потом немало. Но, благодаря фантастической работе художника Марии Трегубовой, в финале спектакля все зрители становятся вовлечены в трагическую историю семьи, которая переживается каждым, и из разряда личной превращается в обобщенный образ.
 
Зрителей, пришедших на спектакль, усаживают на открытую платформу поезда за длинный стол, составленный из разнокалиберных столиков, сперва непокрытых, а потом накрытых белыми вышитыми скатертями. Позднее каждому передадут кружку, ложку и эмалированную мисочку для борща. Свой знаменитый борщ прямо при гостях-зрителях варит на маленькой двухкомфорочной плите Фаина Иосифовна (Елена Санаева) и параллельно с приготовлением рассказывает свою историю. Как родители встретились и поженились, как родились дети, как хорошо пела мама, как читала детям Пушкина, как началась война и семья из своего колхоза под Одессой уехала в эвакуацию.  Но в Узбекистан добрались только дети – сестры Фаня и Броня, родители – погибли во время налета на эшелон фашистских бомбардировщиков.
 
«Я все эти рассказы слышал с детства, — говорит Иосиф Райхельгауз. — И мои дочки — Маша с Сашей — их слышали. Это – история нашей семьи. Когда моей маме было восемьдесят лет, я попросил, чтобы она записала свои воспоминания, потому что это факты жизни целого поколения и это должно быть зафиксировано. И мама написала этот текст. Поначалу мы не собирались ни книжку издавать, ни спектакль делать.  Но потом эти записи напечатали в одесском и в киевском журналах, а позже вышла книжка. Прошло десять лет, и когда пару лет назад я поставил спектакль «Еврейские анекдоты», в котором играла Елена Всеволодовна Санаева, все мне стали говорить, что она очень похожа на мою маму. И тогда я ей принес мамину книжку, потому что подумал, что можно прочесть эту книжку вслух». 
 
Вновь и вновь возвращается рассказчица к тому моменту, когда над эшелоном взметнулись немецкие самолеты, и внезапно платформу, на которой установлены стулья и накрытые к обеду столы, зрителям приходится покинуть, ощущая, что также неожиданно оборвалась когда-то мирная жизнь, искореженная войной.  

«Что можно сказать по поводу этого образа? – удивляется вопросу журналистов Мария Трегубова. –  Такой вот образ… Хорошо, если кто-то что-то почувствует».  
«С папой легко и приятно работать, но я абсолютно уверена в том, что работать с родственниками вообще нельзя, – продолжает художница. – Если только в итальянской пиццерии или в сицилийской мафии. И мы обычно не работаем вместе, но это исключительный случай, потому что спектакль про папину маму – мою бабушку. Это история ее жизни, которую я много раз слышала из ее уст, и которая уже у меня в крови».
 
«Я ни разу не репетировал с Еленой Всеволодовной Санаевой, - рассказывает Иосиф Райхельгауз. – Мы просто собирались и разговаривали. Я ни разу не сделал ей замечания, потому что, когда она этот текст произносила, у меня было абсолютное ощущение, что я слышу голос мамы.  Спектакль называется не просто «Фаина», а «Фаина. Эшелон» еще и потому, что много лет назад я снимал двухсерийный телевизионный фильм «Эшелон». Там, кстати, девочкой снималась Маша и ее мама. А сейчас, когда на экране мы вроде бы показываем нарезку кадров из этого фильма, то если присмотреться, можно увидеть фотографии очень многих дорогих мне людей. Там есть фотографии семьи Елены Всеволодовны, актеры Альберт Филозов, Люба Полищук. У нас было очень много видеоматериалов, но всё просто не могло войти… Конечно, хотелось бы чтоб были и Галина Борисовна Волчек, которая в моей жизни сыграла колоссальную роль, и Булат Шалвович Окуджава, и Марлен Мартынович Хуциев…. Они все в этом эшелоне…»


 
«Эта история входит в душу и уже остается там, как заноза, – говорит актриса Елена Санаева. – Но мне важно это рассказать и донести зрителям, а не самой переживать по поводу ужасов войны. Фактура такова, что она всё равно «забирает», но ты должен держать это при себе. И если возникают слезы, то они должны возникать не у меня, а у зрителей – от сочувствия людям, о которых мы рассказываем».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также