Шутники и шуты

В «Сатириконе» представили спектакль по непопулярной пьесе Островского

 

Что такое Островский в массовом русском сознании: «Полна чудес могучая природа», «Из Керчи в Вологду, из Вологды в Керчь», «Так не доставайся же ты никому», «Почему люди не летают, как птицы» – ну и достаточно. При этом автор сорока восьми пьес создал такую вереницу русских типов и коллизий, что до сих пор его наследие можно открывать, как новые земли.

В афише «Сатирикона» новое название – «Шутники». Поверх сюжета Островского проступает еще один, надтеатральный, на первый взгляд. Театр под руководством Константина Райкина пять лет ждет ремонта, выживает на чужих площадках и являет собой чудо равновесия в невесомости. Не заземленная в своем доме, скитающаяся труппа сцементирована общим делом, этикой отношения к нему и верой в своего основателя. В этот театральный дом без дома Константин Райкин пригласил на постановку Евгения Марчелли, только что лишившегося своих театральных стен, которые укреплял много лет – кознями все того же Минкульта он покинул Волковский театр в Ярославле.

Для постановки выбрана пьеса «Шутники» – о взаимоотношениях сильных и бессильных. Трагизм безысходной бедности и унижений неимущих перед богатыми здесь разрешается чудесным, сказочным образом: проснувшегося в богатом чувства – любви ли, совести или щедрости; и в самой сказочной небывальщине такого финала утешительность соединяется с горечью. Об этом – и малозаметный эпиграф в программке, лермонтовское «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – // Такая пустая и глупая шутка».

Сценограф Дмитрий Разумов не строил на сцене бедный домик, где живет чиновник Оброшенов с двумя дочерьми – засидевшейся в девках Анной и юной Верочкой. Перед зрителем – помост на грубых серых камнях, ринг или площадные подмостки, над ними – листы гофрированной жести. В этом мире уюта нет и пощады тоже не будет. Это ясно понимает главный герой в исполнении Константина Райкина. Выходит он на помост как на арену – в башмаках с огромными клоунскими носами, майке и широких штанах на подтяжках. Его способ выживать – самоумаляться, валять дурака на потеху богатым, по-щенячьи падать на спину и болтать лапками перед благодетелем Хрюковым, из своей зависимости цирк устраивать и цирком же этим зарабатывать.

В этом унижении может быть одна тайная гордость – артистическое мастерство. И недаром тени Чаплина и Майкла Джексона Райкин набрасывает летучим пластическим рисунком. И одна гордость явная: не все на продажу, есть предел, где достоинство в нем остается неприступным – это отцовство.

Пристроить бесприданницу – постоянный мотив Островского. Здесь отец подбирает для младшей первого попавшегося юнца с весь в долгах Сашенька нравится ему тем, что чист сердцем, если не на руку, и очень влюблен в Верочку. Эта пара детей в исполнении Ильи Рогова и Анны Петровой очаровательно ссорится, милуется и испытывает терпение и чувства друг друга. Режиссер сочинил им немало острокомических сцен, и исполнители отыгрывают их с задором и иронией, отлично усвоив родовые признаки сатириконовской школы.

Но главный дуэт спектакля – это Филимон Протасьич Хрюков и Анна Павловна Оброшенова, купец-благодетель и «старая дева» двадцати пяти лет. Это действительно большие актерские работы Дениса Суханова и Алены Разживиной. Персонажи их поворачиваются разными гранями – это и типы ушедшей старины, и совершенно современные люди; в одни моменты это очень русские этнографические зарисовки, в другие – тонкость и выразительность психологического рисунка приводят на память большой итальянский кинематограф.

Двое взрослых людей примериваются друг к другу, присматриваются, каждый ведет свою большую игру, где у нее ставка – благополучие отца и сестры, а у него – честная жена. Испытывая друг друга, они надевают маски: он – прожженного сластолюбивого циника, она – бедной соблазнительной просительницы. Но под рассудочными выкладками обоих протуберанцами рвется влечение друг к другу, которое ни один не спешит предъявить и все меньше в силах сдерживать, и то и дело тонко выстроенная стратегия грозит обрушиться под напором взаимной страсти. Эти двое шутят чувствами друг друга, проверяя их требованиями и соблазнами.

Другие здесь шутят над чужой доверчивостью: модные приятели Саши глумятся над ним и, с особым цинизмом – над его будущим тестем, подсунув ему пустые бумажки вместо денег. Простодушная радость Оброшенова от будто бы обретенного богатства воплощается немедленно и напоказ – искусственные пальмы, гипсовые львы, банкетный стол, цилиндр и фрак на хозяине – широкого гуляния требует душа.

Мария Данилова с ее костюмами, как всегда, полноценный соавтор постановки: мешковатый пиджак, обезличивающий Анну Павловну, в несколько приемов становится сексапильным костюмом, закленные пластырем и измазанные зеленкой коленки Вари под короткой пижамкой рассказывают о героине, посреди действия вдруг вплывают ярмарочной каруселью сусально разряженные персонажи самых тиражированных пьес Островского. Эти вставные эпизоды – еще один уровень шутовства в пьесе; это сарказм режиссера по поводу аляповатого «традиционного театра», во вкусе фестивалей варенья и новогодних телешоу. Сделать «плохой театр», не теряя вкуса и остроумия – непростая задача, веселье зрителей показывает, что решение удалось.

В искрящейся юмором постановке звучат и щемящие ноты – когда Оброшенов воинственно бросается за защиту Саши перед его модными циничными дружками и сникает, не умея объяснить то, что ему самому кажется естественным уважением к человеку; когда не верит, что обманут и празднику не быть, плачет, пока уносят со сцены его нарядное смешное великолепие; когда обнимает дочерей и они сидят втроем, прижавшись, как птицы, когда Саша, набедокурив в пьяном кураже, приходит виноватиться перед Верочкой, ради ее прощения, отчаянно хлеща тряпкой, моет пол и вдруг замирает у ног невесты, нежно вытирая ее ботиночек…

Двойная свадьба в финале, на которую гордый отец выводит дочек в белых фатах – не только счастливый финал в грустной пьесе. Это праздник театра, его шутливого и неугомонного духа, который будет смеяться, ерничать и хулиганить в самых драматических обстоятельствах, оставаясь собой, пока есть актеры, режиссер и любые подмостки.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
  • Принят закон о бесплатном втором высшем образовании в области искусств

    Сегодня, 9 июня, Госдума в заключительном чтении приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, бесплатно получать второе или последующее высшее образование.      Так, в законе появится возможность для имеющих высшее образование получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет средств федерального бюджета по образовательным программам в области искусств. ...
  • Елена Мироненко: «Наш театр – инвестиция в человеческий капитал»

    Сегодня Елену Мироненко знают как молодого и успешного директора Театра на Бронной, но за плечами этой красивой, хрупкой женщины почти 20-летний стаж работы в сфере культуры. Будучи выпускницей факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, ей посчастливилось стажироваться в крупнейших музейных центрах Нью-Йорка, Вашингтона и Лондона, а затем несколько лет работать в должности министра культуры Красноярского края. ...
  • В Большом появится балет «Чайка» в постановке Молочникова

    Александр Молочников ставит в Большом театре балет «Чайка». Мировая премьера запланирована на 1 июля. Либретто Молочников написал в соавторстве с Ольгой Хенкиной, которая принимала участие и в первых его постановках в МХТ им. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Бывших Дон Жуанов не бывает»

    Дмитрий Крымов поставил в «Мастерской Петра Фоменко» свой «театральный роман», свой спектакль-манифест, где стыкует музыку и меланхолию Моцарта с вызывающим юмором, божественное пение – с серией немыслимых провокаций. ...
  • На-Крови или на-Любви?

    В переломные времена художники часто обращаются к классике, ища в ней вопросы и комментарии к дню сегодняшнему. Молодые постановщики – Хуго Эрикссен, Семен Серзин, Андрей Калинин, – обратились к произведениям русских писателей XIX и ХХ веков, проверяя коллизиями и персонажами давнего прошлого вызовы современности. ...
  • Так рождаются театры: современники – «Современнику»

    Спустя месяц после официальной даты, считающейся днём рождения «Современника», состоялся премьерный и единственный показ документального спектакля «Вечно живые. История в лицах» по пьесе Михаила Дурненкова, написанной специально к 65-летнему юбилею театра. ...
  • Вышел в свет июньский «Театрал»

    24 МАЯ 2021 ГОДА ВЫШЕЛ В СВЕТ ИЮНЬСКИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «ТЕАТРАЛ». На страницах первого летнего номера вы прочтете: какие сюрпризы Алексей Франдетти готовит для любителей мюзиклов; что заставило Александра Калягина заступиться за зрителей 65+; о чем мечтает Евгений Марчелли; почему Виталий Манский не смог отстоять «Артдокфест»; как поддержать кумира: «Звезда Театрала» отвечает на вопросы зрителей; зачем Владимир Панков обратился к Моэму; почему памятник Владимиру Этушу открыли не в Москве: колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; кому Дмитрий Крымов посвятил свой новый спектакль; чем заинтересовал Марка Розовского Григорий Распутин; какие недостатки Сергей Безруков разглядел в чеховских персонажах; как Александр Ширвиндт шутил над Михаилом Державиным; что Алексей Бородин считает в творчестве самым главным; какие проекты, посвященные истории Театра им. ...
Читайте также