Женщинам тут место

Почему «слабый пол» совершенно не слаб в искусстве

 

Традиционно март проходит у нас под эгидой весны и женственности. Я, конечно, не стану отклоняться от курса. И помимо самых жарких и искренних пожеланий счастья всем прекрасным дамам, попробую описать их (то есть женщин) положение в арт-сфере. Конкретно, на российской художественной сцене.

Самое поразительное состоит в том, что именно в сфере искусства ситуация выглядит очень неплохо. Конечно, и здесь можно побороться за равноправие, за «женские квоты» и обнаружить какие-то следы харассмента. Но все это будет натянуто и неубедительно. Судите сами: в рейтинге, составляемом очень авторитетным сетевым арт-изданием, среди «самых влиятельных фигур в российском искусстве» с отрывом лидируют женщины.

Так, в ТОП-20 за 2019 год 12 пунктов отведено дамам, а в 2018 году и вовсе в ТОП-10 вошли только трое (!) мужчин.

Действительно, среди директоров музеев, владельцев галерей, кураторов и экспертов женщины играют первые партии. С чем это связано? Скорее всего, с советским представлением, что занятие искусством – не для мужика, оно – для восторженных дамочек. Вспомните, что открывали в конце 1990-х «рублевские жены»? Они открывали галереи. Впрочем, после того, как в музеи полились бюджеты, а в стране появились зачатки арт-рынка, возникло и мужское лобби. Но оно слабое, неавторитетное и представлено главным образом в сфере антиквариата.

Практически все назначения на руководящие музейные должности последних пяти лет получили женщины: Зельфира Трегулова, Марина Лошак, Елена Гагарина, Ольга Свиблова, Даша Жукова, Наталия Опалева, Елизавета Лихачева…


Если вы представляете, чем занимаются эти дамы, следите за их делами, считайте, что вы знаете все лучшее на московской арт-сцене. Петербург в этом плане противостоит своими двумя директорами-мужчинами: Михаил Пиотровский и Владимир Гусев возглавляют два главных музея Северной столицы. Впрочем, надо заметить, что над директором музея или выставочным куратором у нас всегда возвышаются структуры сплошь мужского пошиба (министерства, спонсоры, подрядчики и прочее), но это уже другая история, связанная с чиновниками и властью. 

Чуть сложнее дело обстоит с женщинами-художницами. Их всегда было меньше. Вряд ли вы вспомните хотя бы одну известную русскую художницу вплоть до рубежа XIX–ХХ веков. Прорыв случился только в авангарде 1910-20-х годов, когда возникли бесстрашные «арт-амазонки»: Попова, Розанова, Степанова, Экстер, Удальцова… Если вы не знаете этих художниц, считайте, что вы не знаете искусства ХХ века. Начиная с середины 1980-х годов – когда мы снова влились в мировую артистическую среду – баланс мужского и женского в арт-мире составил примерно девять к одному. Девушки с трудом пробивались сквозь брутальных коллег: современное искусство требовало радикальных жестов, «красивое» и «милое» (то, с чем обычно ассоциировалось «женское») здесь совсем не подходило. К началу XXI века точно так же, как в кино, художницы заговорили о мужском засилье. Но если на Западе женщинам реально приходилось пробиваться с громкими заявлениями и радикальными выступлениями феминисток, у нас все случилось тихо и незаметно. Произошла «тихая арт-фем-революция».

Сегодня в России женщин-художниц не меньше, а то и больше, чем мужчин. В десятке лучших «молодых художников» более трети – девушки.


И здесь все прекрасные дамы могут возрадоваться и прекратить чтение моей колонки. Но я просто вынужден сказать, что это, увы, плохой симптом. Это значит, что у нас нет арт-рынка, конкуренции и вообще современного искусства по гамбургскому счету. Если в какой-то сфере отсутствуют деньги – школа, больница – оттуда уходят мужчины. То же самое нынче произошло с современным искусством. «Старая гвардия» с мировым именем (художники за 50 лет) – сплошь мужчины. «Новая» имеет женское лицо. Итак, в списке молодых арт-талантов (топ-100), известных во всем мире, Россию представляет только одно явление  – Pussy Riot.

Есть еще одна сфера в современном арт-мире, где важно женское начало: огромное и мощное направление феминистского искусства. Искусства протеста и освобождения. У нас оно, конечно, присутствует, но в своем, очень специфическом варианте.

Приведу только один пример. Одна из самых ярких молодых художниц Ильмира Болотян не так давно открыла в Музее современного искусства выставку «Нематериальный труд». Она показывала все этапы, которые должна пройти девушка, чтобы соответствовать нынешним стандартам женской красоты – фитнес, пластическую хирургию, конкурсы красавиц, умение «разводить» богатых мужчин… И все эти этапы Ильмира проходила сама. Наверное, когда зарождался этот проект, стояла цель критики и бичевания «мужского давления». Как же глупо и плохо быть красивой! Но по мере того как Ильмира «вживалась» в мир своих героинь (и, что греха таить, сама хорошела день ото дня), радикализм уменьшался. И вот уже с выставки ты выходишь с ощущением того, что и тебе не мешает иногда побегать в розовом топике. Красота, как известно, – страшная сила, засосет любую феминистку. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Москве откроется выставка к 140-летию Блока

    Выставка «Имя твое - пять букв…» к 140-летию со дня рождения Александра Блока откроется в московском Доме-музее Марины Цветаевой, сообщает пресс-служба музея.   «С 21 августа 2020 года в Доме-музее Марины Цветаевой открывается выставка к 140-летию А. ...
  • В Бахрушинском музее открылась выставка к юбилею Чехова

    С 5 августа по 25 октября в Театральном музее им. Бахрушина проходит выставка «Власть Сада», посвященная 160-летию со дня рождения Чехова. Выставочный проект – это визуальный рассказ о картине русского мира в чеховских пьесах «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад». ...
  • Музей Тропинина представит новую экспозицию

    В среду, 15 июля,  в Музее Тропинина открывается выставка редких графических произведений XIX века «Русский романтизм. Графика». В экспозиции будут представлены 54 произведения, среди которых рисунки карандашом и пером, акварель, гравюры, раскрашенные литографии. ...
  • В Москве подготовили выставки, посвященные Толстому

    В канун 110-летия со дня смерти Льва Толстого и к 100-летию со дня основания музея Льва Толстого на двух площадках в Москве откроются выставки, посвященные жизни писателя, членам его семьи, а также людям, которые принимали самое активное участие в создании музея. ...
Читайте также