Антон Шагин, актёр театра «Ленком Марка Захарова», поэт, автор сборников «Её» и «Антоновки», рассказал «Театралу» о самых главных книгах в своей жизни и современной литературе, которую стоит читать.
«Золотая полка»
Фёдор Достоевский «Бесы»
Для меня это абсолютно провидческий роман, практически предсказание. Жуткая, масштабная катастрофа, революция – Достоевский очень ясно предвидит весь грядущий ужас. И, тем не менее, я не вижу в его произведениях темноты, безвыходности, того, что называют достоевщиной – напротив, он настолько доходит до самой сути, что предлагает человеку выход, возможность спастись. А выход здесь только один – начать с самого себя: не впускать эту тьму, не попадаться на вечную удочку, которую забрасывают все и всегда, и постоянно находиться в поиске. Сомневаться, ошибаться, оступаться, но искать свет - и выходить к нему. Достоевский для меня лично один из самых светлых писателей, он всегда оставляет своим героям возможность вернуться, сделать шаг назад, подняться с любого дна.
Это абсолютная вера в человека, в то, что он может отменить любое саморазрушение, любую революцию, это бесконечная любовь к своему герою и к человеку вообще. Эта любовь, мне кажется, объединяет всех великих, они все – про наше спасение, про то, как нам быть – простым заблудившимся смертным – куда идти, по какому пути. Достоевский писал в своём дневнике: «Человек есть на земле существо развивающееся». Путь, который он предлагает, всегда долгий, сложный, но в нём – постоянно развитие, без которого невозможна человеческая жизнь.
Габриэль Гарсиа Маркес «Любовь во время чумы»
Этот роман, на мой взгляд, намного сильнее, чем более ранний «Сто лет одиночества». Он находится на совершенно другом уровне, это абсолютно отточенное мастерство – в нём всё небывалое так точно сплетено с реальным, что создаётся полотно неразрывной литературной ткани, тончайшего кружева, через которое можно видеть свет. Это история о бескрайней, неиссякаемой любви, которая живёт с первого дня знакомства героев и до самого конца их жизни; проходит с ними через все боли и разлуки и, в конце концов, снова приводит друг к другу. И в их абсолютной человеческой любви мы все узнаём себя – она именно про нас, про живых людей, ищущих, сомневающихся, про тех, которые не отчаиваются и верят в чудеса.
После прочтения романа хочется любить ещё сильнее, брать и что-то делать ради своей любви – он провоцирует читателя на действия. Хорошая литература – это всегда провокация; не просто узнавание себя в героях, но вдохновение, которое остаётся после прочтения. «Любовь во время чумы» невероятно меня вдохновляет, путь, который описан в этой книге, для меня абсолютно совершенен – потому что это путь любви.
Андрей Платонов. рассказы
Платонов для меня – самый великий писатель двадцатого века. Всё, что им создано, меня восхищает – повесть «Котлован», роман «Чевенгур», но особенно рассказы – абсолютно все. Я даже читаю некоторые детям, они короткие, написаны доступно и легко. А ещё Платонов писал и перерабатывал народные сказки – русские, башкирские; и они все по-настоящему чудесны. Как, например, маленькой девочке объяснить, кто такая зима? А в этих сказках она – Зима-Белошвейка, и это так нежно, красиво, и сразу пробуждает фантазию. Платонова надо читать обязательно, и как можно больше.
Современная литература
Захар Прилепин «Обитель»
Я прочитал этот роман залпом, он произвёл на меня одно из самых ярких впечатлений за последние пару лет. Прилепин совершенно удивительный писатель, «Обитель» - удивительное произведение, самая настоящая большая литература, на мой взгляд. Это история длинная, сложная, но в ней как-то здорово всё складывается в единую правильную картину. Прежде всего, это история о человеке, который хочет жить – во что бы то ни стало.
Александр Макаров, стихи
Стихи Александра Макарова – это камертон правды, звучащий в самых простых вещах: от забитого гвоздя, до вскопанной грядки или расцветающей почки. Это самая настоящая лирика. Не поддельная – про внешнее, про цветочки, поля – а про внутренние глубины, про объём. Лирика для меня – это именно объём – любви, природы, всего бытия. И у Макарова это передано очень точно, сильно. И этим ценно.
Михаил Милькис, стихи
Милькис – абсолютно сумасшедший человек, его стихи совершенно ни на что не похожи – в них такая перемешка смыслов, ассоциаций, сочетаний… И это здорово! Это не пустая оболочка, пустословить может каждый. А Милькис вычленяет, высекает из каждого своего слова настоящий смысл.
«Золотая полка»
Фёдор Достоевский «Бесы»
Для меня это абсолютно провидческий роман, практически предсказание. Жуткая, масштабная катастрофа, революция – Достоевский очень ясно предвидит весь грядущий ужас. И, тем не менее, я не вижу в его произведениях темноты, безвыходности, того, что называют достоевщиной – напротив, он настолько доходит до самой сути, что предлагает человеку выход, возможность спастись. А выход здесь только один – начать с самого себя: не впускать эту тьму, не попадаться на вечную удочку, которую забрасывают все и всегда, и постоянно находиться в поиске. Сомневаться, ошибаться, оступаться, но искать свет - и выходить к нему. Достоевский для меня лично один из самых светлых писателей, он всегда оставляет своим героям возможность вернуться, сделать шаг назад, подняться с любого дна.
Это абсолютная вера в человека, в то, что он может отменить любое саморазрушение, любую революцию, это бесконечная любовь к своему герою и к человеку вообще. Эта любовь, мне кажется, объединяет всех великих, они все – про наше спасение, про то, как нам быть – простым заблудившимся смертным – куда идти, по какому пути. Достоевский писал в своём дневнике: «Человек есть на земле существо развивающееся». Путь, который он предлагает, всегда долгий, сложный, но в нём – постоянно развитие, без которого невозможна человеческая жизнь.
Габриэль Гарсиа Маркес «Любовь во время чумы»
Этот роман, на мой взгляд, намного сильнее, чем более ранний «Сто лет одиночества». Он находится на совершенно другом уровне, это абсолютно отточенное мастерство – в нём всё небывалое так точно сплетено с реальным, что создаётся полотно неразрывной литературной ткани, тончайшего кружева, через которое можно видеть свет. Это история о бескрайней, неиссякаемой любви, которая живёт с первого дня знакомства героев и до самого конца их жизни; проходит с ними через все боли и разлуки и, в конце концов, снова приводит друг к другу. И в их абсолютной человеческой любви мы все узнаём себя – она именно про нас, про живых людей, ищущих, сомневающихся, про тех, которые не отчаиваются и верят в чудеса.
После прочтения романа хочется любить ещё сильнее, брать и что-то делать ради своей любви – он провоцирует читателя на действия. Хорошая литература – это всегда провокация; не просто узнавание себя в героях, но вдохновение, которое остаётся после прочтения. «Любовь во время чумы» невероятно меня вдохновляет, путь, который описан в этой книге, для меня абсолютно совершенен – потому что это путь любви.
Андрей Платонов. рассказы
Платонов для меня – самый великий писатель двадцатого века. Всё, что им создано, меня восхищает – повесть «Котлован», роман «Чевенгур», но особенно рассказы – абсолютно все. Я даже читаю некоторые детям, они короткие, написаны доступно и легко. А ещё Платонов писал и перерабатывал народные сказки – русские, башкирские; и они все по-настоящему чудесны. Как, например, маленькой девочке объяснить, кто такая зима? А в этих сказках она – Зима-Белошвейка, и это так нежно, красиво, и сразу пробуждает фантазию. Платонова надо читать обязательно, и как можно больше.
Современная литература
Захар Прилепин «Обитель»
Я прочитал этот роман залпом, он произвёл на меня одно из самых ярких впечатлений за последние пару лет. Прилепин совершенно удивительный писатель, «Обитель» - удивительное произведение, самая настоящая большая литература, на мой взгляд. Это история длинная, сложная, но в ней как-то здорово всё складывается в единую правильную картину. Прежде всего, это история о человеке, который хочет жить – во что бы то ни стало.
Александр Макаров, стихи
Стихи Александра Макарова – это камертон правды, звучащий в самых простых вещах: от забитого гвоздя, до вскопанной грядки или расцветающей почки. Это самая настоящая лирика. Не поддельная – про внешнее, про цветочки, поля – а про внутренние глубины, про объём. Лирика для меня – это именно объём – любви, природы, всего бытия. И у Макарова это передано очень точно, сильно. И этим ценно.
Михаил Милькис, стихи
Милькис – абсолютно сумасшедший человек, его стихи совершенно ни на что не похожи – в них такая перемешка смыслов, ассоциаций, сочетаний… И это здорово! Это не пустая оболочка, пустословить может каждый. А Милькис вычленяет, высекает из каждого своего слова настоящий смысл.