Евгений Каменькович: «Опыт работы в онлайн может стать подспорьем»

 

Сегодня, 1 августа, стартовал первый онлайн-фестиваль журнал «Театрал» «Цифровой театр», который станет своего рода подведением итогов «театрального онлайн-сезона». Открывает наш смотр zoom-пьеса «Выбрать троих» театра «Мастерская Петра Фоменко». В преддверии фестиваля «Театрал» поговорил с режиссёром Евгением Каменьковичем о перспективах театра в Сети. 

– Евгений Борисович, как вы считаете, насколько корона-кризис ускорил процесс появления театра в онлайн-среде? Насколько этот процесс вообще был ожидаем?

– Театр полностью никогда не перейдёт в онлайн, не собирался и не собирается. Такое может произойти, только если корнавирус останется навечно, чего, я надеюсь, не случится. Мне кажется, онлайн-спектакли – вынужденная и временная мера. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Впрочем, опыт работы в онлайн всё же может стать довольно серьёзным подспорьем для театров, которые не могут обеспечить равномерной занятости для всех артистов труппы. В силу самой природы репертуарного театра никогда не удаётся соблюсти баланс. И работа в онлайн-формате для тех артистов, которые в данный момент не заняты в репетициях, могла бы стать альтернативой. В онлайн-среде они могли бы делать пробы и работать над своим материалом. Это идеальная схема как для вовлечения в творческий процесс наибольшего числа артистов, так и для творческой разведки.

– Как Вы считаете, Zoom-пьеса может остаться в качестве нового формата?

– Я думаю очень даже может. Что касается пьесы «Выбрать троих», то считаю, что Дмитрий Данилов блистательно среагировал на самоизоляцию и создал невероятно любопытную вещь. Я до сих пор размышляю над тем, в каком формате её можно представить на сцене, как сценографически решить проблему локаций, которых в тексте три, а в нашем спектакле вообще пять.

–  На мой взгляд, герои пьесы говорят не столько о карантине, о ситуации временной, сколько о наступлении цифровой эпохи, которая всё больше и больше влияет на общение. На чём Вы сделали главный акцент?

– Абсолютно согласен с Вашей мыслью – проблема пьесы гораздо шире ситуации с коронавирусом. Ни для кого не секрет, что с появлением всей этой цифровой «прогрессивности» очень многое изменилось в наших взаимоотношениях.

В некоторых ситуациях переход на онлайн, действительно, оправдан: например, можно поставить электронную подпись и не тратить на это в оффлайне полдня. Но ведь каждая ситуация индивидуальна. В случае с театром может быть исключительно живое общение. Поэтому сейчас всех волнует только одно – будет ли вторая волна коронавируса. Если она все-таки случится, не очень представляю, как театры будут выживать. Я твёрдо уверен, что уже сегодня все коллективы, кроме театров, подчиняющихся Министерству культуры, находятся в тяжелейшей ситуации.

А что будет, если история с ограничениями продолжится? Сейчас все мысли заняты вопросами: «Как победить эту шахматную рассадку? Когда мы вернёмся к нормальному заполнению зала?» Ведь играть на ползала для артистов, особенно в тех театрах, где всегда стопроцентная заполняемость, психологически очень трудно.



Напомним, все онлайн-спектакли будут одновременно открыты к просмотру с 1 по 7 августа на YouTube-канале фестиваля журнала «Театрал» «Цифровой театр». По числу просмотров и лайков, а также по итогам онлайн-голосования, которое будет проводиться на сайте и в соцсетях «Театрала» (ВКонтакте и Телеграм), определится обладатель Приза зрительских симпатий. Итоги будут объявлены 10 августа.

Подробнее о «Цифровом театре» – в интервью главного редактора журнала «Театрал» Валерия Якова на Радио Культура.   

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Цифровой театр» подведет итоги зрительского голосования

    Завтра, 7 августа, завершается онлайн-фестиваль «Цифровой театр», инициированный журналом «Театрал», чтобы собрать самые удачные примеры новых форматов и подбить итоги театрального онлайн-сезона.    Несмотря на то, что театры начинают постепенно открываться и возвращаться в офлайн, онлайн-проекты, выложенные на YouTube-канале фестиваля набрали несколько тысяч просмотров и немало комментириев. ...
  • Надежда Бахшиева: «Нельзя стоять на одном месте»

    Журнал «Театрал» продолжает первый онлайн-фестиваль цифровых спектаклей. Сегодня на сайте – анимационная опера для детей «Подключись», которую представляет Музыкальный детский театр им. Сац и автор спектакля Надежда Бахшиева. ...
  • Игорь Неведров: «При переводе в онлайн театр теряет главное»

    Мы продолжаем показы новоформатных спектаклей первого онлайн-фестиваля, организованного журналом «Театрал». Сегодня знакомим зрителей со скринлайф-проектом «Пир во время чумы», созданным режиссёром и актером Театра Романа Виктюка Игорем Неведровым. ...
  • Режиссер Алексей Франдетти: «Онлайн можно использовать как тест»

    Журнал «Театрал» продолжает показы проектов первого онлайн-фестиваля «Цифровой театр». Сегодня мы представляем Инстаграм-мюзикл «Мой длинноногий деда». Наш собеседник – режиссер постановки Алексей Франдетти, за плечами которого уже полтора десятка самых топовых мюзиклов последних лет. ...
Читайте также