Сегодня, 1 августа, стартовал первый онлайн-фестиваль журнал «Театрал» «Цифровой театр», который станет своего рода подведением итогов «театрального онлайн-сезона». Открывает наш смотр zoom-пьеса «Выбрать троих» театра «Мастерская Петра Фоменко». В преддверии фестиваля «Театрал» поговорил с режиссёром Евгением Каменьковичем о перспективах театра в Сети.
– Евгений Борисович, как вы считаете, насколько корона-кризис ускорил процесс появления театра в онлайн-среде? Насколько этот процесс вообще был ожидаем?
– Театр полностью никогда не перейдёт в онлайн, не собирался и не собирается. Такое может произойти, только если корнавирус останется навечно, чего, я надеюсь, не случится. Мне кажется, онлайн-спектакли – вынужденная и временная мера. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Впрочем, опыт работы в онлайн всё же может стать довольно серьёзным подспорьем для театров, которые не могут обеспечить равномерной занятости для всех артистов труппы. В силу самой природы репертуарного театра никогда не удаётся соблюсти баланс. И работа в онлайн-формате для тех артистов, которые в данный момент не заняты в репетициях, могла бы стать альтернативой. В онлайн-среде они могли бы делать пробы и работать над своим материалом. Это идеальная схема как для вовлечения в творческий процесс наибольшего числа артистов, так и для творческой разведки.
– Как Вы считаете, Zoom-пьеса может остаться в качестве нового формата?
– Я думаю очень даже может. Что касается пьесы «Выбрать троих», то считаю, что Дмитрий Данилов блистательно среагировал на самоизоляцию и создал невероятно любопытную вещь. Я до сих пор размышляю над тем, в каком формате её можно представить на сцене, как сценографически решить проблему локаций, которых в тексте три, а в нашем спектакле вообще пять.
– На мой взгляд, герои пьесы говорят не столько о карантине, о ситуации временной, сколько о наступлении цифровой эпохи, которая всё больше и больше влияет на общение. На чём Вы сделали главный акцент?
– Абсолютно согласен с Вашей мыслью – проблема пьесы гораздо шире ситуации с коронавирусом. Ни для кого не секрет, что с появлением всей этой цифровой «прогрессивности» очень многое изменилось в наших взаимоотношениях.
В некоторых ситуациях переход на онлайн, действительно, оправдан: например, можно поставить электронную подпись и не тратить на это в оффлайне полдня. Но ведь каждая ситуация индивидуальна. В случае с театром может быть исключительно живое общение. Поэтому сейчас всех волнует только одно – будет ли вторая волна коронавируса. Если она все-таки случится, не очень представляю, как театры будут выживать. Я твёрдо уверен, что уже сегодня все коллективы, кроме театров, подчиняющихся Министерству культуры, находятся в тяжелейшей ситуации.
А что будет, если история с ограничениями продолжится? Сейчас все мысли заняты вопросами: «Как победить эту шахматную рассадку? Когда мы вернёмся к нормальному заполнению зала?» Ведь играть на ползала для артистов, особенно в тех театрах, где всегда стопроцентная заполняемость, психологически очень трудно.
Напомним, все онлайн-спектакли будут одновременно открыты к просмотру с 1 по 7 августа на YouTube-канале фестиваля журнала «Театрал» «Цифровой театр». По числу просмотров и лайков, а также по итогам онлайн-голосования, которое будет проводиться на сайте и в соцсетях «Театрала» (ВКонтакте и Телеграм), определится обладатель Приза зрительских симпатий. Итоги будут объявлены 10 августа.
Подробнее о «Цифровом театре» – в интервью главного редактора журнала «Театрал» Валерия Якова на Радио Культура.
– Евгений Борисович, как вы считаете, насколько корона-кризис ускорил процесс появления театра в онлайн-среде? Насколько этот процесс вообще был ожидаем?
– Театр полностью никогда не перейдёт в онлайн, не собирался и не собирается. Такое может произойти, только если корнавирус останется навечно, чего, я надеюсь, не случится. Мне кажется, онлайн-спектакли – вынужденная и временная мера. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Впрочем, опыт работы в онлайн всё же может стать довольно серьёзным подспорьем для театров, которые не могут обеспечить равномерной занятости для всех артистов труппы. В силу самой природы репертуарного театра никогда не удаётся соблюсти баланс. И работа в онлайн-формате для тех артистов, которые в данный момент не заняты в репетициях, могла бы стать альтернативой. В онлайн-среде они могли бы делать пробы и работать над своим материалом. Это идеальная схема как для вовлечения в творческий процесс наибольшего числа артистов, так и для творческой разведки.
– Как Вы считаете, Zoom-пьеса может остаться в качестве нового формата?
– Я думаю очень даже может. Что касается пьесы «Выбрать троих», то считаю, что Дмитрий Данилов блистательно среагировал на самоизоляцию и создал невероятно любопытную вещь. Я до сих пор размышляю над тем, в каком формате её можно представить на сцене, как сценографически решить проблему локаций, которых в тексте три, а в нашем спектакле вообще пять.
– На мой взгляд, герои пьесы говорят не столько о карантине, о ситуации временной, сколько о наступлении цифровой эпохи, которая всё больше и больше влияет на общение. На чём Вы сделали главный акцент?
– Абсолютно согласен с Вашей мыслью – проблема пьесы гораздо шире ситуации с коронавирусом. Ни для кого не секрет, что с появлением всей этой цифровой «прогрессивности» очень многое изменилось в наших взаимоотношениях.
В некоторых ситуациях переход на онлайн, действительно, оправдан: например, можно поставить электронную подпись и не тратить на это в оффлайне полдня. Но ведь каждая ситуация индивидуальна. В случае с театром может быть исключительно живое общение. Поэтому сейчас всех волнует только одно – будет ли вторая волна коронавируса. Если она все-таки случится, не очень представляю, как театры будут выживать. Я твёрдо уверен, что уже сегодня все коллективы, кроме театров, подчиняющихся Министерству культуры, находятся в тяжелейшей ситуации.
А что будет, если история с ограничениями продолжится? Сейчас все мысли заняты вопросами: «Как победить эту шахматную рассадку? Когда мы вернёмся к нормальному заполнению зала?» Ведь играть на ползала для артистов, особенно в тех театрах, где всегда стопроцентная заполняемость, психологически очень трудно.
Напомним, все онлайн-спектакли будут одновременно открыты к просмотру с 1 по 7 августа на YouTube-канале фестиваля журнала «Театрал» «Цифровой театр». По числу просмотров и лайков, а также по итогам онлайн-голосования, которое будет проводиться на сайте и в соцсетях «Театрала» (ВКонтакте и Телеграм), определится обладатель Приза зрительских симпатий. Итоги будут объявлены 10 августа.
Подробнее о «Цифровом театре» – в интервью главного редактора журнала «Театрал» Валерия Якова на Радио Культура.