Евгений Каменькович: «Опыт работы в онлайн может стать подспорьем»

 

Сегодня, 1 августа, стартовал первый онлайн-фестиваль журнал «Театрал» «Цифровой театр», который станет своего рода подведением итогов «театрального онлайн-сезона». Открывает наш смотр zoom-пьеса «Выбрать троих» театра «Мастерская Петра Фоменко». В преддверии фестиваля «Театрал» поговорил с режиссёром Евгением Каменьковичем о перспективах театра в Сети. 

– Евгений Борисович, как вы считаете, насколько корона-кризис ускорил процесс появления театра в онлайн-среде? Насколько этот процесс вообще был ожидаем?

– Театр полностью никогда не перейдёт в онлайн, не собирался и не собирается. Такое может произойти, только если корнавирус останется навечно, чего, я надеюсь, не случится. Мне кажется, онлайн-спектакли – вынужденная и временная мера. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Впрочем, опыт работы в онлайн всё же может стать довольно серьёзным подспорьем для театров, которые не могут обеспечить равномерной занятости для всех артистов труппы. В силу самой природы репертуарного театра никогда не удаётся соблюсти баланс. И работа в онлайн-формате для тех артистов, которые в данный момент не заняты в репетициях, могла бы стать альтернативой. В онлайн-среде они могли бы делать пробы и работать над своим материалом. Это идеальная схема как для вовлечения в творческий процесс наибольшего числа артистов, так и для творческой разведки.

– Как Вы считаете, Zoom-пьеса может остаться в качестве нового формата?

– Я думаю очень даже может. Что касается пьесы «Выбрать троих», то считаю, что Дмитрий Данилов блистательно среагировал на самоизоляцию и создал невероятно любопытную вещь. Я до сих пор размышляю над тем, в каком формате её можно представить на сцене, как сценографически решить проблему локаций, которых в тексте три, а в нашем спектакле вообще пять.

–  На мой взгляд, герои пьесы говорят не столько о карантине, о ситуации временной, сколько о наступлении цифровой эпохи, которая всё больше и больше влияет на общение. На чём Вы сделали главный акцент?

– Абсолютно согласен с Вашей мыслью – проблема пьесы гораздо шире ситуации с коронавирусом. Ни для кого не секрет, что с появлением всей этой цифровой «прогрессивности» очень многое изменилось в наших взаимоотношениях.

В некоторых ситуациях переход на онлайн, действительно, оправдан: например, можно поставить электронную подпись и не тратить на это в оффлайне полдня. Но ведь каждая ситуация индивидуальна. В случае с театром может быть исключительно живое общение. Поэтому сейчас всех волнует только одно – будет ли вторая волна коронавируса. Если она все-таки случится, не очень представляю, как театры будут выживать. Я твёрдо уверен, что уже сегодня все коллективы, кроме театров, подчиняющихся Министерству культуры, находятся в тяжелейшей ситуации.

А что будет, если история с ограничениями продолжится? Сейчас все мысли заняты вопросами: «Как победить эту шахматную рассадку? Когда мы вернёмся к нормальному заполнению зала?» Ведь играть на ползала для артистов, особенно в тех театрах, где всегда стопроцентная заполняемость, психологически очень трудно.



Напомним, все онлайн-спектакли будут одновременно открыты к просмотру с 1 по 7 августа на YouTube-канале фестиваля журнала «Театрал» «Цифровой театр». По числу просмотров и лайков, а также по итогам онлайн-голосования, которое будет проводиться на сайте и в соцсетях «Театрала» (ВКонтакте и Телеграм), определится обладатель Приза зрительских симпатий. Итоги будут объявлены 10 августа.

Подробнее о «Цифровом театре» – в интервью главного редактора журнала «Театрал» Валерия Якова на Радио Культура.   

  • Нравится



Самое читаемое

  • В Никола-Ленивце открывается фестиваль «Архстояние»

    С 23 по 25 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Гостей ждут перформансы известных современных художников, концерты и три новых арт-объекта. Общая тема смотра – «Личное»: по мысли организаторов, художники должны сбросить маски и прочие общественные регалии ради простоты и искренности. ...
  • Театрам разрешили полные залы при условии введения QR-кодов

    Московские театры и другие учреждения культуры получили возможность заполнять зал на 100% при условии введения системы пропусков по QR-кодам. Об этом сообщили в Департаменте культуры Москвы. Организациям, которые будут пускать посетителей по QR-кодам, не нужно будет соблюдать ограничения по количеству зрителей при проведении культурно-досуговых или зрелищных мероприятий - спектаклей, концертов, представлений, лекций, творческих встреч и кинопоказов. ...
  • Андрей Максимов: «О ситуации в Театре Моссовета»

    Кому интересно... О СИТУАЦИИ В ТЕАТРЕ МОССОВЕТА Так получилось, что я был первым режиссером, которого Евгений Марчелли пригласил на постановку после того, как его назначили худруком театра Моссовета. Моя интерпретация пьесы Мережковского "Гроза прошла" идет на сцене Под крышей. ...
  • «Офицеры России» жалуются на Театр «Современник»

    Общественная организация «Офицеры России» обратилась в Генпрокуратуру и мэрию Москвы с заявлением по поводу премьеры «Первый хлеб». Поводом, как утверждают составители обращения, послужило оскорбление ветеранов. ...
Читайте также


Читайте также

  • Digital-переворот

    На время карантина театр, как и все мы, переселился в цифровую среду, где друг за другом стали появляться zoom-спектакли. Сначала поднялась волна интереса, но скоро все сошлись на мысли, что Zoom вынуждает повторяться, штамповать однообразные «окна» с говорящими головами, а театральная игра, перенесенная на экран, подчас вызывает чувство недоумения. ...
  • Онлайн-фестиваль «Цифровой театр». Зрительский фидбэк

    Журнал «Театрал» и дирекция первого онлайн-фестиваля «Цифровой театр» подвели итоги конкурса на самый интересный зрительский отзыв. Публикуем текст победителя, который попадет и на страницы сентябрьского номера. ...
  • Оцифрованный театр

    Цифровой театр – нужен он или нет? Может ли заменить обычный, живой и ламповый, в эпоху пандемии, которая может растянуться надолго и стать нашей новой реальностью? Об этом я думала все три месяца на карантине, наблюдая, как театр, лишенный возможности нормально работать, изобретает все новые способы пробиться к зрителю сквозь экраны компьютеров, как упрямая трава прорастает сквозь собянинскую плитку. ...
  • Первый онлайн-фестиваль «Цифровой театр» подвел итоги

    Дирекция онлайн-фестиваля «Цифровой театр»-2020, организованного журналом «Театрал», объявила итоги первого смотра, показавшего разнообразие новых театральных онлайн-проектов, созданных российскими театрами во время вынужденного ухода в цифровое пространство в период пандемии. ...
Читайте также