Евгений Каменькович: «Опыт работы в онлайн может стать подспорьем»

 
Сегодня, 1 августа, стартовал первый онлайн-фестиваль журнал «Театрал» «Цифровой театр», который станет своего рода подведением итогов «театрального онлайн-сезона». Открывает наш смотр zoom-пьеса «Выбрать троих» театра «Мастерская Петра Фоменко». В преддверии фестиваля «Театрал» поговорил с режиссёром Евгением Каменьковичем о перспективах театра в Сети. 

– Евгений Борисович, как вы считаете, насколько корона-кризис ускорил процесс появления театра в онлайн-среде? Насколько этот процесс вообще был ожидаем?

– Театр полностью никогда не перейдёт в онлайн, не собирался и не собирается. Такое может произойти, только если корнавирус останется навечно, чего, я надеюсь, не случится. Мне кажется, онлайн-спектакли – вынужденная и временная мера. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Впрочем, опыт работы в онлайн всё же может стать довольно серьёзным подспорьем для театров, которые не могут обеспечить равномерной занятости для всех артистов труппы. В силу самой природы репертуарного театра никогда не удаётся соблюсти баланс. И работа в онлайн-формате для тех артистов, которые в данный момент не заняты в репетициях, могла бы стать альтернативой. В онлайн-среде они могли бы делать пробы и работать над своим материалом. Это идеальная схема как для вовлечения в творческий процесс наибольшего числа артистов, так и для творческой разведки.

– Как Вы считаете, Zoom-пьеса может остаться в качестве нового формата?

– Я думаю очень даже может. Что касается пьесы «Выбрать троих», то считаю, что Дмитрий Данилов блистательно среагировал на самоизоляцию и создал невероятно любопытную вещь. Я до сих пор размышляю над тем, в каком формате её можно представить на сцене, как сценографически решить проблему локаций, которых в тексте три, а в нашем спектакле вообще пять.

–  На мой взгляд, герои пьесы говорят не столько о карантине, о ситуации временной, сколько о наступлении цифровой эпохи, которая всё больше и больше влияет на общение. На чём Вы сделали главный акцент?

– Абсолютно согласен с Вашей мыслью – проблема пьесы гораздо шире ситуации с коронавирусом. Ни для кого не секрет, что с появлением всей этой цифровой «прогрессивности» очень многое изменилось в наших взаимоотношениях.

В некоторых ситуациях переход на онлайн, действительно, оправдан: например, можно поставить электронную подпись и не тратить на это в оффлайне полдня. Но ведь каждая ситуация индивидуальна. В случае с театром может быть исключительно живое общение. Поэтому сейчас всех волнует только одно – будет ли вторая волна коронавируса. Если она все-таки случится, не очень представляю, как театры будут выживать. Я твёрдо уверен, что уже сегодня все коллективы, кроме театров, подчиняющихся Министерству культуры, находятся в тяжелейшей ситуации.

А что будет, если история с ограничениями продолжится? Сейчас все мысли заняты вопросами: «Как победить эту шахматную рассадку? Когда мы вернёмся к нормальному заполнению зала?» Ведь играть на ползала для артистов, особенно в тех театрах, где всегда стопроцентная заполняемость, психологически очень трудно.



Напомним, все онлайн-спектакли будут одновременно открыты к просмотру с 1 по 7 августа на YouTube-канале фестиваля журнала «Театрал» «Цифровой театр». По числу просмотров и лайков, а также по итогам онлайн-голосования, которое будет проводиться на сайте и в соцсетях «Театрала» (ВКонтакте и Телеграм), определится обладатель Приза зрительских симпатий. Итоги будут объявлены 10 августа.

Подробнее о «Цифровом театре» – в интервью главного редактора журнала «Театрал» Валерия Якова на Радио Культура.   


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Евгений Ткачук откроет «Смешной фестиваль»

    «Смешной фестиваль» пройдет с 1 по 9 апреля в Петербурге. В программе – уличные шоу-программы, театральные постановки, лекции, мастер-классы, кинопоказы и благотворительные акции. Артисты клоун-мим-театра «МимИГРАнты», они же организаторы, обещают «запустить волну общегородского хохота» и  устроить «настоящий фейерверк радостных эмоций на весь Заячий остров». ...
  • Матери и дети на сцене театра «Сфера»

    «Без вины виноватые» Островского на сцене «Сферы». Это и переплетение судеб, и любовь, и горе, и сама правда жизни. Вся и без остатка. Вечная тема — взаимоотношения родителей и детей. Для каждого человека, не только для литературных классиков. ...
  • В Железноводске откроют Музей памяти Сергея Пускепалиса

    15 апреля состоится открытие музея памяти Сергея Пускепалиса в Железноводском Дворце культуры.   Экспонатами  музея станут личные вещи актера, а также его награды, кубки и многое другое.   «Всю коллекцию нам удалось собрать благодаря вдове Сергея. ...
  • В Москве покажут фильмы, представленные в Каннах

    В московском кинотеатре «Художественный» представят премьеры двух фильмов-участников Каннского кинофестиваля. Зрители увидят их 9 и 10 апреля.   9 апреля совместно впервые покажут драму корейского режиссера Дави Чоу «Возвращение в Сеул». ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
  • Театральный поход

    Что смотреть в московских театрах в марте: журнал «Театрал» подготовил для поклонников театра подборку пяти премьер, которые нельзя пропустить. «Амадей» Постановка Анатолия Шульева, ученика Римаса Туминаса, не о зависти – о неразделенной любви. ...
  • Полина Райкина: «То, что сейчас называется нравственностью, ею совсем не является»

    Широта ее сценических возможностей весьма велика. Это и лицемерная Феклуша в «Грозе», и несчастная мама в пьесе «Это все она», и папаша в «Елизавете Бам»… «Театрал» поговорил с Полиной Райкиной о современном театре и ее видении себя самой. ...
  • «Бег». Дистанция – бесконечность

    Новые смыслы и вневременные проблемы российской истории и человеческих судеб легендарного и вечно современного булгаковского «Бега» представили зрителям авторы нового спектакля «Ленкома Марка Захарова». Режиссер Александр Лазарев и команда создателей постановки современными театральными средствами рассказали о тех, кто бежал от трагических событий времени на чужбину, в пустоту одиночества. ...
Читайте также