Талантливая актриса, стильная женщина, прекрасный педагог. Зритель мгновенно попадают под её обаяние. На вахтанговской сцене она прожила множество жизней своих героинь, придя сюда после окончания Театрального училища им. Щукина, и вот уже 60 лет верна своему театру. В её юбилейную дату вериться с трудом. «Театрал» присоединяется к поздравлениям.
Римас Туминас, художественный руководитель Театра Вахтангова
– Максакова красива и как женщина и как актриса. Она очень волевая, но при этом колючая, потому что не терпит серости, бездарность распознаёт сразу, не выносит фальши – реагирует очень остро. Она требовательна к своим коллегам, но прежде всего к себе, потому что не может оправдать небрежного отношения к работе. Сама в полную силу играет и от других того же ждёт. Ни при каких обстоятельствах не поступается своими принципами. Любит интересных людей, притягивает их к себе. Обладает глубоким умом и не разменивается по мелочам. На неё можно положиться. Я точно знаю, что, если ошибусь, пойду не в ту сторону, она мне не даст свернуть. Я рад с ней работать и, надеюсь, буду работать и дальше. Восхищаюсь, не перестаю ей удивляться и преклоняюсь перед ней.
Елена Сотникова, актриса Театра Вахтангова
– Когда я была студенткой Щукинского театрального училища, руководитель курса Людмила Ставская зачитала однажды список отрывков, над которыми мы, второкурсники, будем работать в ближайшее время. Очередь дошла до меня, и она произнесла: «Куприн. “Поединок”, педагог Людмила Васильевна Максакова».
Все ахнули. Моё сердце забилось. Еще бы – прима вахтанговской сцены и вдруг займется моим отрывком. Прежде мы никогда с ней не сталкивались, и потому предстоящая встреча казалась чем-то совершенно невероятным.
Так оно и вышло: несколько дней спустя мы увидели белоснежный «Мерседес», припаркованный недалеко от училища, и стало понятно: это приехала Людмила Васильевна. Надо ли говорить, что она была элегантной, в очень стильном наряде, окутанная шлейфом изысканных духов. Впоследствии мы узнавали по этому запаху, что педагог в зале.
Да и вообще, она всегда приходила раньше нас, чем создавала невольную тревогу, поскольку о пунктуальности Людмилы Васильевны ходили легенды. Максакова, прекрасно образованная, владеющая несколькими языками, была в курсе всех премьер, выставок, книжных новинок. И от других – и от студентов, и от коллег – ждала того же интереса ко всему происходящему вокруг.
В 1982 году я стала актрисой Театра Вахтангова, и с тех пор мы с Людмилой Васильевной – коллеги. Мне посчастливилось играть с ней в спектаклях «Лето в Ноане», «Анна Каренина», «Воскрешение, или Чудо святого Антония», «Пиковая дама» и многих других. Именно она подарила нам встречи с Петром Фоменко и Романом Виктюком. Причем тут проявляла себя уже не как педагог, а как прилежная ученица. И это качество, конечно, бесценно.
Однажды мы были на гастролях в Париже со спектаклем «Без вины виноватые», и я там сломала ногу. Спектакль не отменили – играла сидя. Но в передвижениях по городу была, разумеется, ограничена и ничего не оставалось, как целый день сидеть в номере. После завтрака лишь один человек постучался в дверь (конечно, это была Людмила Васильевна) и я услышала: «Бери свои костыли, поедем в Мулен Руж».
Так мы объехали на такси весь Париж, а на входе в «Мулен Руж» импозантные французы, посмотрев на мои костыли, спросили: «Что случилось с девушкой?» – на что Людмила Васильевна столь же импозантно ответила: «Девушка всю ночь занималась любовью». Они были в восторге от ее чувства юмора.
Сергей Епишев, актёр Театра Вахтангова
– Знакомство с Максаковой состоялось в глубоком детстве. Я запомнил Людмилу Васильевну в фильме «Десять негритят», и с тех пор она живёт в моём сердце. Когда я стал студентом Щукинского училища, она меня поддерживала, периодически предлагала: «Пойдём со мной!». Подводила к своему мерседесу, открывала багажник, вынимала костюмы мужа, с которым мы были одного роста, и говорила: «Примерь, может быть, подойдут?» Я получал эти вещи, как дар с небес, хотя не понимал, куда могу пойти в шикарных костюмах с вышитой монограммой на внутреннем кармане. Но они пригодились, когда я играл отрывки в училище.
«Ревизор» – одна их первых моих работ в театре, связанная с Людмилой Васильевной. Как партнёр она всё время держит тебя в тонусе. Говорит немного, но очень ёмко формулирует свои мысли. Мне кажется, она даст фору многим молодым по остроумию и цепкости ума. Нужно быть всё время на чеку, чтобы ей соответствовать. Она много знает про прошлое, но живёт в настоящем. У неё на всё есть свое любопытное мнение. С ней всегда интересно гулять, общаться и работать.
Мы играли вместе в сериале «Кухня». Я уже был утверждён на роль Левы, и кастинг-директор спросила меня: «Кого бы ты хотел себе в мамы?» Я, не представляя, что это возможно, сказал: «Максакову». Ей позвонили, и она согласилась. «Кухня» – это ситком, жанр другого актёрского существования, не для человека, который работал с Фоменко. Было очень любопытно наблюдать, как она осваивается на незнакомой территории, но Людмила Васильевна быстро себя нашла и чувствовала свободно, спуску никому не давала. Её приход тонизировал всю группу. Не то, что она всех строила, но одно её присутствие всех как бы собирало. В итоге «Кухня» имела оглушительный успех.

– Максакова красива и как женщина и как актриса. Она очень волевая, но при этом колючая, потому что не терпит серости, бездарность распознаёт сразу, не выносит фальши – реагирует очень остро. Она требовательна к своим коллегам, но прежде всего к себе, потому что не может оправдать небрежного отношения к работе. Сама в полную силу играет и от других того же ждёт. Ни при каких обстоятельствах не поступается своими принципами. Любит интересных людей, притягивает их к себе. Обладает глубоким умом и не разменивается по мелочам. На неё можно положиться. Я точно знаю, что, если ошибусь, пойду не в ту сторону, она мне не даст свернуть. Я рад с ней работать и, надеюсь, буду работать и дальше. Восхищаюсь, не перестаю ей удивляться и преклоняюсь перед ней.

– Когда я была студенткой Щукинского театрального училища, руководитель курса Людмила Ставская зачитала однажды список отрывков, над которыми мы, второкурсники, будем работать в ближайшее время. Очередь дошла до меня, и она произнесла: «Куприн. “Поединок”, педагог Людмила Васильевна Максакова».
Все ахнули. Моё сердце забилось. Еще бы – прима вахтанговской сцены и вдруг займется моим отрывком. Прежде мы никогда с ней не сталкивались, и потому предстоящая встреча казалась чем-то совершенно невероятным.
Так оно и вышло: несколько дней спустя мы увидели белоснежный «Мерседес», припаркованный недалеко от училища, и стало понятно: это приехала Людмила Васильевна. Надо ли говорить, что она была элегантной, в очень стильном наряде, окутанная шлейфом изысканных духов. Впоследствии мы узнавали по этому запаху, что педагог в зале.
Да и вообще, она всегда приходила раньше нас, чем создавала невольную тревогу, поскольку о пунктуальности Людмилы Васильевны ходили легенды. Максакова, прекрасно образованная, владеющая несколькими языками, была в курсе всех премьер, выставок, книжных новинок. И от других – и от студентов, и от коллег – ждала того же интереса ко всему происходящему вокруг.
В 1982 году я стала актрисой Театра Вахтангова, и с тех пор мы с Людмилой Васильевной – коллеги. Мне посчастливилось играть с ней в спектаклях «Лето в Ноане», «Анна Каренина», «Воскрешение, или Чудо святого Антония», «Пиковая дама» и многих других. Именно она подарила нам встречи с Петром Фоменко и Романом Виктюком. Причем тут проявляла себя уже не как педагог, а как прилежная ученица. И это качество, конечно, бесценно.
Однажды мы были на гастролях в Париже со спектаклем «Без вины виноватые», и я там сломала ногу. Спектакль не отменили – играла сидя. Но в передвижениях по городу была, разумеется, ограничена и ничего не оставалось, как целый день сидеть в номере. После завтрака лишь один человек постучался в дверь (конечно, это была Людмила Васильевна) и я услышала: «Бери свои костыли, поедем в Мулен Руж».
Так мы объехали на такси весь Париж, а на входе в «Мулен Руж» импозантные французы, посмотрев на мои костыли, спросили: «Что случилось с девушкой?» – на что Людмила Васильевна столь же импозантно ответила: «Девушка всю ночь занималась любовью». Они были в восторге от ее чувства юмора.

– Знакомство с Максаковой состоялось в глубоком детстве. Я запомнил Людмилу Васильевну в фильме «Десять негритят», и с тех пор она живёт в моём сердце. Когда я стал студентом Щукинского училища, она меня поддерживала, периодически предлагала: «Пойдём со мной!». Подводила к своему мерседесу, открывала багажник, вынимала костюмы мужа, с которым мы были одного роста, и говорила: «Примерь, может быть, подойдут?» Я получал эти вещи, как дар с небес, хотя не понимал, куда могу пойти в шикарных костюмах с вышитой монограммой на внутреннем кармане. Но они пригодились, когда я играл отрывки в училище.
«Ревизор» – одна их первых моих работ в театре, связанная с Людмилой Васильевной. Как партнёр она всё время держит тебя в тонусе. Говорит немного, но очень ёмко формулирует свои мысли. Мне кажется, она даст фору многим молодым по остроумию и цепкости ума. Нужно быть всё время на чеку, чтобы ей соответствовать. Она много знает про прошлое, но живёт в настоящем. У неё на всё есть свое любопытное мнение. С ней всегда интересно гулять, общаться и работать.
Мы играли вместе в сериале «Кухня». Я уже был утверждён на роль Левы, и кастинг-директор спросила меня: «Кого бы ты хотел себе в мамы?» Я, не представляя, что это возможно, сказал: «Максакову». Ей позвонили, и она согласилась. «Кухня» – это ситком, жанр другого актёрского существования, не для человека, который работал с Фоменко. Было очень любопытно наблюдать, как она осваивается на незнакомой территории, но Людмила Васильевна быстро себя нашла и чувствовала свободно, спуску никому не давала. Её приход тонизировал всю группу. Не то, что она всех строила, но одно её присутствие всех как бы собирало. В итоге «Кухня» имела оглушительный успех.