Сырой Тургенев

Егор Перегудов поставил «Месяц в деревне» как пьесу о неудачной самоизоляции

 

Главный режиссер РАМТа Егор Перегудов, приглашенный своим учителем Сергеем Женовачом поработать по соседству в Камергерском переулке, выбрал для постановки знаковую для Художественного театра пьесу Тургенева. Когда-то в ней блистал сам Станиславский, демонстрируя первые плоды своего знаменитого метода, а также модный художник Добужинский, представивший на сцене увядающую красоту русской усадьбы. В новом спектакле МХТ тоже в глаза бросается прежде всего сценография – вернее, её отсутствие в привычном смысле слове.

Говорят, на премьере «Месяца в деревне» в 1909 году публика начала аплодировать сразу при поднятии занавеса – роскошным изысканным интерьерам мирискусника Мстислава Добужинского (кстати, этому спектаклю Музей МХТ посвятил отдельный онлайн-проект на своем сайте). Сегодня по залу тоже проносится дружное «ах», когда занавес с чайкой распахивается, и на зрителей веет холодным туманом и запахом сена, устилающим все огромные подмостки. Потом будет еще много запахов: молока, спелых ягод и вина (можно проводить актуальный тест на потерю обоняния). А также звуков природы: то лягушки заквакают, то птицы запоют прямо во время дождя... Это своеобразный «привет» звукописи, которой увлекался и сам Станиславский на заре Художественного театра. А Чехов в ответ на это обещал написать пьесу с ремаркой: «действие происходит в стране, где нет ни комаров, ни сверчков, ни других насекомых, мешающих людям разговаривать».

Но все же деревню здесь понимают скорее как пространство метафизическое, без бытовых подробностей, изб, самоваров и т.д. Скорее как место дауншифтинга, куда доктор Шпигельский (ироничный и точный Павел Ворожцов) отправляет замотанных, морально нездоровых городских жителей немного успокоить нервы. Можно сказать, отправляет в самоизоляцию: в деревню, в глушь, в Саратов. Но во время этого вынужденного карантина завсегдатаи буржуазных салонов ощущают себя не в своей тарелке. Почувствовать гармонию бытия и слиться в экстазе с матерью природой у них не получается, несмотря на прописанные доктором дыхательные упражнения. 

Во-первых, в деревне все время льет дождь – количество выпадающих на сцену МХТ осадков явно превышает месячную норму. Но благодаря художнику Владимиру Арефьеву и художнику по свету Дамиру Исмагилову выглядят они максимально разнообразно и живописно: то как тончайшая водяная пыль, то как настоящий звездопад крупных искрящихся капель. Любоваться этими чудесами сценической техники можно бесконечно. Но приходится посочувствовать актерам – те почти четыре часа играют мокрыми до нитки.

Дождь, видимо, символизирует стихию, которая смывает с людей все наносное, маски приличия и благовоспитанности, и обнажает их истинные желания. Но не все так просто.


В деревне герои меняют пышные юбки и пиджаки на грубые плащи и резиновые сапоги, в общем, опрощаются и заземляются как могут. Но достичь такой же простоты и естественности чувств им никак не удается. Наталья Петровна (Наталья Рогожкина) постоянно находится в раздраженном состоянии женщины, которая привыкла контролировать, подмечать и анализировать все свои эмоции: боязнь старости, зависть и ревность к чужой свежести, молодости и наивности, стремление понравиться и даже влюбленность (в наше время она наверняка регулярно посещала бы психотерапевта). Несчастная истязает себя рефлексией, не в силах отдаться с головой нахлынувшей страсти, и мучает переменами настроения окружающих мужчин: добряка-мужа (Александр Усов), старого воздыхателя Ракитина (Эдуард Чемазов) и самого виновника переполоха – неопытного студента Беляева (Кузьма Котрелев).

Наталья Петровна еще пытается рисоваться и держать лицо, но выход в свет при полной амуниции  оборачивается курьезом, когда в решительный момент любовники путаются в ее многочисленных юбках, шнуровках и бантиках, кувыркаясь в сене. Наряды от кутюр тут явно не к месту. Зато простая служанка Катя (Маруся Пестунова) в своем лаконичном мини – ходячий секс и соблазн: угощает ли она Беляева малиной, нанизывая ягоды на тонкие пальчики, или молоком, выливая потом весь бидон на себя. Но для гнилых интеллектуалов, испорченных цивилизацией, в которых режиссер явно видит своих современников, эта естественная, природная чувственность недоступна. Комичный сосед Большинцов (Александр Семчев) сразу признается, что он с женщинами «не того-с». Шпигельский делает брачное предложение компаньонке Лизавете Богдановне (Анастасия Скорик) по-деловому, без малейшего проблеска эмоций. Даже у Верочки (Надежда Колеганова) её первое, еще не вызревшее чувство оказывается отравлено и смято грубым психологическим вторжением Натальи Петровны.    

Русская сцена знала немало прекрасных воплощений «Месяца в деревне», который современники считали несценичным: хрестоматийная нежно-акварельная постановка Анатолия Эфроса с Ольгой Яковлевой, кружевной уютный спектакль самого Сергея Женовача в Мастерской Фоменко с восхитительной Галиной Тюниной, из последних – трагическая история разбитой судьбы у Юрия Бутусова в Театре Ленсовета и наэлектризованная страстью любовная драма у Евгения Марчелли в Ярославле. Егор Перегудов решил придерживаться авторского определения пьесы как комедии, работая с актерами на контрасте с меланхолично-туманной обстановкой места действия. Его герои, действительно, комичны: неловкие, нескладные, не в ладу с собой и с миром, они особенно нелепо смотрятся здесь – на лоне природы, так сказать. Говорят о прекрасной погоде, когда идет дождь, устраивают пикник, вымокая насквозь, неловко машут граблями и вилами и вязнут в этом несчастном сене, как в своих невысказанных, запретных желаниях.

В общем, Пушкин вполне мог бы адресовать им свою эпиграмму:
«Нет ни в чем вам благодати;
С счастием у вас разлад:
И прекрасны вы некстати
И умны вы невпопад».

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

  • «И неотвратим конец пути»

    Граф Глостер вздыхал: «Недавние солнечное и лунное затмения не сулят нам ничего доброго». Побочный сын Эдмунд насмехался над суеверием отца, и практически все зрители шекспировской трагедии были с ним согласны. Но вот впервые слова Глостера были восприняты всерьез. ...
  • «Как остаться человеком, а не частью системы»

    Театр «Сатирикон» представил первую в 2021 году премьеру – спектакль «Близкие друзья» режиссера Сергея Сотникова по повести Евгения Водолазкина. Спектакль рассказывает о трех друзьях из Германии, которых разлучила Вторая мировая война. ...
  • Последний герой: «Бэтмен против Брежнева»

    Что делал бы Бэтмен, будь он не американским миллиардером, а советским гражданином в эпоху застоя? В спектакле-фантасмагории Саши Денисовой это тишайший писатель-неудачник, очень осторожный, не конфликтный и исключительно порядочный человек. ...
  • Надувательская земля

    В пространстве «Сцены Под крышей» в рамках программы по работе с молодой режиссурой Театра Моссовета вышла премьера «Игроков» Гоголя в постановке Павла Пархоменко. Любопытно, что классическая комедия, уже 180 лет не сходящая со сцены, оказалась интересна и востребована, прежде всего, у молодежной аудитории. ...
Читайте также