«Сентиментальные повести» Зощенко – спектакль, выпущенный на малой сцене РАМТа, – и лиричный, и смешной, лишенный крикливых претензий на ультрамодный театр. Здесь играются две повести – «Аполлон и Тамара» и «Коза». Как рассказал режиссер-постановщик Рустем Фесак, «в произведениях Зощенко всегда смешно и печально одновременно. Меня прежде всего и привлекает в его литературе то, что за смехом и юмором у него всегда чувствуется горечь».
Фесак – недавний выпускник РАТИ, и это вторая самостоятельная работа молодого режиссера в профессиональном театре. Его первая постановка «Все проплывающие» идет в московском театре Et Cetera. У Рустема – хорошая школа. Его педагог (режиссер Леонид Хейфец) научил Фесака тому, чем в совершенстве владеет сам, – работе с актерами. Поэтому «Сентиментальные повести» – спектакль хотя и скромный и даже в чем-то мало эффектный (главным образом из-за того узкого и чересчур вытянутого пространства, в котором он играется и которое не дает возможности сделать сложные мизансцены, разнообразить рисунок), но привлекает интересными и ровными актерскими работами. В точной работе с актерами – залог дальнейших успехов режиссера.
Тамара Омельченко (в исполнении Ирины Таранник) из первой повести тонко и чуть отстраненно передает наивность, незнание реальности, недальновидность, а вместе с тем и легкий налет корыстных претензий к жизни своей юной героини. Тамара собиралась жить долго, быть счастливой и богатой. Она с каким-то деловым практицизмом, удивительным в столь юном возрасте, отстранила от себя влюбленного в нее Аполлона (Денис Баландин), поставив ему жесткое и трудно выполнимое условие – прославиться и стать состоятельным человеком. Но судьба распорядилась этими людьми по-своему. Аполлон попал на войну, где провел целых четыре года. Вернулся вовсе не героем, а израненным внутренне и опустошенным человеком. Он не стал знаменитым. Но удивительным образом нашел себя и свой образ жизни, очень далекий от того, о чем мечтала Тамара. Он стал могильщиком и с наслаждением валялся на траве у вырытой могилы, трогал теплую еще землю, и такое свое существование не мог бы назвать неполноценным или постыдным с точки зрения законов того мира, в котором хотела утвердить себя его бывшая возлюбленная.
Увлеченность артистов придает особый градус зрелищу. А сценическая история выходит далеко за рамки простодушной фабулы. Она обретает масштаб и становится страстным рассказом о людях и судьбах.
Вторая повесть – «Коза» написана ироничнее и больше похожа на традиционный стиль Зощенко – знатока человеческих слабостей, пороков и заблуждений. Забежкин (Александр Девятьяров) хочет жениться на хозяйке козы. Эта коза для него признак благосостояния и свидетельство довольства. Сама хозяйка Домна Павловна (Елена Галибина), статная и чересчур полнотелая красавица, поначалу введена в заблуждение. Думает, что Забежкина прельстили ее формы. Спектакль сентиментален в самом благородном смысле слова, ибо пробуждает в зрителях чувства, адекватные тем, что испытывает героиня. Она тратится душой без остатка; открытость и бесхитростность делают ее безоружной перед жестокостями жизни.
Тамара Омельченко (в исполнении Ирины Таранник) из первой повести тонко и чуть отстраненно передает наивность, незнание реальности, недальновидность, а вместе с тем и легкий налет корыстных претензий к жизни своей юной героини. Тамара собиралась жить долго, быть счастливой и богатой. Она с каким-то деловым практицизмом, удивительным в столь юном возрасте, отстранила от себя влюбленного в нее Аполлона (Денис Баландин), поставив ему жесткое и трудно выполнимое условие – прославиться и стать состоятельным человеком. Но судьба распорядилась этими людьми по-своему. Аполлон попал на войну, где провел целых четыре года. Вернулся вовсе не героем, а израненным внутренне и опустошенным человеком. Он не стал знаменитым. Но удивительным образом нашел себя и свой образ жизни, очень далекий от того, о чем мечтала Тамара. Он стал могильщиком и с наслаждением валялся на траве у вырытой могилы, трогал теплую еще землю, и такое свое существование не мог бы назвать неполноценным или постыдным с точки зрения законов того мира, в котором хотела утвердить себя его бывшая возлюбленная.
Увлеченность артистов придает особый градус зрелищу. А сценическая история выходит далеко за рамки простодушной фабулы. Она обретает масштаб и становится страстным рассказом о людях и судьбах.
Вторая повесть – «Коза» написана ироничнее и больше похожа на традиционный стиль Зощенко – знатока человеческих слабостей, пороков и заблуждений. Забежкин (Александр Девятьяров) хочет жениться на хозяйке козы. Эта коза для него признак благосостояния и свидетельство довольства. Сама хозяйка Домна Павловна (Елена Галибина), статная и чересчур полнотелая красавица, поначалу введена в заблуждение. Думает, что Забежкина прельстили ее формы. Спектакль сентиментален в самом благородном смысле слова, ибо пробуждает в зрителях чувства, адекватные тем, что испытывает героиня. Она тратится душой без остатка; открытость и бесхитростность делают ее безоружной перед жестокостями жизни.