«И неотвратим конец пути»

Юрий Бутусов поставил на Вахтанговской сцене «Короля Лира»

 


Граф Глостер вздыхал: «Недавние солнечное и лунное затмения не сулят нам ничего доброго». Побочный сын Эдмунд насмехался над суеверием отца, и практически все зрители шекспировской трагедии были с ним согласны. Но вот впервые слова Глостера были восприняты всерьез.
 
Юрий Бутусов поставил спектакль, где сбившееся дыхание Вселенной – источник и первопричина бед. Пространство гневается, заволакивая сцену белым дымом, и радуется, насылая на землю гигантский шар полной луны. Небеса то опускаются низко-низко, давя на плечи. То распахиваются в своей черной бездонной пустоте (прекрасно заработала здесь обновленная к 100-летию историческая сцена театра).
 
Созданную сценографом Максимом Обрезковым и художником по свету Александром Сиваевым «Вселенную сцены» можно смело писать в программке главным действующим лицом.  Именно ее давление, ее капризы, ее прерывистое дыхание заставляют людей внезапно ссорится, впадать в ступор или гнев.
 
Все недоумевают: какая муха укусила короля, когда он проклял любимую младшую дочь, прогнал самого преданного из слуг, поссорился с дорогим другом – французским королем? А виновато влияние луны! Да и кто из нас в зале не ощутил за последние годы как реально это влияние климата, магнитных бурь, каких-то загадочных вирусов на судьбы народов и государств? Веселый Лир (Артур Иванов) в коротких штанишках и красных высоких носках произносит патетический текст о своем решении разделить королевство между дочерьми с какой-то чуть недоуменной насмешливостью. Он сердится, проклинает, говорит ужасные слова, но все ждешь, что остановится, расхохочется и спросит: а вы и поверили?
 
Но судьба давит на плечи, слова произнесены, и из начертанной колеи не выскочить...
 
Слова Лира рвут связи внутри государства и внутри семьи, рушат равновесие и гармонию в природе и в людях. И зло приходит в королевство, обрушиваясь бурей и мглой, вылезая предательской чернотой из душ родных и близких.
 
Грустный клоун Эдмонд (Сергей Волков) с белым лицом в золотом кафтане отнюдь не похож ни на супермена, получающего удовольствие от битв, ни на прирожденного интригана. Если бы не «выхлоп короля» – так и жил бы побочным сыном рядом с отцом и его любимчиком Эдгаром. Но если король сам первым порвал связь отцов и детей, то… нет запретов и все дозволено. Эдмонд искренне удивляется простодушию отца и брата:

«Их простодушием легко играть.
Я вижу ясно, как их обморочить».

И в его голосе явная жалость по адресу простаков-родственников...
 
Широкоплечий воин Глостер (Виктор Добронравов), действительно, слишком прям, чтобы понимать ходы интриг. А ботаник в круглых очочках Эдгар (Василий Симонов) слишком погружен в собственные мысли, чтобы замечать расчеты сводного брата. Но дело даже не в их индивидуальных качествах, но в барабанной дроби судьбы, ведущей одних на тропу мученичества, других на торную дорогу злодейства.
 
Рыжеволосая и белокожая Гонерилья (Яна Соболевская) с каждым словом сама себя убеждает, что стесняться не надо: и так можно поступить с отцом, и даже так. Не она начала, и стесняться ей некого: ее муж, герцог Альбани (Владимир Логвинов), не выпускающий бутылку из рук, явно не в силах помешать жене. Черноволосая Регана (Ольга Тумайкина) с удовольствием подхватывает веселую забаву «приструни отца-тирана». Благо ее супруг Корнуэлл (Ян Гахарманов) готов к любой жестокости и, как застоявшийся конь, с упоением рвется к открывшимся перспективам.

 
В жестокие времена все страшное из душевных потемков лезет наружу неудержимо и неуклонно.
 
Колонны некогда величественного государственного здания больше не подпирают своды, а торчат обломками прекрасного былого. Кружат черные птицы, Лир начинает строить блиндаж из досок, но сквозь щели просачивается холод преисподней. А из досок получатся разве что висельные столбы... Луна рассыпается на сотни разноцветных шаров. Маленький белый воздушный шарик проткнет Корделия и упадет замертво.
 
В спектаклях Юрия Бутусова ритм Провидения-Рока-Судьбы звучит всегда оглушительно. «Король Лир» тут не исключение. Отчаянно колотит по барабанной установке Глостер-Добронравов, дует в трубу Освальд-Юрий Цокуров (слуга-сводник здесь по совместительству еще и трубач судьбы). Склоняется над раздолбанным пианино Эдмунд-Волков. До изнеможения отдаются ритму бешеного танца Рока Лир-Иванов и Шут-Евгения Крегжде.
 
О том, что в шекспировском театре шута и Корделию играл один исполнитель читали и слышали все, но Юрий Бутусов поверил, что Шекспиру это понадобилось не только для «экономии актерских единиц». Шут-маленькая девочка в пиджаке не по росту позволяет себе дерзить и дразнить отца-короля. Читает сонеты Шекспира. И до самого конца эта маленькая фигурка остается рядом с бедным безумцем.
 
В страшные времена все лучшее, что есть в людях, непременно выходит на свет.
 
Лунный шар подходит к земле близко-близко. Лир и Шут-Корделия бегут под ним, пытаясь не то направить движения светила, не то унять его размах.
 
Бутусов в этой постановке предлагает актерам сыграть, как заповедано автором перевода «Короля Лира» – Борисом Пастернаком: «как играют овраги, как играет река». Пока это пожелание «на вырост» практически для всех исполнителей. Задача сыграть на равных с луной – дорогого стоит. И «Лир» – спектакль, который будет расти, спектакль, который хочется и нужно пересматривать, переосмысливать, переживать заново и заново...
 
… В финале Лир долго укутывает свою мертвую девочку одеялами – одно, второе, третье, четвертое. Нет одеял, чтобы ее согреть. Нет зеркал, где отразится ее дыхание. Мироздание сжимается до размера двух рук, сцепившихся друг с другом в последнем рукопожатии. 

Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • В Театре Моссовета пройдет дискуссия с Павлом Рудневым

    22 мая в Театре им. Моссовета состоится дискуссия с театроведом, одним из самых крупных специалистов по современной драме Павлом Рудневым. Тема – премьерный спектакль «Человек в закрытой комнате». rn rnОбсуждение начнется по окончании спектакля, который играют на сцене «Под крышей», и будет доступно для зрителей, пришедших посмотреть постановку. ...
  • В «Сатирикон» вернется бутусовская «Чайка»

    Театр «Сатирикон» объявил, что спектакль Юрия Бутусова «Чайка» возвращается на столичные подмостки после долгого перерыва. 1 июля его сыграют на основной сцене Театра Вахтангова.   «Смысл жизни для людей, населяющих вымышленный мир чеховской «Чайки» – Театр, который больше жизни, больше любви, который замещает все, принося боль, одиночество, уничтожая и калеча души. ...
  • В «Сфере» готовят премьеру для детей

    28 и 29 мая в театре «Сфера» состоятся премьерные показы детского спектакля «Незнайка и его друзья» в постановке главного режиссера театра Александра Коршунова. Главную роль в премьере исполнит Дмитрий Триумфов. ...
  • «Ночь в музее» соединит поэзию Москвы и песни о Москве

    В рамках акции «Ночь в музее» 21 мая, с 20:00 до 22:00, в Музее Москвы пройдет поэтический вечер в постановке Марины Брусникиной «Поэзия Москвы и песни о Москве». Новое поколение Мастерской Брусникина исполнит стихи московских поэтов-современников, в том числе Дмитрия Воденникова, Федора Сваровского, Глеба Шульпякова, Андрея Родионова, Сергея Гандлевского, Веры Павловой, – и песни о Москве, написанные с довоенных до наших дней. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • 20 фильмов о Великой отечественной войне

    «Театрал»  ко Дню победы составил список из двадцати лучших отечественных фильмов о Великой отечественной войне. «А зори здесь тихие» (1972). Режиссер Станислав Ростоцкий. Экранизация одноименной повести писателя-фронтовика Бориса Васильева. ...
Читайте также