«И неотвратим конец пути»

Юрий Бутусов поставил на Вахтанговской сцене «Короля Лира»

 
Граф Глостер вздыхал: «Недавние солнечное и лунное затмения не сулят нам ничего доброго». Побочный сын Эдмунд насмехался над суеверием отца, и практически все зрители шекспировской трагедии были с ним согласны. Но вот впервые слова Глостера были восприняты всерьез.
 
Юрий Бутусов поставил спектакль, где сбившееся дыхание Вселенной – источник и первопричина бед. Пространство гневается, заволакивая сцену белым дымом, и радуется, насылая на землю гигантский шар полной луны. Небеса то опускаются низко-низко, давя на плечи. То распахиваются в своей черной бездонной пустоте (прекрасно заработала здесь обновленная к 100-летию историческая сцена театра).
 
Созданную сценографом Максимом Обрезковым и художником по свету Александром Сиваевым «Вселенную сцены» можно смело писать в программке главным действующим лицом.  Именно ее давление, ее капризы, ее прерывистое дыхание заставляют людей внезапно ссорится, впадать в ступор или гнев.
 
Все недоумевают: какая муха укусила короля, когда он проклял любимую младшую дочь, прогнал самого преданного из слуг, поссорился с дорогим другом – французским королем? А виновато влияние луны! Да и кто из нас в зале не ощутил за последние годы как реально это влияние климата, магнитных бурь, каких-то загадочных вирусов на судьбы народов и государств? Веселый Лир (Артур Иванов) в коротких штанишках и красных высоких носках произносит патетический текст о своем решении разделить королевство между дочерьми с какой-то чуть недоуменной насмешливостью. Он сердится, проклинает, говорит ужасные слова, но все ждешь, что остановится, расхохочется и спросит: а вы и поверили?
 
Но судьба давит на плечи, слова произнесены, и из начертанной колеи не выскочить...
 
Слова Лира рвут связи внутри государства и внутри семьи, рушат равновесие и гармонию в природе и в людях. И зло приходит в королевство, обрушиваясь бурей и мглой, вылезая предательской чернотой из душ родных и близких.
 
Грустный клоун Эдмонд (Сергей Волков) с белым лицом в золотом кафтане отнюдь не похож ни на супермена, получающего удовольствие от битв, ни на прирожденного интригана. Если бы не «выхлоп короля» – так и жил бы побочным сыном рядом с отцом и его любимчиком Эдгаром. Но если король сам первым порвал связь отцов и детей, то… нет запретов и все дозволено. Эдмонд искренне удивляется простодушию отца и брата:

«Их простодушием легко играть.
Я вижу ясно, как их обморочить».

И в его голосе явная жалость по адресу простаков-родственников...
 
Широкоплечий воин Глостер (Виктор Добронравов), действительно, слишком прям, чтобы понимать ходы интриг. А ботаник в круглых очочках Эдгар (Василий Симонов) слишком погружен в собственные мысли, чтобы замечать расчеты сводного брата. Но дело даже не в их индивидуальных качествах, но в барабанной дроби судьбы, ведущей одних на тропу мученичества, других на торную дорогу злодейства.
 
Рыжеволосая и белокожая Гонерилья (Яна Соболевская) с каждым словом сама себя убеждает, что стесняться не надо: и так можно поступить с отцом, и даже так. Не она начала, и стесняться ей некого: ее муж, герцог Альбани (Владимир Логвинов), не выпускающий бутылку из рук, явно не в силах помешать жене. Черноволосая Регана (Ольга Тумайкина) с удовольствием подхватывает веселую забаву «приструни отца-тирана». Благо ее супруг Корнуэлл (Ян Гахарманов) готов к любой жестокости и, как застоявшийся конь, с упоением рвется к открывшимся перспективам.

 
В жестокие времена все страшное из душевных потемков лезет наружу неудержимо и неуклонно.
 
Колонны некогда величественного государственного здания больше не подпирают своды, а торчат обломками прекрасного былого. Кружат черные птицы, Лир начинает строить блиндаж из досок, но сквозь щели просачивается холод преисподней. А из досок получатся разве что висельные столбы... Луна рассыпается на сотни разноцветных шаров. Маленький белый воздушный шарик проткнет Корделия и упадет замертво.
 
В спектаклях Юрия Бутусова ритм Провидения-Рока-Судьбы звучит всегда оглушительно. «Король Лир» тут не исключение. Отчаянно колотит по барабанной установке Глостер-Добронравов, дует в трубу Освальд-Юрий Цокуров (слуга-сводник здесь по совместительству еще и трубач судьбы). Склоняется над раздолбанным пианино Эдмунд-Волков. До изнеможения отдаются ритму бешеного танца Рока Лир-Иванов и Шут-Евгения Крегжде.
 
О том, что в шекспировском театре шута и Корделию играл один исполнитель читали и слышали все, но Юрий Бутусов поверил, что Шекспиру это понадобилось не только для «экономии актерских единиц». Шут-маленькая девочка в пиджаке не по росту позволяет себе дерзить и дразнить отца-короля. Читает сонеты Шекспира. И до самого конца эта маленькая фигурка остается рядом с бедным безумцем.
 
В страшные времена все лучшее, что есть в людях, непременно выходит на свет.
 
Лунный шар подходит к земле близко-близко. Лир и Шут-Корделия бегут под ним, пытаясь не то направить движения светила, не то унять его размах.
 
Бутусов в этой постановке предлагает актерам сыграть, как заповедано автором перевода «Короля Лира» – Борисом Пастернаком: «как играют овраги, как играет река». Пока это пожелание «на вырост» практически для всех исполнителей. Задача сыграть на равных с луной – дорогого стоит. И «Лир» – спектакль, который будет расти, спектакль, который хочется и нужно пересматривать, переосмысливать, переживать заново и заново...
 
… В финале Лир долго укутывает свою мертвую девочку одеялами – одно, второе, третье, четвертое. Нет одеял, чтобы ее согреть. Нет зеркал, где отразится ее дыхание. Мироздание сжимается до размера двух рук, сцепившихся друг с другом в последнем рукопожатии. 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Кустурица снимет три фильма по Гоголю

    Эмир Кустурица планирует снять три фильма по произведениям Гоголя, об этом режиссер рассказал «Известиям». Кустурица назвал творчество Гоголя «самым мощным примером реалистичной литературы». Он считает необходимым создать три фильма, так как они оставят более сильное впечатление, чем одна картина. ...
  • В Мариинке состоится премьера симфонии «Слава Отчизне»

    6 февраля в концертном зале Мариинского театра состоится мировая премьера Симфонии № 4 «Слава Отчизне» Гавриила Попова.   Как рассказали в Мариинском театре, в отличие от трех предшествующих симфоний ленинградского композитора Гавриила Попова, четвертая написана для смешанного хора и солистов без участия оркестра. ...
  • В Москве открывают выставку к 100-летию Гайдая

    Российская государственная библиотека со 2 по 13 февраля проведет выставку к столетию кинорежиссера и сценариста Леонида Гайдая.   Экспозиция расскажет о творческой деятельности Леонида Гайдая с момента выхода его дебютного фильма «Долгий путь» (1956) и до премьеры фильма «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992). ...
  • К 125-летию МХТ учредили премию

    В Москве прошло заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 125-летия основания Московского Художественно-Общедоступного театра. В план празднования вошли свыше 50 мероприятий. МХТ учредил премию Московского Художественного театра, которая будет вручаться ежегодно. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
Читайте также