«И неотвратим конец пути»

Юрий Бутусов поставил на Вахтанговской сцене «Короля Лира»

 
Граф Глостер вздыхал: «Недавние солнечное и лунное затмения не сулят нам ничего доброго». Побочный сын Эдмунд насмехался над суеверием отца, и практически все зрители шекспировской трагедии были с ним согласны. Но вот впервые слова Глостера были восприняты всерьез.
 
Юрий Бутусов поставил спектакль, где сбившееся дыхание Вселенной – источник и первопричина бед. Пространство гневается, заволакивая сцену белым дымом, и радуется, насылая на землю гигантский шар полной луны. Небеса то опускаются низко-низко, давя на плечи. То распахиваются в своей черной бездонной пустоте (прекрасно заработала здесь обновленная к 100-летию историческая сцена театра).
 
Созданную сценографом Максимом Обрезковым и художником по свету Александром Сиваевым «Вселенную сцены» можно смело писать в программке главным действующим лицом.  Именно ее давление, ее капризы, ее прерывистое дыхание заставляют людей внезапно ссорится, впадать в ступор или гнев.
 
Все недоумевают: какая муха укусила короля, когда он проклял любимую младшую дочь, прогнал самого преданного из слуг, поссорился с дорогим другом – французским королем? А виновато влияние луны! Да и кто из нас в зале не ощутил за последние годы как реально это влияние климата, магнитных бурь, каких-то загадочных вирусов на судьбы народов и государств? Веселый Лир (Артур Иванов) в коротких штанишках и красных высоких носках произносит патетический текст о своем решении разделить королевство между дочерьми с какой-то чуть недоуменной насмешливостью. Он сердится, проклинает, говорит ужасные слова, но все ждешь, что остановится, расхохочется и спросит: а вы и поверили?
 
Но судьба давит на плечи, слова произнесены, и из начертанной колеи не выскочить...
 
Слова Лира рвут связи внутри государства и внутри семьи, рушат равновесие и гармонию в природе и в людях. И зло приходит в королевство, обрушиваясь бурей и мглой, вылезая предательской чернотой из душ родных и близких.
 
Грустный клоун Эдмонд (Сергей Волков) с белым лицом в золотом кафтане отнюдь не похож ни на супермена, получающего удовольствие от битв, ни на прирожденного интригана. Если бы не «выхлоп короля» – так и жил бы побочным сыном рядом с отцом и его любимчиком Эдгаром. Но если король сам первым порвал связь отцов и детей, то… нет запретов и все дозволено. Эдмонд искренне удивляется простодушию отца и брата:

«Их простодушием легко играть.
Я вижу ясно, как их обморочить».

И в его голосе явная жалость по адресу простаков-родственников...
 
Широкоплечий воин Глостер (Виктор Добронравов), действительно, слишком прям, чтобы понимать ходы интриг. А ботаник в круглых очочках Эдгар (Василий Симонов) слишком погружен в собственные мысли, чтобы замечать расчеты сводного брата. Но дело даже не в их индивидуальных качествах, но в барабанной дроби судьбы, ведущей одних на тропу мученичества, других на торную дорогу злодейства.
 
Рыжеволосая и белокожая Гонерилья (Яна Соболевская) с каждым словом сама себя убеждает, что стесняться не надо: и так можно поступить с отцом, и даже так. Не она начала, и стесняться ей некого: ее муж, герцог Альбани (Владимир Логвинов), не выпускающий бутылку из рук, явно не в силах помешать жене. Черноволосая Регана (Ольга Тумайкина) с удовольствием подхватывает веселую забаву «приструни отца-тирана». Благо ее супруг Корнуэлл (Ян Гахарманов) готов к любой жестокости и, как застоявшийся конь, с упоением рвется к открывшимся перспективам.

 
В жестокие времена все страшное из душевных потемков лезет наружу неудержимо и неуклонно.
 
Колонны некогда величественного государственного здания больше не подпирают своды, а торчат обломками прекрасного былого. Кружат черные птицы, Лир начинает строить блиндаж из досок, но сквозь щели просачивается холод преисподней. А из досок получатся разве что висельные столбы... Луна рассыпается на сотни разноцветных шаров. Маленький белый воздушный шарик проткнет Корделия и упадет замертво.
 
В спектаклях Юрия Бутусова ритм Провидения-Рока-Судьбы звучит всегда оглушительно. «Король Лир» тут не исключение. Отчаянно колотит по барабанной установке Глостер-Добронравов, дует в трубу Освальд-Юрий Цокуров (слуга-сводник здесь по совместительству еще и трубач судьбы). Склоняется над раздолбанным пианино Эдмунд-Волков. До изнеможения отдаются ритму бешеного танца Рока Лир-Иванов и Шут-Евгения Крегжде.
 
О том, что в шекспировском театре шута и Корделию играл один исполнитель читали и слышали все, но Юрий Бутусов поверил, что Шекспиру это понадобилось не только для «экономии актерских единиц». Шут-маленькая девочка в пиджаке не по росту позволяет себе дерзить и дразнить отца-короля. Читает сонеты Шекспира. И до самого конца эта маленькая фигурка остается рядом с бедным безумцем.
 
В страшные времена все лучшее, что есть в людях, непременно выходит на свет.
 
Лунный шар подходит к земле близко-близко. Лир и Шут-Корделия бегут под ним, пытаясь не то направить движения светила, не то унять его размах.
 
Бутусов в этой постановке предлагает актерам сыграть, как заповедано автором перевода «Короля Лира» – Борисом Пастернаком: «как играют овраги, как играет река». Пока это пожелание «на вырост» практически для всех исполнителей. Задача сыграть на равных с луной – дорогого стоит. И «Лир» – спектакль, который будет расти, спектакль, который хочется и нужно пересматривать, переосмысливать, переживать заново и заново...
 
… В финале Лир долго укутывает свою мертвую девочку одеялами – одно, второе, третье, четвертое. Нет одеял, чтобы ее согреть. Нет зеркал, где отразится ее дыхание. Мироздание сжимается до размера двух рук, сцепившихся друг с другом в последнем рукопожатии. 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Премьера в театре Моссовета спектакля «ШЕКСПИРГАМЛЕТ»: фоторепортаж

    1 октября в Театре Моссовета, открывшем свой 100-й юбилейный сезон, состоялась премьера спектакля «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» в постановке худрука театра Евгения Марчелли. Евгений Марчелли представил неожиданную интерпретацию событий шекспировской трагедии, согласно которой главный герой сам в какой-то мере является носителем злой энергии, разъедающей его изнутри и во многом определяющей его поступки. ...
  • В аварии погибли актрисы театра кукол

    О трагедии в Краснотурьинском театре кукол сообщил на сайте СТД РФ его председатель Александр Калягин. Он выразил соболезнования коллективу театра, родным и близким актрис Юлии Арабей и Кристины Шварц, которые погибли в результате аварии. ...
  • Премия «Белый слон» объявит итоги без церемоний

    Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон» решила не проводить церемонию награждения лауреатов. Вместо этого экспертный совет планирует опубликовать ее итоги 16 января 2023 года.   «Координационная группа экспертного совета Национальной премии киноведов и кинокритиков «Белый слон» решила в этом году не отказываться от традиционного, в 25-й раз, подведения итогов кинематографического года. ...
  • Восемь фильмов Олега Ефремова

    1 октября исполнилось 95 лет со дня рождения выдающегося актера и режиссера Олега Ефремова. «Театрал» подготовил подборку фильмов с его участием. Мой младший брат (1962) Режиссер Александр Зархи. Олег Ефремов в фильме играет Виктора Денисова, старшего брата Димки, которого сыграл молодой Александр Збруев. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Театр Романа Виктюка будет работать как военкомат

    Театр Романа Виктюка переформатировали в военкомат. Об этом в своем Telegram-канале сообщила журналист, обозреватель ликвидированного радио «Эхо Москвы» Ксения Ларина. На официальном сайте Театра Романа Виктюка говорится, что спектакли с 24 сентября по 9 октября отменяются по «техническим причинам». ...
  • Мобилизация пришла в театры

    Сотрудников Драматического театра Комсомольска-на-Амуре призвали в рамках частичной мобилизации. Информация об этом опубликована на сайте учреждения. «Сегодня трое наших лучших из лучших отправились на военную службу. ...
  • «Россия, повернись к нам передом!»

    Новый театральный сезон наш журнал открыл новым форматом международного фестиваля «Мир русского театра» – мы впервые провели этот форум в онлайне. Решение это было вынужденным, и надо признать, дирекция форума почти до последнего сомневалась, что идею удастся реализовать. ...
  • Из-за мобилизации с Театра Виктюка сняли афишу «Мертвых душ»

    С фасада Театра Романа Виктюка, где открыли призывной пункт, сняли баннер спектакля «Мертвые души». На это обратил внимание Телеграмм-канал «Осторожно, Москва».   Подруга одного из мобилизованных рассказала каналу, что афиша привлекла внимание призывников и провожающих их друзей и родственников – они начали ее фотографировать. ...
Читайте также