С мечтой о драме

 
Наш апрельский номер опять не о весне. Ровно год назад мир рухнул в ковидное безумие, театры закрыли двери, страны опустили «железный занавес», люди забились по домам, погружаясь в омут онлайна. Тогда никто еще не предполагал, что этот планетарный кошмар затянется так надолго. Он и не затянулся, а просто стал нормой жизни в самых различных смыслах. Всего за год мы привыкли к удаленке, к маскам, к социальной дистанции, к шахматной рассадке, к любым ограничениям, которые только могут придумать власти. Фронтовые сводки с ковидных полей стали для нас столь же привычным атрибутом дня, как и сводки погоды. А унылая пора самоизоляции приземлила наши мечты. Кто бы мог подумать всего год назад, что возможность прогуляться дальше соседней мусорной свалки или ближайшего магазина будет восприниматься, как глоток свободы, а отмена запрета ходить на работу – как торжество демократии? Почти мечта – пожать руку товарищу, не думая про антисептик. Почти мечта обняться при встрече – забыв про антитела. Зайти в ресторан после 23. Увидеть в театре аншлаг на ползала. Улететь в Париж и не умереть...

В этих условиях серых будней, затянувшихся на двенадцать месяцев, все время ощущалось, что человечеству не хватает улыбки. Это только вначале казалось, что ее спрятали маски, привязанные за уши. Но потом стало заметно, что улыбка не отражается в глазах, потухших над маской. Значит, уныние стало безнадежно хроническим. А радость призрачной. Чтобы проверить точность этого безрадостного диагноза, мы решили провести на сайте «Театрала» и в наших группах в социальных сетях простой ненаучный опрос. Нам захотелось выяснить, о чем мечтает зафлажкованный зритель, для которого театрам разрешают приоткрывать двери все шире. Должен признаться, что сами-то мы были практически уверены – результат опроса предопределен: зритель, конечно же, мечтает об улыбке. О хохоте. О смехе, который, как говорят, продлевает жизнь. Публика наверняка ждет не дождется, когда можно будет рвануть на веселый мюзикл в театр или на зажигательную комедию в кино, чтобы там зарядиться позитивом и хотя бы на пару-тройку часов позабыть напрочь о постпандемийных проблемах. Мы спросили наших читателей и подписчиков в социальных сетях, какой спектакль в нынешних условиях они предпочли бы увидеть в театре: комедийный, драматический, музыкальный или документальный?

Ответ слегка обескуражил. Не удивило разве что отношение к теме док: встретиться в зале со злобой дня пожелало всего 4 процента опрошенных на сайте журнала. Немногим больше их было в Инстаграм – 5 процентов. И лишь подписчики в Телеграм явно не готовы даже в театре отрываться от суровой действительности – здесь 14 процентов хотят, попав в театр, первым делом погрузиться в вербатим.

Чуть более популярными в нашем нерепрезентативном опросе оказались музыкальные спектакли. Лишь 19 процентов зрителей, читающих сайт «Театрала» и принявших участие в опросе, мечтают первым делом после пандемийных уныний попасть на такие спектакли. Примерно такая же картина и в наших группах из соцсетей, в Инстаграм поклонников музыкального театра – 16 процентов, а в Телеграм – 13, что даже уступает вербатиму.
На втором месте по популярности у зрителей, которых мы опросили, оказалась комедия. По ней скучали в самоизоляции 29 процентов читателей сайта «Театрала», 23 процента наших подписчиков в Инстаграм и всего 14 – в Телеграм, что, кстати, здесь совпадает с числом поклонников документалистики. Таким образом, выяснилось, что наша публика, удаленная от нормальной жизни, обложенная разнообразными запретами и запуганная мрачными прогнозами, мечтает не о комедии и всеисцеляющем смехе, ей даже в этих условиях все еще не хватает драмы. 48 процентов – почти половина всех опрошенных на сайте мечтают первым делом попасть на драматический спектакль. В Инстаграм таких мечтателей еще больше – 56 процентов, а в Телеграм – подавляющее большинство, 59 процентов! Несмотря на весь драматизм нашей суровой действительности минувшего года, публика уверенно заявляет, что и в театре драма – это наше все. И решительно подтверждает это рублем, скупая билеты на громкие драматические премьеры.

Надо признать, что подобные невеселые предпочтения публики никоим образом не обусловлены последствиями пандемии и всеобщей депрессией. Российские зрители и до ковида отдавали предпочтение драме. Союз театральных деятелей и государственный институт искусствознания два года назад заказали группе экспертов и социологов во главе с профессором Александром Рубинштейном специальное исследование зрительской аудитории. В отличие от нашего скромного и неформального опроса это было масштабное научное изучение театральной аудитории, подобного которому Россия ранее не знала. Опросы проводились почти во всех регионах страны, охватили 200 городов, в которых расположено около 600 театров. Эксперты изучали самые разные параметры и предпочтения зрителей, но нас в данном случае интересует одна конкретная тема, которая, в некотором смысле, перекликается с нашим нынешним опросом. Выясняя зрительское отношение в различных регионах страны к гастрольным спектаклям, ученые узнали, что музыкальную комедию предпочитают чуть больше 24 процентов публики. Зато спектакли драматических театров практически во всех округах России хотели видеть почти 43 процента зрителей, то есть подавляющее большинство. Подчеркиваем, что этот опрос проводился задолго до всемирного ковидного кошмара, но тем не менее убедительно продемонстрировал постоянную тягу вечно загадочной русской души к вечному драматизму. Реальная всемирная беда пандемии почти ничего не изменила в этих предпочтениях. Число поклонников драмы даже увеличилось. И мы в очередной раз понимаем, что нашему нескучному Отечеству никакие катаклизмы не страшны, пока «в стране советской такие люди есть», которые подавляющим большинством даже в самых драматических условиях продолжают мечтать о драме.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Театр простодушных покажет спектакль в ЗИЛе

    28 августа в культурном центре «ЗИЛ» представят спектакль «Prost-O-Сложном» — документальный проект, посвященный актерам «Театра Простодушных», которые со сцены расскажут свои истории и поделятся своими суждениями о любви, смерти, семье, мечтах. ...
  • «Сатирикон» открыл фотовыставку на тему «бездомности»

    На Никитском бульваре в Москве открылась фотовыставка «Предчувствие дома. Этюды». Труппа театра «Сатирикон» и фотограф Александр Иванишин провели фотосессию, «декорациями» которой выступило здание театра, которое перестраивают с 2015 года. ...
  • Антон Адасинский представил фильм на фестивале в Выборге

    На фестивале российского кино «Окно в Европу», который прошел в Выборге, презентовали фильм «Билет на Божественную комедию» режиссера, актера, композитора Антона Адасинского.    Это вольная экранизация «Божественной комедии» Данте, поставленная по мотивам киномюзикла «Золото». ...
  • Во дворе Александринки представят музыкальный проект

    13 и 14 августа Александринский театр превратит двор Новой сцены в концертную площадку. В летнем музыкальном проекте «По дворам» выступит группа «Сансара» и Найк Борзов.     Специально для питерского open-air концерта лидер «Сансары» Саша Гагарин подготовил акустическую программу вместе с мультиинструменталистом Антоном Макаровым и виолончелистом Искандеором Ханнановым. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
Читайте также