С мечтой о драме

 

Наш апрельский номер опять не о весне. Ровно год назад мир рухнул в ковидное безумие, театры закрыли двери, страны опустили «железный занавес», люди забились по домам, погружаясь в омут онлайна. Тогда никто еще не предполагал, что этот планетарный кошмар затянется так надолго. Он и не затянулся, а просто стал нормой жизни в самых различных смыслах. Всего за год мы привыкли к удаленке, к маскам, к социальной дистанции, к шахматной рассадке, к любым ограничениям, которые только могут придумать власти. Фронтовые сводки с ковидных полей стали для нас столь же привычным атрибутом дня, как и сводки погоды. А унылая пора самоизоляции приземлила наши мечты. Кто бы мог подумать всего год назад, что возможность прогуляться дальше соседней мусорной свалки или ближайшего магазина будет восприниматься, как глоток свободы, а отмена запрета ходить на работу – как торжество демократии? Почти мечта – пожать руку товарищу, не думая про антисептик. Почти мечта обняться при встрече – забыв про антитела. Зайти в ресторан после 23. Увидеть в театре аншлаг на ползала. Улететь в Париж и не умереть...

В этих условиях серых будней, затянувшихся на двенадцать месяцев, все время ощущалось, что человечеству не хватает улыбки. Это только вначале казалось, что ее спрятали маски, привязанные за уши. Но потом стало заметно, что улыбка не отражается в глазах, потухших над маской. Значит, уныние стало безнадежно хроническим. А радость призрачной. Чтобы проверить точность этого безрадостного диагноза, мы решили провести на сайте «Театрала» и в наших группах в социальных сетях простой ненаучный опрос. Нам захотелось выяснить, о чем мечтает зафлажкованный зритель, для которого театрам разрешают приоткрывать двери все шире. Должен признаться, что сами-то мы были практически уверены – результат опроса предопределен: зритель, конечно же, мечтает об улыбке. О хохоте. О смехе, который, как говорят, продлевает жизнь. Публика наверняка ждет не дождется, когда можно будет рвануть на веселый мюзикл в театр или на зажигательную комедию в кино, чтобы там зарядиться позитивом и хотя бы на пару-тройку часов позабыть напрочь о постпандемийных проблемах. Мы спросили наших читателей и подписчиков в социальных сетях, какой спектакль в нынешних условиях они предпочли бы увидеть в театре: комедийный, драматический, музыкальный или документальный?

Ответ слегка обескуражил. Не удивило разве что отношение к теме док: встретиться в зале со злобой дня пожелало всего 4 процента опрошенных на сайте журнала. Немногим больше их было в Инстаграм – 5 процентов. И лишь подписчики в Телеграм явно не готовы даже в театре отрываться от суровой действительности – здесь 14 процентов хотят, попав в театр, первым делом погрузиться в вербатим.

Чуть более популярными в нашем нерепрезентативном опросе оказались музыкальные спектакли. Лишь 19 процентов зрителей, читающих сайт «Театрала» и принявших участие в опросе, мечтают первым делом после пандемийных уныний попасть на такие спектакли. Примерно такая же картина и в наших группах из соцсетей, в Инстаграм поклонников музыкального театра – 16 процентов, а в Телеграм – 13, что даже уступает вербатиму.
На втором месте по популярности у зрителей, которых мы опросили, оказалась комедия. По ней скучали в самоизоляции 29 процентов читателей сайта «Театрала», 23 процента наших подписчиков в Инстаграм и всего 14 – в Телеграм, что, кстати, здесь совпадает с числом поклонников документалистики. Таким образом, выяснилось, что наша публика, удаленная от нормальной жизни, обложенная разнообразными запретами и запуганная мрачными прогнозами, мечтает не о комедии и всеисцеляющем смехе, ей даже в этих условиях все еще не хватает драмы. 48 процентов – почти половина всех опрошенных на сайте мечтают первым делом попасть на драматический спектакль. В Инстаграм таких мечтателей еще больше – 56 процентов, а в Телеграм – подавляющее большинство, 59 процентов! Несмотря на весь драматизм нашей суровой действительности минувшего года, публика уверенно заявляет, что и в театре драма – это наше все. И решительно подтверждает это рублем, скупая билеты на громкие драматические премьеры.

Надо признать, что подобные невеселые предпочтения публики никоим образом не обусловлены последствиями пандемии и всеобщей депрессией. Российские зрители и до ковида отдавали предпочтение драме. Союз театральных деятелей и государственный институт искусствознания два года назад заказали группе экспертов и социологов во главе с профессором Александром Рубинштейном специальное исследование зрительской аудитории. В отличие от нашего скромного и неформального опроса это было масштабное научное изучение театральной аудитории, подобного которому Россия ранее не знала. Опросы проводились почти во всех регионах страны, охватили 200 городов, в которых расположено около 600 театров. Эксперты изучали самые разные параметры и предпочтения зрителей, но нас в данном случае интересует одна конкретная тема, которая, в некотором смысле, перекликается с нашим нынешним опросом. Выясняя зрительское отношение в различных регионах страны к гастрольным спектаклям, ученые узнали, что музыкальную комедию предпочитают чуть больше 24 процентов публики. Зато спектакли драматических театров практически во всех округах России хотели видеть почти 43 процента зрителей, то есть подавляющее большинство. Подчеркиваем, что этот опрос проводился задолго до всемирного ковидного кошмара, но тем не менее убедительно продемонстрировал постоянную тягу вечно загадочной русской души к вечному драматизму. Реальная всемирная беда пандемии почти ничего не изменила в этих предпочтениях. Число поклонников драмы даже увеличилось. И мы в очередной раз понимаем, что нашему нескучному Отечеству никакие катаклизмы не страшны, пока «в стране советской такие люди есть», которые подавляющим большинством даже в самых драматических условиях продолжают мечтать о драме.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите, я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
  • Владимир Кехман планирует провести сокращение штата во МХАТе

    Новый глава МХАТа им. Горького Владимир Кехман рассказал, что собирается проводить масштабное сокращение штата нетворческих сотрудников театра ввиду сильного дисбаланса между творческим и управленческим коллективами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Заслуженный иноагент России

    В старые добрые времена существовала публичная форма челобитных под названием «наказы избирателей». Почти в каждой серьезной газете в той или иной форме непременно присутствовала рубрика с подобным названием, и в ней публиковали приличные обращения граждан к депутатам. ...
  • И эта мафия бессмертна

    Неловко признаться молодому читателю, и особенно читательнице, но я на эту тему писал еще в прошлом веке – лет сорок назад. Молодой репортер не жалел тогда остроты пера в борьбе с темными пятнами на белоснежном фоне советской действительности и смело разоблачал билетную мафию, процветающую в Москве. ...
  • Сезон доносов

    Что год грядущий нам готовит? Этим немудрёным вопросом журнал «Театрал» в сентябре традиционно открывал новый театральный сезон. И речь преимущественно шла об ожидаемых премьерах. Теперь такой вопрос неактуален. ...
  • Сезон закрытых дверей

    Театральная жизнь приближается к летнему финишу. По сложившейся традиции, к этому приятному периоду готовятся последние в сезоне премьеры, формируются саквояжи для гастролей и намечаются маршруты отпусков. Прошлое закрытие сезона выпало как раз на разгар пандемийной войны, и там уже было не до традиций. ...
Читайте также