Александр Олешко: «Жизнь, как в сказке»

 
В афише Театра Вахтангова, в череде премьер юбилейного сезона, недавно появилась "Сказка о царе Салтане". Спектакль стал еще одной частью цикла сказок с оркестром, которые театр создаёт для юных зрителей. Александр Олешко читает А.С.Пушкина под музыку. В это время на экране история "оживает"  художник Анна Клыковская рисует особенными красками на воде. Участники проекта "ЖурфакТеатрала" побывали на спектакле, а после пообщались с Олешко о сказках, детях и легендарном Александре Зацепине, который написал музыку к этой постановке.

 Александр, трудно ли удерживать внимание детей , чтобы им было интересно и не захотелось отвлекаться на смартфоны? Говорят, подрастающему поколению сложно долго концентрироваться на чем-то одном.

– У меня дети не особо отвлекаются. Я очень люблю мир детства. Когда играю в детских спектаклях, представляю себя ребенком и стараюсь, чтобы меня было элементарно слышно и видно, чтобы я был понятен и главное – правдив. Маленький зритель очень остро чувствует неправду, его обмануть невозможно. Если ребенок начинает капризничать, значит он просто чувствует либо усталость человека на сцене, либо его равнодушие, либо его неискренность. У меня с детьми настроен диалог и в театре, и в песенном творчестве, и в жизни. У нас с ними чистое, радостное общение.

– Насколько, на Ваш взгляд, такие спектакли, как "Сказка о царе Салтане", важны сегодня для детей?

– Мы когда-то слушали сказки, записанные на пластинки. Современные  дети, в том случае если им помогли родители, с радостью слушают сказки. А сказки Пушкина особенные. По-настоящему волшебные. Чтобы визуализировать их волшебство, я пригласил особенного художника. Анна Клыковская рисует на воде специальными красками. Водная анимация (Эбру) – редкое искусство.

В нашем мире много звукового мусора и просто раздражающего шума, поэтому вдруг услышать прекрасную музыку и уникальную сказку – не просто очень важно, это радость для души и слуха. Это как чистой воды попить. Театру Вахтангова скоро исполняется 100 лет. И мне очень приятно, что этот жанр – сказка с оркестром – в юбилейный год получил своё развитие. Я задумывал этот цикл на разных сценах нашего театра, не только как творческую, но и как показательную и воспитательную историю: смотрите мамы и папы, вы тоже так можете. Читайте детям сказки. Читайте вместе с ними.

 По Вашей просьбе музыку к сказке написал Александр Зацепин. Как Вы с ним познакомились?

– С Александром Сергеевичем я познакомился, по-моему, когда родился. Его музыка сопровождает жизнь и мою, и моих родителей, и моих бабушек и дедушек. Это человек, который уникальным образом, в разных жанрах, стилях и направлениях пришел в нашу жизнь, в нашу душу. Он делает ее ярче, интереснее, разнообразнее. Кинематограф благодаря музыке Зацепина становился объемным, цветным – тогда же не было у всех цветных телевизоров, например. Когда я подрос и стал артистом, то стремился просто-напросто сказать этому человеку спасибо, потому что его новаторские идеи, вечные поиски – абсолютно уникальны.

Когда в Кремлевском Дворце праздновали 90-летие Зацепина, меня пригласили спеть "Остров невезения", а чуть позже позвали вести его юбилейный вечер на "Славянском базаре". Александр Сергеевич удивительным образом принял мое приглашение и на "Славянском базаре" пришел на ужин, посвященный моему дню рождения. Можете себе представить, что я испытывал в тот момент? Ко мне на праздник пришел легендарный человек. Жизнь, как в сказке! Мы с ним сидели рядом, говорили, смеялись, шутили. Это было незабываемо.

Потом Зацепин пригласил меня к себе домой. Подарил свою книгу. Я все удивлялся, как он скромно живет, не напоказ. Главное в его жизни – это творчество. Ему когда ни позвони, он всегда говорит: "Я работаю". Это секрет, мне кажется, и его долголетия.

– Как Вы решились пригласить Александра Сергеевича для создания музыкальной сказки?

– Когда количество встреч переросло в качество, я обратился к нему: "Я так мечтаю, чтобы Вы музыку для театра написали". Наступила пандемия. Она сподвигла на то, чтобы не просто в расслабленном состоянии пережидать безработицу, а что-то делать. Александр Сергеевич за это время написал замечательную музыку, мы сделали аранжировку, и "Сказка о царе Салтане" стала одной из первых премьер после карантина. Вместе с музыкальным руководителем нашего театра Татьяной Николаевной  Агаевой и оркестром мы выпустили этот спектакль. Красоты и волшебства добавил уникальный художник Максим Обрезков. Дети и родители с радостью публикуют в соцсетях фотографии наших декораций и спектакля.

– Помните первую реакцию Зацепина на Ваше предложение написать музыку для спетакля? Что он сказал?

– Он сказал: "Замечательная идея!" – и через три недели была готова музыка. Вы только вдумайтесь: Александру Сергеевичу 95 лет. В таком возрасте у человека другая скорость должна быть. Но Зацепин своим существованием, своей работой, своей деятельностью рушит законы природы. У него абсолютно светлое сознание. Он встает в 7 утра, делает зарядку и сразу же садится писать музыку. Вот такая красота живет в человеке. Ему Бог надиктовывает, он это слышит и отдает нам, чтобы на земле было легче. Такой человек нужен, чтобы в этот мир привносить что-то прекрасное, что мы не слышим, а он слышит.

– Как удалось так органично соединить в одном спектакле  музыку Зацепина и сказку Пушкина?

– В поэзии Пушкина уже заложена музыка. Есть мелодия, есть настроение. И композитору необходимо добавить свою мелодию, свое настроение и свое видение – тогда получается богатая, насыщенная, густая партитура. Тут два гения встретились: Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Зацепин. Наверно, это вопрос к ним: как они так тонко слышат друг друга.

– Со сцены Вы сказали, что посвящаете этот спектакль Василию Лановому. Почему?

– Все чтецкие программы в нашем театре я посвящаю нашему учителю, нашему любимому актеру, который ушел от нас безвременно, – Василию Семеновичу Лановому. Я до сих пор не могу поверить в то, что его больше с нами нет. Он был каждый день в театре, проходил мимо наших гримерок. Мне все время кажется, что он вот-вот заглянет, что-то скажет. Вот уж кто действительно читал Пушкина гениально, так это Василий Семенович. Душа Пушкина выбрала Ланового для того, чтобы озвучить великие произведения.

–  Какое лично у Вас отношение к Пушкину, к его наследию?

– Я считаю его посланником. Чтобы говорить о Пушкине, нужно для начала встать и выпрямиться, потому что Пушкин нам дал рекордное количество красоты, он нам оставил великий русский язык. Вообще Пушкин был дан нам во спасение – как надежда, как человек, который что-то такое видел, умел, знал и чувствовал, чего мы не видим, не умеем, не знаем и не чувствуем.

Пушкин раскрывает все то прекрасное, что заложено в каждом человеке. То же самое и с музыкой Зацепина. Когда ее слушаешь, у тебя как будто крылья вырастают и раскрываются. Как будто ты становишься шире, добрее, красивее, ярче. Это называется мощь, талант, объем личности.

Это люди-волшебники. Нам остается только благодарить их и, прикасаясь к их творчеству, не испортить.

– Пандемия как-то повлияла на работу над спектаклем?

– Да, мы планировали все это подать немного по-другому – расширенно, на другой сцене. Но пандемия внесла свои коррективы, поэтому было предложено два варианта: либо ждем хороших времен, либо малыми средствами, но выходим к людям. Я выбрал второй. Надеюсь, мы расширим вскоре наш спектакль. Здесь был задуман хор, а оркестр должен был озвучивать разных персонажей.

Но к нам уже присоединились юные артисты из музыкального театра "Браво". Постепенно наша сказка обрастет недостающими компонентами и замечательными идеями. Театр – дело живое, поэтому каждый спектакль здесь не похож на предыдущий. Я очень благодарен директору Театра Кириллу Игоревичу Кроку и художественному руководителю Римасу Туминасу за доверие и поддержку моих идей. Изначально я мечтал, что этот спектакль поставит наш учитель, Владимир Владимирович Иванов, но он был очень занят созданием спектакля, который стал настоящим событием – «Мёртвые души». Пришлось мне сказку сделать самому. Судя по откликам зрителей и аншлагам на сказке в моём исполнении, я не уронил высокое звание – ученик Иванова. 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Назначен новый директор театра «Старый дом»

    Новым директором новосибирского театра «Старый дом» назначена Татьяна Ильина, которая раньше была начальником отдела развития Новосибирского музыкального театра. «Очень важно, лично для меня, что в театр «Старый дом» не просто ходят зрители. ...
  • Борис Эйфман готовит киноверсию «Русского Гамлета»

    В Петербурге завершилась съемочная часть работы над пластическим фильмом «Русский Гамлет», пишет Сlassicalmusicnews. Хореограф Борис Эйфман переносит на экран уже девятый спектакль. Киноверсия станет новым сценическим обращением Эйфмана к фигуре императора Павла Первого – человека, чья мечта о власти сбылась слишком поздно и обернулась трагедией. ...
  • Театр простодушных обратился за поддержкой

    Театр простодушных, первый в России и Европе драматический театр для людей с синдромом Дауна, обратился за поддержкой в связи с угрозой закрытия. Пост в социальных сетях опубликовал директор и режиссер театра Дмитрий Чернэ. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также