В афише Театра Вахтангова, в череде премьер юбилейного сезона, недавно появилась "Сказка о царе Салтане". Спектакль стал еще одной частью цикла сказок с оркестром, которые театр создаёт для юных зрителей. Александр Олешко читает А.С.Пушкина под музыку. В это время на экране история "оживает" – художник Анна Клыковская рисует особенными красками на воде. Участники проекта "ЖурфакТеатрала" побывали на спектакле, а после пообщались с Олешко о сказках, детях и легендарном Александре Зацепине, который написал музыку к этой постановке.
– Александр, трудно ли удерживать внимание детей , чтобы им было интересно и не захотелось отвлекаться на смартфоны? Говорят, подрастающему поколению сложно долго концентрироваться на чем-то одном.
– У меня дети не особо отвлекаются. Я очень люблю мир детства. Когда играю в детских спектаклях, представляю себя ребенком и стараюсь, чтобы меня было элементарно слышно и видно, чтобы я был понятен и главное – правдив. Маленький зритель очень остро чувствует неправду, его обмануть невозможно. Если ребенок начинает капризничать, значит он просто чувствует либо усталость человека на сцене, либо его равнодушие, либо его неискренность. У меня с детьми настроен диалог и в театре, и в песенном творчестве, и в жизни. У нас с ними чистое, радостное общение.
– Насколько, на Ваш взгляд, такие спектакли, как "Сказка о царе Салтане", важны сегодня для детей?
– Мы когда-то слушали сказки, записанные на пластинки. Современные дети, в том случае если им помогли родители, с радостью слушают сказки. А сказки Пушкина особенные. По-настоящему волшебные. Чтобы визуализировать их волшебство, я пригласил особенного художника. Анна Клыковская рисует на воде специальными красками. Водная анимация (Эбру) – редкое искусство.
В нашем мире много звукового мусора и просто раздражающего шума, поэтому вдруг услышать прекрасную музыку и уникальную сказку – не просто очень важно, это радость для души и слуха. Это как чистой воды попить. Театру Вахтангова скоро исполняется 100 лет. И мне очень приятно, что этот жанр – сказка с оркестром – в юбилейный год получил своё развитие. Я задумывал этот цикл на разных сценах нашего театра, не только как творческую, но и как показательную и воспитательную историю: смотрите мамы и папы, вы тоже так можете. Читайте детям сказки. Читайте вместе с ними.
– По Вашей просьбе музыку к сказке написал Александр Зацепин. Как Вы с ним познакомились?
– С Александром Сергеевичем я познакомился, по-моему, когда родился. Его музыка сопровождает жизнь и мою, и моих родителей, и моих бабушек и дедушек. Это человек, который уникальным образом, в разных жанрах, стилях и направлениях пришел в нашу жизнь, в нашу душу. Он делает ее ярче, интереснее, разнообразнее. Кинематограф благодаря музыке Зацепина становился объемным, цветным – тогда же не было у всех цветных телевизоров, например. Когда я подрос и стал артистом, то стремился просто-напросто сказать этому человеку спасибо, потому что его новаторские идеи, вечные поиски – абсолютно уникальны.
Когда в Кремлевском Дворце праздновали 90-летие Зацепина, меня пригласили спеть "Остров невезения", а чуть позже позвали вести его юбилейный вечер на "Славянском базаре". Александр Сергеевич удивительным образом принял мое приглашение и на "Славянском базаре" пришел на ужин, посвященный моему дню рождения. Можете себе представить, что я испытывал в тот момент? Ко мне на праздник пришел легендарный человек. Жизнь, как в сказке! Мы с ним сидели рядом, говорили, смеялись, шутили. Это было незабываемо.
Потом Зацепин пригласил меня к себе домой. Подарил свою книгу. Я все удивлялся, как он скромно живет, не напоказ. Главное в его жизни – это творчество. Ему когда ни позвони, он всегда говорит: "Я работаю". Это секрет, мне кажется, и его долголетия.
– Как Вы решились пригласить Александра Сергеевича для создания музыкальной сказки?
– Когда количество встреч переросло в качество, я обратился к нему: "Я так мечтаю, чтобы Вы музыку для театра написали". Наступила пандемия. Она сподвигла на то, чтобы не просто в расслабленном состоянии пережидать безработицу, а что-то делать. Александр Сергеевич за это время написал замечательную музыку, мы сделали аранжировку, и "Сказка о царе Салтане" стала одной из первых премьер после карантина. Вместе с музыкальным руководителем нашего театра Татьяной Николаевной Агаевой и оркестром мы выпустили этот спектакль. Красоты и волшебства добавил уникальный художник Максим Обрезков. Дети и родители с радостью публикуют в соцсетях фотографии наших декораций и спектакля.
– Помните первую реакцию Зацепина на Ваше предложение написать музыку для спетакля? Что он сказал?
– Он сказал: "Замечательная идея!" – и через три недели была готова музыка. Вы только вдумайтесь: Александру Сергеевичу 95 лет. В таком возрасте у человека другая скорость должна быть. Но Зацепин своим существованием, своей работой, своей деятельностью рушит законы природы. У него абсолютно светлое сознание. Он встает в 7 утра, делает зарядку и сразу же садится писать музыку. Вот такая красота живет в человеке. Ему Бог надиктовывает, он это слышит и отдает нам, чтобы на земле было легче. Такой человек нужен, чтобы в этот мир привносить что-то прекрасное, что мы не слышим, а он слышит.
– Как удалось так органично соединить в одном спектакле музыку Зацепина и сказку Пушкина?
– В поэзии Пушкина уже заложена музыка. Есть мелодия, есть настроение. И композитору необходимо добавить свою мелодию, свое настроение и свое видение – тогда получается богатая, насыщенная, густая партитура. Тут два гения встретились: Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Зацепин. Наверно, это вопрос к ним: как они так тонко слышат друг друга.
– Со сцены Вы сказали, что посвящаете этот спектакль Василию Лановому. Почему?
– Все чтецкие программы в нашем театре я посвящаю нашему учителю, нашему любимому актеру, который ушел от нас безвременно, – Василию Семеновичу Лановому. Я до сих пор не могу поверить в то, что его больше с нами нет. Он был каждый день в театре, проходил мимо наших гримерок. Мне все время кажется, что он вот-вот заглянет, что-то скажет. Вот уж кто действительно читал Пушкина гениально, так это Василий Семенович. Душа Пушкина выбрала Ланового для того, чтобы озвучить великие произведения.
– Какое лично у Вас отношение к Пушкину, к его наследию?
– Я считаю его посланником. Чтобы говорить о Пушкине, нужно для начала встать и выпрямиться, потому что Пушкин нам дал рекордное количество красоты, он нам оставил великий русский язык. Вообще Пушкин был дан нам во спасение – как надежда, как человек, который что-то такое видел, умел, знал и чувствовал, чего мы не видим, не умеем, не знаем и не чувствуем.
Пушкин раскрывает все то прекрасное, что заложено в каждом человеке. То же самое и с музыкой Зацепина. Когда ее слушаешь, у тебя как будто крылья вырастают и раскрываются. Как будто ты становишься шире, добрее, красивее, ярче. Это называется мощь, талант, объем личности.
Это люди-волшебники. Нам остается только благодарить их и, прикасаясь к их творчеству, не испортить.
– Пандемия как-то повлияла на работу над спектаклем?
– Да, мы планировали все это подать немного по-другому – расширенно, на другой сцене. Но пандемия внесла свои коррективы, поэтому было предложено два варианта: либо ждем хороших времен, либо малыми средствами, но выходим к людям. Я выбрал второй. Надеюсь, мы расширим вскоре наш спектакль. Здесь был задуман хор, а оркестр должен был озвучивать разных персонажей.
Но к нам уже присоединились юные артисты из музыкального театра "Браво". Постепенно наша сказка обрастет недостающими компонентами и замечательными идеями. Театр – дело живое, поэтому каждый спектакль здесь не похож на предыдущий. Я очень благодарен директору Театра Кириллу Игоревичу Кроку и художественному руководителю Римасу Туминасу за доверие и поддержку моих идей. Изначально я мечтал, что этот спектакль поставит наш учитель, Владимир Владимирович Иванов, но он был очень занят созданием спектакля, который стал настоящим событием – «Мёртвые души». Пришлось мне сказку сделать самому. Судя по откликам зрителей и аншлагам на сказке в моём исполнении, я не уронил высокое звание – ученик Иванова.
– Александр, трудно ли удерживать внимание детей , чтобы им было интересно и не захотелось отвлекаться на смартфоны? Говорят, подрастающему поколению сложно долго концентрироваться на чем-то одном.
– У меня дети не особо отвлекаются. Я очень люблю мир детства. Когда играю в детских спектаклях, представляю себя ребенком и стараюсь, чтобы меня было элементарно слышно и видно, чтобы я был понятен и главное – правдив. Маленький зритель очень остро чувствует неправду, его обмануть невозможно. Если ребенок начинает капризничать, значит он просто чувствует либо усталость человека на сцене, либо его равнодушие, либо его неискренность. У меня с детьми настроен диалог и в театре, и в песенном творчестве, и в жизни. У нас с ними чистое, радостное общение.
– Насколько, на Ваш взгляд, такие спектакли, как "Сказка о царе Салтане", важны сегодня для детей?
– Мы когда-то слушали сказки, записанные на пластинки. Современные дети, в том случае если им помогли родители, с радостью слушают сказки. А сказки Пушкина особенные. По-настоящему волшебные. Чтобы визуализировать их волшебство, я пригласил особенного художника. Анна Клыковская рисует на воде специальными красками. Водная анимация (Эбру) – редкое искусство.
В нашем мире много звукового мусора и просто раздражающего шума, поэтому вдруг услышать прекрасную музыку и уникальную сказку – не просто очень важно, это радость для души и слуха. Это как чистой воды попить. Театру Вахтангова скоро исполняется 100 лет. И мне очень приятно, что этот жанр – сказка с оркестром – в юбилейный год получил своё развитие. Я задумывал этот цикл на разных сценах нашего театра, не только как творческую, но и как показательную и воспитательную историю: смотрите мамы и папы, вы тоже так можете. Читайте детям сказки. Читайте вместе с ними.
– По Вашей просьбе музыку к сказке написал Александр Зацепин. Как Вы с ним познакомились?
– С Александром Сергеевичем я познакомился, по-моему, когда родился. Его музыка сопровождает жизнь и мою, и моих родителей, и моих бабушек и дедушек. Это человек, который уникальным образом, в разных жанрах, стилях и направлениях пришел в нашу жизнь, в нашу душу. Он делает ее ярче, интереснее, разнообразнее. Кинематограф благодаря музыке Зацепина становился объемным, цветным – тогда же не было у всех цветных телевизоров, например. Когда я подрос и стал артистом, то стремился просто-напросто сказать этому человеку спасибо, потому что его новаторские идеи, вечные поиски – абсолютно уникальны.

Потом Зацепин пригласил меня к себе домой. Подарил свою книгу. Я все удивлялся, как он скромно живет, не напоказ. Главное в его жизни – это творчество. Ему когда ни позвони, он всегда говорит: "Я работаю". Это секрет, мне кажется, и его долголетия.
– Как Вы решились пригласить Александра Сергеевича для создания музыкальной сказки?
– Когда количество встреч переросло в качество, я обратился к нему: "Я так мечтаю, чтобы Вы музыку для театра написали". Наступила пандемия. Она сподвигла на то, чтобы не просто в расслабленном состоянии пережидать безработицу, а что-то делать. Александр Сергеевич за это время написал замечательную музыку, мы сделали аранжировку, и "Сказка о царе Салтане" стала одной из первых премьер после карантина. Вместе с музыкальным руководителем нашего театра Татьяной Николаевной Агаевой и оркестром мы выпустили этот спектакль. Красоты и волшебства добавил уникальный художник Максим Обрезков. Дети и родители с радостью публикуют в соцсетях фотографии наших декораций и спектакля.

– Он сказал: "Замечательная идея!" – и через три недели была готова музыка. Вы только вдумайтесь: Александру Сергеевичу 95 лет. В таком возрасте у человека другая скорость должна быть. Но Зацепин своим существованием, своей работой, своей деятельностью рушит законы природы. У него абсолютно светлое сознание. Он встает в 7 утра, делает зарядку и сразу же садится писать музыку. Вот такая красота живет в человеке. Ему Бог надиктовывает, он это слышит и отдает нам, чтобы на земле было легче. Такой человек нужен, чтобы в этот мир привносить что-то прекрасное, что мы не слышим, а он слышит.
– Как удалось так органично соединить в одном спектакле музыку Зацепина и сказку Пушкина?
– В поэзии Пушкина уже заложена музыка. Есть мелодия, есть настроение. И композитору необходимо добавить свою мелодию, свое настроение и свое видение – тогда получается богатая, насыщенная, густая партитура. Тут два гения встретились: Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Зацепин. Наверно, это вопрос к ним: как они так тонко слышат друг друга.
– Со сцены Вы сказали, что посвящаете этот спектакль Василию Лановому. Почему?
– Все чтецкие программы в нашем театре я посвящаю нашему учителю, нашему любимому актеру, который ушел от нас безвременно, – Василию Семеновичу Лановому. Я до сих пор не могу поверить в то, что его больше с нами нет. Он был каждый день в театре, проходил мимо наших гримерок. Мне все время кажется, что он вот-вот заглянет, что-то скажет. Вот уж кто действительно читал Пушкина гениально, так это Василий Семенович. Душа Пушкина выбрала Ланового для того, чтобы озвучить великие произведения.

– Я считаю его посланником. Чтобы говорить о Пушкине, нужно для начала встать и выпрямиться, потому что Пушкин нам дал рекордное количество красоты, он нам оставил великий русский язык. Вообще Пушкин был дан нам во спасение – как надежда, как человек, который что-то такое видел, умел, знал и чувствовал, чего мы не видим, не умеем, не знаем и не чувствуем.
Пушкин раскрывает все то прекрасное, что заложено в каждом человеке. То же самое и с музыкой Зацепина. Когда ее слушаешь, у тебя как будто крылья вырастают и раскрываются. Как будто ты становишься шире, добрее, красивее, ярче. Это называется мощь, талант, объем личности.
Это люди-волшебники. Нам остается только благодарить их и, прикасаясь к их творчеству, не испортить.
– Пандемия как-то повлияла на работу над спектаклем?
– Да, мы планировали все это подать немного по-другому – расширенно, на другой сцене. Но пандемия внесла свои коррективы, поэтому было предложено два варианта: либо ждем хороших времен, либо малыми средствами, но выходим к людям. Я выбрал второй. Надеюсь, мы расширим вскоре наш спектакль. Здесь был задуман хор, а оркестр должен был озвучивать разных персонажей.
Но к нам уже присоединились юные артисты из музыкального театра "Браво". Постепенно наша сказка обрастет недостающими компонентами и замечательными идеями. Театр – дело живое, поэтому каждый спектакль здесь не похож на предыдущий. Я очень благодарен директору Театра Кириллу Игоревичу Кроку и художественному руководителю Римасу Туминасу за доверие и поддержку моих идей. Изначально я мечтал, что этот спектакль поставит наш учитель, Владимир Владимирович Иванов, но он был очень занят созданием спектакля, который стал настоящим событием – «Мёртвые души». Пришлось мне сказку сделать самому. Судя по откликам зрителей и аншлагам на сказке в моём исполнении, я не уронил высокое звание – ученик Иванова.