«У каждого свой «Цирк»

Дмитрий Крымов и продюсер Леонид Роберман в Музее Москвы представили спектакль «Двое. Чаплин и Михоэлс»

 

Дмитрий Крымов поставил спектакль о том, как могла бы сложиться встреча Чаплина и Михоэлса, которая в 1943 году в реальности длилась около двух минут.

Ничего этого не было и быть не могло, но теперь есть. Чарли Чаплин и Соломон Михоэлс сыграли один спектакль на двоих. Великий трагик и великий комик встретились, подружились и помогли друг другу – найти точную интонацию в Шекспире и Толстом, собрать деньги для борьбы с «коричневой чумой», забыть на время о вожде народов и антисемитизме. Но эта встреча длится недолго, одному надо остаться тем, кем он был для миллионов поклонников, не имея права выйти из образа, другому вернуться на родину и погибнуть по приказу Сталина.
Но здесь они – сказочные герои – и поэтому могут всё. Разговаривать на одном языке, причем на идиш, и не только друг с другом, но и с фантастической чудо-птицей из Гватемалы (Альбина Файрузова), пить кофе и строить планы на будущее, которого у одного из них уже почти нет.

Сложносочиненная конструкция спектакля (художник Анна Гребенникова) зависит от каждой детали, каждого движения огромных двухметровых фигур, оживающих на наших глазах, благодаря артистам-кукловодам, настолько, что через минуту мы уже сочувствуем и сопереживаем любому их жесту, каждой эмоции. Но у кукольных персонажей здесь есть и свои альтер-эго – Чаплин (Роза Хайрулина) и Михоэлс (Максим Виторган и Александр Феклистов), к которым тоже сразу проникаешься доверием.

Это – спектакль-фантасмагория, где Дмитрий Крымов говорит о том, что болью отзывается в сердце и сейчас.

Снег возникает неожиданно и всюду. На летном поле и в нью-йоркской квартире Чаплина, в кабинете Сталина и на сцене воображаемого театра. Ведь это воспоминание – о полете, о Нью-Йорке, о вожде народов, о еврейском театре, а в памяти «бывают странные сближенья», и иногда лучше удается понять связь событий издалека, смотря в прошлое как сквозь стеклянный шар, который встряхнёшь и снежный вихрь заметет, засыплет всё и всех.
Но в стеклянном шаре нашей памяти, хранятся не только счастливые воспоминания детства, но всё то, что определяло атмосферу прошлого, а в нашем случае это – память о страшной судьбе страны и людей оказавшихся игрушками в руках тирана, для которого ничего не стоила человеческая жизнь, а главным инструментом власти был страх, в котором держали страну и каждого человека, вне зависимости (а иногда в прямой зависимости) от национальности, возраста, профессии и таланта.

И тем, кто считает, что прошлое осталось в прошлом, надо понимать, что даже «благородные» осколки памятника вождю народов способны на огромные разрушения.

Сталин (Александр Кубанин) тут отвратителен не только и не столько своей щербатой маской, а унижением окружающих, которое доставляет ему наслаждение от того, что напугал, оскорбил, унизил. Именно на этом строилась неограниченная власть над всеми, будь ты руководителем театра или рядовым сотрудником «органов», сопровождающим делегацию за рубеж.Непременное и ежеминутное присутствие вождя – вот в чем культ. Ведь он проник в мысли каждого и уже оттуда «рулит» – что хорошо, а что плохо, что полезно, а что вредно.

Он готов в любой момент всех удивить неожиданным кульбитом –буквальными прыжком-кувырком или причастностью к «миру прекрасного» –то стих напишет, то песню запоет, а то и маску из папье-маше сам сделает. Не чужд, так сказать, искусств.

Он врывается в любую сцену спектакля, так же, как врывался в жизнь каждой семьи – преследуя, устрашая, даже своими шутками-прибаутками, каждый раз выворачивая всё и всех наизнанку, добираясь до «прожилок и детских припухших желез». С садистским хохотком и панибратским похлопыванием, с неизменной демонстрацией превосходства и силы.
Несмотря на небольшой рост, он нависает над всеми, как и несоразмерно гигантская, бьющая в глаза люстра в его кабинете, где он никогда не дремлет – днем, и особенно ночью, – фехтует, танцует и даже играет в снежки… В его болезненном воображении одно желание заставить в любой момент людей и страну вытянуться перед ним в струнку, по его приказу петь и пить...

Но есть и не встраивающиеся в эти рамки персонажи, потому что они больше, чем просто марионетки. Эти двое, что встретились случайно по воле того, кто, кажется, уже не может остановить полет их фантазии, стремление к творчеству, взаимное узнавание и сближение.

Эти двое – больше, чем просто куклы в руках опытного кукловода. Потому что есть грань, за которую способны шагнуть только они одни, и там уже нет границ между странами и языками. Там, в своей стихии игры они станут на мгновение недостижимы для унижения, страха и боли... Они будут собой, будут способны поддержать друг друга в минуту отчаяния и в поисках пути.

Этот спектакль о внутренней свободе и об одиночестве, когда эту свободу таланта не с кем разделить и невозможно полностью воплотить свой дар. Ведь реальная встреча двух великих актеров длилась не более двух минут.

Не хочется разбирать спектакль на отдельные составляющие, но нельзя не отметить звуковой ряд, который благодаря композитору Кузьме Бодрову, вальсам Нино Рота и Шостаковича, пению Альбины Файрузовой из пространства Музея Москвы уносит зрителя высоко в эмпиреи фантазии режиссера Дмитрия Крымова.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите, я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
  • Владимир Кехман планирует провести сокращение штата во МХАТе

    Новый глава МХАТа им. Горького Владимир Кехман рассказал, что собирается проводить масштабное сокращение штата нетворческих сотрудников театра ввиду сильного дисбаланса между творческим и управленческим коллективами. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Пушкина покажут танцевальный перформанс по Бунину

    20 декабря в Театре им. Пушкина режиссер и хореограф Родион Барышев представит драматический перформанс «Дыхание памяти», основанный на цикле новелл «Темные аллеи» Ивана Бунина. В постановке примут участие актриса Нелли Уварова и мировые звезды бального танца. ...
  • Вышел в свет декабрьский «Театрал»

    На страницах первого зимнего номера вы прочтете:  кто получит «Звезду Театрала»-2021: названы первые лауреаты Премии; что Александр Ширвиндт думает о Юлии Киме; почему после успеха «Содержанок» Саша Ребенок не торопится расставаться с театром; какие подарки Римас Туминас подготовил Театру им. ...
  • Спектакль о любимой женщине Достоевского представят в Театре МОСТ

    Режиссёр Георгий Долмазян готовит премьеру «Достоевская. Сны Анны», посвящённую жизни русского классика. Заглавная роль в постановке отведена не самому писателю, а его жене Анне Сниткиной. Ближайшие показы: 24 и 25 ноября, 15 и 16 декабря. ...
  • «Услышать как ангелы в небе поют»

    «Долго живущему произведению, – отмечал Борхес, – всегда свойственна безграничная и пластичная многосмысленность; подобно Апостолу, оно есть всё для всех; оно – зеркало, показывающее черты читателя, а также карта мира». ...
Читайте также