Чеховская история о дамочке, рассказанная собакой

 
В «Школе драматического искусства» состоялась премьера спектакля «Собака с дамочкой». Гоша Мнацаканов, студент пятого курса режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), предложил зрителям необычную сюрреалистическую историю, собранную из произведений Чехова. 
 
Гоша Мнацаканов помещает чеховских героев в современный мир.
Гуров (Максим Маминов) в майке с надписью «Рождён в 80-е» и с неизменным целлофановым пакетом в руках встречает на пляже загадочную, молчаливую дамочку с очень умной собакой. Когда Анна Сергеевна (Алина Ходжеванова), в чёрном платье, шляпе и ботинках, встаёт с шезлонга, у неё с грохотом падает пистолет… Эти двое сближаются благодаря зажигательному диско, но потом, как старики, спорят об СССР, пока фраза «Сталина на тебя нет!» не доводит даму до слёз.

Саму любовь героев режиссёр ставит под вопрос. В финале рассказа говорится: «И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца ещё далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».«У меня большие сомнения по поводу того, что Гуров и Анна Сергеевна кардинально изменят свою жизнь, — говорит Мнацаканов. — Скорее всего ни она не уйдёт от мужа, ни он — от жены. А разве это настоящая любовь, если им нравится прятаться, если они не могут предпринять решительных действий ради совместного счастья?!»

Но что действительно воистину чеховское в постановке Мнацаканова — так это присущее классику сочетание комического и трагического.
«Мне нравится Чехов, нравится его поэтика, — отмечает режиссер. — На мой взгляд, главная тема произведений классика — невозможность — мы не способны признаться в любви, не способны изменить свою жизнь…»

Дебютный спектакль Мнацаканова — не инсценировка чеховского рассказа, но собственное высказывание. На сцене возникают образы из воспоминаний самого автора постановки. Почтальон (Дмитрий Шишлянников) носит письма в заброшенный дом с разбитыми стёклами — этот образ связан с личными переживаниями режиссёра, а синдром выпускника ВГИКа, которым хвалится Бром Исаевич, — этакая самоирония, ведь Гоша Мнацаканов, как и его герой, представляет на суд публике своё первое произведение искусства.
 
«В юморе заложена и трагедия, и смерть, и сила жизни. Юмор должен спасти мир, — считает Гоша Мнацаканов. — Гуров в моём спектакле в финале говорит: «Это что, шутка?! Это большая шутка?!». Это тот вопрос, который я задаю себе в любой жизненной ситуации. Почему-то большинство режиссёров ставит «Трёх сестёр» или «Вишнёвый сад» как трагедию. Но Чехов-то писал комедии! А значит, спектакли по его произведениям должны быть смешными. Боль его пьес и прозы как раз в том, что трагедия прячется под маской комедии».

Режиссёр сюрреалистически соединяет несоединимое. На пляжных шезлонгах красуется кукуруза в человеческий рост и огромный арбуз. Продавщица (Ольга Надеждина), уныло шмыгающая носом и тихо шепчущая «Чурчхела… Сладкие палочки… Пахлава…», вдруг профессионально исполняет оперную арию и достаёт из своего ящика на колёсиках огромную креветку…

Пёс Бром Исаевич видит офицеров белой гвардии, трёх сестёр. В спектакль также включены отрывки из других чеховских произведений — рассказов «О любви», «Несчастье». Возлюбленной Брома Исаевича становится лохматая, похожая на чудище Каштанка. Да и сама идея — сделать главным героем собаку — сюрреалистична.

Роль учёного пса Брома Исаевича исполняет молодой артист СТИ, однокурсник Гоши Мнацаканова — Александр Антипенко. НА сцене ШДИ это его дебютная роль.

«Мы с Гошей давно дружим, и наши однокурсники всегда говорили, что Гоша похож на кота, а я — на собаку, — делится Александр Антипенко. — Сюжетную линию этому герою мы придумывали с Гошей самостоятельно. Я вложил в его переживания — свои, подарил ему свои мысли, каждый раз добавляю то, что мне кажется важным и актуальным. Из всех героев спектакля именно Бром Исаевич выражает самый трезвый взгляд на мир».

Персонаж Александра Антипенко — герой-резонёр, пусть и несколько комичный. Он интересуется историей, живописью, слушает джаз… Но главное место в его размышлениях, конечно, занимает отличие человека от животного. Точнее, наоборот — ведь понятно, кто, с точки зрения Брома Исаевича, главный в истории собаки и дамочки. Этой идее посвящён и фильм пса, который зрители увидят в конце спектакля.

Но вот сюрреалистическая сказка подходит к концу — финал постановки отрезвляюще реалистичен. Гуров и Анна Сергеевна замирают под шум проходящего мимо поезда, а Бром Исаевич теряет дар человеческой речи и, пытаясь поймать собственный хвост, превращается в обыкновенного пса.


ТегиШДИ

Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Премьера в театре Моссовета спектакля «ШЕКСПИРГАМЛЕТ»: фоторепортаж

    1 октября в Театре Моссовета, открывшем свой 100-й юбилейный сезон, состоялась премьера спектакля «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» в постановке худрука театра Евгения Марчелли. Евгений Марчелли представил неожиданную интерпретацию событий шекспировской трагедии, согласно которой главный герой сам в какой-то мере является носителем злой энергии, разъедающей его изнутри и во многом определяющей его поступки. ...
  • В аварии погибли актрисы театра кукол

    О трагедии в Краснотурьинском театре кукол сообщил на сайте СТД РФ его председатель Александр Калягин. Он выразил соболезнования коллективу театра, родным и близким актрис Юлии Арабей и Кристины Шварц, которые погибли в результате аварии. ...
  • Премия «Белый слон» объявит итоги без церемоний

    Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон» решила не проводить церемонию награждения лауреатов. Вместо этого экспертный совет планирует опубликовать ее итоги 16 января 2023 года.   «Координационная группа экспертного совета Национальной премии киноведов и кинокритиков «Белый слон» решила в этом году не отказываться от традиционного, в 25-й раз, подведения итогов кинематографического года. ...
  • Восемь фильмов Олега Ефремова

    1 октября исполнилось 95 лет со дня рождения выдающегося актера и режиссера Олега Ефремова. «Театрал» подготовил подборку фильмов с его участием. Мой младший брат (1962) Режиссер Александр Зархи. Олег Ефремов в фильме играет Виктора Денисова, старшего брата Димки, которого сыграл молодой Александр Збруев. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Театр Романа Виктюка будет работать как военкомат

    Театр Романа Виктюка переформатировали в военкомат. Об этом в своем Telegram-канале сообщила журналист, обозреватель ликвидированного радио «Эхо Москвы» Ксения Ларина. На официальном сайте Театра Романа Виктюка говорится, что спектакли с 24 сентября по 9 октября отменяются по «техническим причинам». ...
  • Мобилизация пришла в театры

    Сотрудников Драматического театра Комсомольска-на-Амуре призвали в рамках частичной мобилизации. Информация об этом опубликована на сайте учреждения. «Сегодня трое наших лучших из лучших отправились на военную службу. ...
  • «Россия, повернись к нам передом!»

    Новый театральный сезон наш журнал открыл новым форматом международного фестиваля «Мир русского театра» – мы впервые провели этот форум в онлайне. Решение это было вынужденным, и надо признать, дирекция форума почти до последнего сомневалась, что идею удастся реализовать. ...
  • Из-за мобилизации с Театра Виктюка сняли афишу «Мертвых душ»

    С фасада Театра Романа Виктюка, где открыли призывной пункт, сняли баннер спектакля «Мертвые души». На это обратил внимание Телеграмм-канал «Осторожно, Москва».   Подруга одного из мобилизованных рассказала каналу, что афиша привлекла внимание призывников и провожающих их друзей и родственников – они начали ее фотографировать. ...
Читайте также