В «Школе драматического искусства» состоялась премьера спектакля «Собака с дамочкой». Гоша Мнацаканов, студент пятого курса режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), предложил зрителям необычную сюрреалистическую историю, собранную из произведений Чехова.
Гоша Мнацаканов помещает чеховских героев в современный мир.
Гуров (Максим Маминов) в майке с надписью «Рождён в 80-е» и с неизменным целлофановым пакетом в руках встречает на пляже загадочную, молчаливую дамочку с очень умной собакой. Когда Анна Сергеевна (Алина Ходжеванова), в чёрном платье, шляпе и ботинках, встаёт с шезлонга, у неё с грохотом падает пистолет… Эти двое сближаются благодаря зажигательному диско, но потом, как старики, спорят об СССР, пока фраза «Сталина на тебя нет!» не доводит даму до слёз.
Саму любовь героев режиссёр ставит под вопрос. В финале рассказа говорится: «И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца ещё далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».«У меня большие сомнения по поводу того, что Гуров и Анна Сергеевна кардинально изменят свою жизнь, — говорит Мнацаканов. — Скорее всего ни она не уйдёт от мужа, ни он — от жены. А разве это настоящая любовь, если им нравится прятаться, если они не могут предпринять решительных действий ради совместного счастья?!»
Но что действительно воистину чеховское в постановке Мнацаканова — так это присущее классику сочетание комического и трагического.
«Мне нравится Чехов, нравится его поэтика, — отмечает режиссер. — На мой взгляд, главная тема произведений классика — невозможность — мы не способны признаться в любви, не способны изменить свою жизнь…»
Дебютный спектакль Мнацаканова — не инсценировка чеховского рассказа, но собственное высказывание. На сцене возникают образы из воспоминаний самого автора постановки. Почтальон (Дмитрий Шишлянников) носит письма в заброшенный дом с разбитыми стёклами — этот образ связан с личными переживаниями режиссёра, а синдром выпускника ВГИКа, которым хвалится Бром Исаевич, — этакая самоирония, ведь Гоша Мнацаканов, как и его герой, представляет на суд публике своё первое произведение искусства.
«В юморе заложена и трагедия, и смерть, и сила жизни. Юмор должен спасти мир, — считает Гоша Мнацаканов. — Гуров в моём спектакле в финале говорит: «Это что, шутка?! Это большая шутка?!». Это тот вопрос, который я задаю себе в любой жизненной ситуации. Почему-то большинство режиссёров ставит «Трёх сестёр» или «Вишнёвый сад» как трагедию. Но Чехов-то писал комедии! А значит, спектакли по его произведениям должны быть смешными. Боль его пьес и прозы как раз в том, что трагедия прячется под маской комедии».
Режиссёр сюрреалистически соединяет несоединимое. На пляжных шезлонгах красуется кукуруза в человеческий рост и огромный арбуз. Продавщица (Ольга Надеждина), уныло шмыгающая носом и тихо шепчущая «Чурчхела… Сладкие палочки… Пахлава…», вдруг профессионально исполняет оперную арию и достаёт из своего ящика на колёсиках огромную креветку…
Пёс Бром Исаевич видит офицеров белой гвардии, трёх сестёр. В спектакль также включены отрывки из других чеховских произведений — рассказов «О любви», «Несчастье». Возлюбленной Брома Исаевича становится лохматая, похожая на чудище Каштанка. Да и сама идея — сделать главным героем собаку — сюрреалистична.
Роль учёного пса Брома Исаевича исполняет молодой артист СТИ, однокурсник Гоши Мнацаканова — Александр Антипенко. НА сцене ШДИ это его дебютная роль.
«Мы с Гошей давно дружим, и наши однокурсники всегда говорили, что Гоша похож на кота, а я — на собаку, — делится Александр Антипенко. — Сюжетную линию этому герою мы придумывали с Гошей самостоятельно. Я вложил в его переживания — свои, подарил ему свои мысли, каждый раз добавляю то, что мне кажется важным и актуальным. Из всех героев спектакля именно Бром Исаевич выражает самый трезвый взгляд на мир».
Персонаж Александра Антипенко — герой-резонёр, пусть и несколько комичный. Он интересуется историей, живописью, слушает джаз… Но главное место в его размышлениях, конечно, занимает отличие человека от животного. Точнее, наоборот — ведь понятно, кто, с точки зрения Брома Исаевича, главный в истории собаки и дамочки. Этой идее посвящён и фильм пса, который зрители увидят в конце спектакля.
Но вот сюрреалистическая сказка подходит к концу — финал постановки отрезвляюще реалистичен. Гуров и Анна Сергеевна замирают под шум проходящего мимо поезда, а Бром Исаевич теряет дар человеческой речи и, пытаясь поймать собственный хвост, превращается в обыкновенного пса.
Гоша Мнацаканов помещает чеховских героев в современный мир.
Гуров (Максим Маминов) в майке с надписью «Рождён в 80-е» и с неизменным целлофановым пакетом в руках встречает на пляже загадочную, молчаливую дамочку с очень умной собакой. Когда Анна Сергеевна (Алина Ходжеванова), в чёрном платье, шляпе и ботинках, встаёт с шезлонга, у неё с грохотом падает пистолет… Эти двое сближаются благодаря зажигательному диско, но потом, как старики, спорят об СССР, пока фраза «Сталина на тебя нет!» не доводит даму до слёз.

Но что действительно воистину чеховское в постановке Мнацаканова — так это присущее классику сочетание комического и трагического.
«Мне нравится Чехов, нравится его поэтика, — отмечает режиссер. — На мой взгляд, главная тема произведений классика — невозможность — мы не способны признаться в любви, не способны изменить свою жизнь…»

«В юморе заложена и трагедия, и смерть, и сила жизни. Юмор должен спасти мир, — считает Гоша Мнацаканов. — Гуров в моём спектакле в финале говорит: «Это что, шутка?! Это большая шутка?!». Это тот вопрос, который я задаю себе в любой жизненной ситуации. Почему-то большинство режиссёров ставит «Трёх сестёр» или «Вишнёвый сад» как трагедию. Но Чехов-то писал комедии! А значит, спектакли по его произведениям должны быть смешными. Боль его пьес и прозы как раз в том, что трагедия прячется под маской комедии».
Режиссёр сюрреалистически соединяет несоединимое. На пляжных шезлонгах красуется кукуруза в человеческий рост и огромный арбуз. Продавщица (Ольга Надеждина), уныло шмыгающая носом и тихо шепчущая «Чурчхела… Сладкие палочки… Пахлава…», вдруг профессионально исполняет оперную арию и достаёт из своего ящика на колёсиках огромную креветку…
Пёс Бром Исаевич видит офицеров белой гвардии, трёх сестёр. В спектакль также включены отрывки из других чеховских произведений — рассказов «О любви», «Несчастье». Возлюбленной Брома Исаевича становится лохматая, похожая на чудище Каштанка. Да и сама идея — сделать главным героем собаку — сюрреалистична.
Роль учёного пса Брома Исаевича исполняет молодой артист СТИ, однокурсник Гоши Мнацаканова — Александр Антипенко. НА сцене ШДИ это его дебютная роль.
«Мы с Гошей давно дружим, и наши однокурсники всегда говорили, что Гоша похож на кота, а я — на собаку, — делится Александр Антипенко. — Сюжетную линию этому герою мы придумывали с Гошей самостоятельно. Я вложил в его переживания — свои, подарил ему свои мысли, каждый раз добавляю то, что мне кажется важным и актуальным. Из всех героев спектакля именно Бром Исаевич выражает самый трезвый взгляд на мир».
Персонаж Александра Антипенко — герой-резонёр, пусть и несколько комичный. Он интересуется историей, живописью, слушает джаз… Но главное место в его размышлениях, конечно, занимает отличие человека от животного. Точнее, наоборот — ведь понятно, кто, с точки зрения Брома Исаевича, главный в истории собаки и дамочки. Этой идее посвящён и фильм пса, который зрители увидят в конце спектакля.
