«Верю!» как секрет успеха

Молодежный театр на Фонтанке провел конкурс рецензий

 
В Молодежном театре на Фонтанке назвали имена победителей конкурса театральных рецензий «Верю! Молодые о Молодежном», основанного в 2021 году. Состязание проводилось среди старшеклассников, студентов колледжей и вузов, независимо от их возраста и местожительства.

Конкурс «Верю! Молодые о Молодежном» стартовал в Петербурге 1 сентября и продолжался до середины декабря минувшего года. Способ участия в нем был традиционен: после подачи заявки на сайте театра и просмотра любого спектакля из репертуара необходимо было написать рецензию, отвечающую определенным требованиям. Для молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет посещение театра вообще обходилось бесплатно – благодаря государственной программе «Пушкинская карта». Для держателей карты помимо основной конкурсной номинации «Верю!», дающей право на получение денежной премии, была открыта номинация «Три карты». Места в ней распределены абсолютно «по-пушкински»: «Тройка» – низшая ступень пьедестала, «Семерка» – промежуточная, «Туз» – звание победителя.  Помимо дипломов «карточные» победители получали право на дополнительное бесплатное посещение театра в Измайловском саду.

Работы конкурсантов оценивало представительное жюри, состоявшее из профессионалов – театроведов, литературоведов и журналистов. Они-то и определили имена лучших авторов, число которых явно превысило ожидаемое. Победителей в главной номинации «Верю!» оказалось двое: Дарья Алексеева и Янина Зарницына – студентки театроведческого факультета РГИСИ. «Три карты» тоже преподнесли сюрприз: третью ступень «Тройка» разделили между собой петербурженки Екатерина Бирюкова, Алина Хафизова и москвичка Полина Семенцова. «Семерка» досталась Ольге Прусаковой, а «Туз» получила Мария Дорофеева.
Открывая церемонию награждения победителей конкурса, Семен Спивак, народный артист России, лауреат премии Правительства РФ, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке сказал: «Когда-то в замечательном советском фильме «Доживем до понедельника» была высказана определяющая мысль: «Счастье – это когда тебя понимают». Хочу дополнить эти слова: понимают тебя и интересуются тобой.  И конкурс «Верю! Молодые о Молодежном» показал, что тех, кому интересны и понятны наши спектакли о человеке, о любви, о жизни духа, много и среди совсем молодых людей. Думаю, в нашем конкурсе главное – не имена победителей, а то, что люди смотрели спектакли, думали, писали. Главное, что мы нашли точку соприкосновения, позволяющую театру и зрителю лучше понять друг друга».

Важную составляющую нового творческого состязания для молодых отметила и член жюри, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена Мария Черняк. «Такие состязания важны не только в контексте культурной, театральной жизни Петербурга, – уверена она, – но являются также событиями образовательными. Общим местом ныне является разговор о том, что современная молодежь не читает и не пишет. Она постоянно читает и пишет в Сети, где часто отсутствует смысловая нагрузка текстов, а их уровень и применение оставляют желать лучшего. Конкурсы, подобные «Верю!», задействуют неизрасходованные творческие потенциалы и расставляют эти недостающие, но такие важные интеллектуальные, культурные и духовные смыслы».

О широте аудитории конкурса высказалась член жюри, кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского театра РГИСИ Ирина Бойкова: «Это не только студенты-театроведы, но и школьники, учащиеся колледжей, студенты вузов, не имеющих отношения к театру. Без сомнения, все эти люди любят Молодежный театр на Фонтанке, но задача объективно разобрать и описать любимые спектакли относится к разряду трудных. Участники конкурса с ней справились: просто эмоциональных оценок было очень мало. Почти в каждой работе чувствовались вдумчивый подход, попытка понять режиссерский посыл, часто – знание литературного первоисточника. Многие старались описать пространство спектакля, детализировать его предметный мир, разобрать работу сценографа или художника по костюмам, охарактеризовать пластическое решение спектакля, работу хореографа. Такой подробный разбор и размышления позволяли вновь «собирать» увиденное, аргументировать точку зрения. Это важно и дорого не только Молодежному театру. Это нужно самим авторам – как приобщение к театру, как путь саморазвития».

Мнение опытных педагогов разделяет и одна из обладательниц главной премии Дарья Алексеева. Она считает, что для подростков, студентов вузов и колледжей важен сам посыл, заложенный в названии конкурса. «В театр нужно ходить. Потому что театр – особое пространство, дающее возможность не только видеть, узнавать что-то новое для себя, но и размышлять. Через театр можно понять как то, что происходит в тебе, так и в целом мире. Театр – совсем не скучное занятие, а способ развиваться, общаться, писать об увиденном. Мне хочется, чтобы придуманный в Молодежном конкурс продолжил свою работу. Думаю, почти все участники с удовольствием расскажут о нем своим друзьям и знакомым».

Значение и перспективы конкурса определила Председатель жюри заместитель художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке, заслуженный работник культуры России Наталья Бржозовская: «Слово «верю» в названии конкурса – это не только парафраз знаменитой реплики Константина Сергеевича Станиславского. Это наша вера в магию театра, в его способность подниматься к звездам, объединять сотни людей в разговоре о человеке. Конкурсанты посмотрели и рецензировали 21 спектакль Молодежного театра.  Это почти половина репертуара! Выбор участников пал не только на новые, премьерные спектакли, но коснулся и легендарных постановок, и давно идущих на нашей сцене. Поразителен живой интерес молодых к работам разных режиссеров, актеров, художников, к самим произведениям, на основе которых созданы постановки, приглашающие зрителя к диалогу с театром...

Работа жюри была непростой. Задумывая конкурс, мы не представляли себе уровня и количества текстов. Но, даже увеличив число победителей в обеих номинациях, мы не смогли отметить все талантливые работы, представленные на конкурс «Верю! Молодые о Молодежном». Тексты лучших рецензий будут опубликованы в петербургской прессе. Главным же итогом конкурса стало обретение театром единомышленников, новых друзей,  которых мы не должны потерять. Возможно, наша дружба позднее выльется в форму клуба или иного сообщества… А сейчас я желаю всем участникам конкурса интересной жизни на избранных ими дорогах и сохранения любви к театру. И к Молодежному в особенности».


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Премьера «Занавес» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж

    МХТ им. Чехова выпустил первую премьеру сезона. «Занавес» Юрия Квятковского, собраннный из разговоров с актрисами и работницами Художественного театра, от администратора до прачки, которая изучила историю вопроса и знает, как никто, почему МХТ – это место силы. ...
  • Театр НеНормативной пластики покажет «хоррор-дефиле»

    Театр НеНормативной пластики в Санкт-Петербурге выпустит премьеру «Физика трущихся поверхностей». Жанр будущей постановки Романа Когановича определен как «хоррор-дефиле». Артисты с ненормативной пластикой и набором «неудобных» тем будут разбираться со страхами, триггерами, неудачами – с тем, что нас не убивает, но и сильнее уже не сделает. ...
  • Театр сатиры открывает 100-й сезон

    В Театре сатиры сыграли премьеру «Иван Васильевич» в постановке худрука Сергея Газарова и поделились творческими планами на юбилейный 100-й сезон. Пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич» была написана специально для Театра сатиры более 90 лет назад, но еще ни разу не была поставлена. ...
  • В «Современнике» поставят роман Водолазкина

    Театр «Современник» готовит премьеру по роману Евгения Водолазкина «Чагин». Премьерные показы пройдут 7, 8 и 14 октября. Постановка по книге о мнемонисте – человеке, способном запоминать абсолютно всё, – и об испытании памятью выросла из лаборатории «Хочу как О. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Для меня любая роль – эксперимент»

    Сегодня день рождения отмечает Алла Демидова – лауреат премии «Звезда Театрала» в самой почетной номинации «Легенда сцены». Ведущая актриса любимовской «Таганки», Раневская в «Вишневом саде» Эфроса, Федра – у Виктюка, Медея – у Терзопулоса. ...
  • Премьера «Занавес» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж

    МХТ им. Чехова выпустил первую премьеру сезона. «Занавес» Юрия Квятковского, собраннный из разговоров с актрисами и работницами Художественного театра, от администратора до прачки, которая изучила историю вопроса и знает, как никто, почему МХТ – это место силы. ...
  • Театр НеНормативной пластики покажет «хоррор-дефиле»

    Театр НеНормативной пластики в Санкт-Петербурге выпустит премьеру «Физика трущихся поверхностей». Жанр будущей постановки Романа Когановича определен как «хоррор-дефиле». Артисты с ненормативной пластикой и набором «неудобных» тем будут разбираться со страхами, триггерами, неудачами – с тем, что нас не убивает, но и сильнее уже не сделает. ...
  • Театр сатиры открывает 100-й сезон

    В Театре сатиры сыграли премьеру «Иван Васильевич» в постановке худрука Сергея Газарова и поделились творческими планами на юбилейный 100-й сезон. Пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич» была написана специально для Театра сатиры более 90 лет назад, но еще ни разу не была поставлена. ...
Читайте также