Директор Российского НИИ культурного и природного наследия им. Лихачева (Института Наследия) Владимир Аристархов выступил на слушаниях в Общественной палате РФ по проекту Основ госполитики по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей, где, в частности, прокомментировал слова председателя СТД РФ Александра Калягина и письмо театральных деятелей, поддержавших его обращение. «Театрал» приводит фрагмент речи главы Института Наследия (полностью с тестом выступления при желании можно ознакомиться на сайте ведомства).
«Прежде всего поражает уверенность господина Калягина в том, что творческий эксперимент, равно как и отражение жизни, и развитие художественного языка возможны только на пути борьбы с традиционными ценностями, – сказал господин Аристархов. – Как уже было сказано выше, традиционные ценности – это нравственные ориентиры, определяющие наши границы должного и недопустимого, приемлемого и неприемлемого. Добра и зла, наконец. Ценности не диктуют нам ни художественные формы, ни способы отражения жизни. Но никакая новизна форм не может стать оправданием для кощунственного, противоречащего нашим представлениям о добре и зле содержания.
Содержатся ли в тексте Основ запреты на творчество, есть ли там предпосылки для цензуры? Я напомню определение, изложенное в законе Российской Федерации «О средствах массовой информации»: цензура – это требование предварительно согласовывать сообщения и материалы. Ничего подобного в тексте Основ нет. Более того: как бы мы ни относились к традиционным ценностям – мы не вправе запрещать гражданам иметь собственное мнение на этот счёт, придерживаться тех или иных ценностей, традиционной или нетрадиционной ориентации, равно как и создавать художественные произведения в соответствии со своей ориентацией. Такое право закреплено в Конституции, и Основы государственной политики полностью соответствуют конституционным положениям.
Однако право на свободу творчества никак не предполагает обязанности государства финансировать всё подряд и давать деньги на всё то, что Калягин, его коллеги или кто-то ещё объявит «искусством». Хотя бы потому, что денег всегда меньше, чем тех, кто желает их потратить. Поэтому государство обязано заботиться об эффективности расходования бюджетных средств – в том числе и в сфере культуры. Издание Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей как раз даёт государственному служащему инструмент, помогающий определить приоритеты государственного финансирования. Государство обладает не только правом, но и обязанностью не допускать, чтобы народные деньги тратились на проекты, разрушающие традиционные ценности, подрывающие нашу идентичность и единство нашей страны. Однако государственный заказ – это не цензура, поскольку не предполагает запрета на свободное творческое самовыражение.
Оставаясь в рамках Уголовного кодекса, любой творец волен создавать свои творения в духе каких угодно ценностей – но за свой счёт.
Кстати, в современной России есть примеры, когда фильмы снимались на средства от народных пожертвований. Самый известный пример – это кинофильм «28 панфиловцев».
Таким образом, наш документ подготовлен ради обеспечения эффективности государственного финансирования. Основы позволят выстраивать приоритеты и распределять бюджетные средства по понятным и прозрачным правилам, не допуская при этом траты денег на антироссийские проекты.
Мы говорим о приоритетах государственной поддержки – однако Калягин и поддержавшая его группа театральных деятелей жалуются на цензуру. В логике это называется подменой тезиса, а в просторечии – просто враньём.
Заявление Калягина лживо от начала и до конца. Единственная крупица правды в нём – это комплимент в адрес Минкульта. Тут я с ним согласен: Минкульт действительно хорошо справляется со своими обязанностями – по сравнению с тем, что было десять лет назад.
Калягин и его сторонники достаточно умны, чтобы допускать необдуманные высказывания. Что же заставляет их передёргивать факты и пугать общественность призраком цензуры? Разгадка простая: всё сводится к деньгам. И это большие деньги. Цена вопроса для Калягина как председателя СТД – сотни миллионов рублей, ежегодно получаемые им от Министерства культуры на обеспечение деятельности данной организации. Если точно, то 280 миллионов рублей на 2022 год. Понятно его беспокойство: а вдруг кто-нибудь задумается об эффективности этих вложений? А вдруг окажется, что эти средства направляются на цели, не очень-то соответствующие государственной политике?
И ведь опасения Калягина абсолютно обоснованы. Среди подписавших письмо поддержки в адрес Калягина, мы видим фамилии многих тех, кто ассоциируется с разрушением классического русского театра, с постоянными скандалами и кощунственными сценическими постановками. Эти люди провозглашают себя «новаторами», но в чём состоит на самом деле их новаторство? Не обладая талантами, позволяющими сказать со сцены что-то действительно новое и важное для нашей культуры, эти деятели овладели искусством скандала и эпатажа. «Новизна» их сводится к глумлению над нашими ценностями, над нашей историей, над замыслами наших классиков. Их «торговая марка» – это мат и порнография, оскорбление чувств верующих и неверующих, нездоровый интерес к нетрадиционной половой ориентации. Но даже и эти приёмы они придумали не самостоятельно, а скопировали у своих западных коллег.
Получается такая схема: вначале создать себе репутацию людей, которые бесстрашно издеваются над чем угодно (тем более что никто за это и не наказывает). Представить это издевательство как «новое слово» в театре. Потребовать, чтобы государство выделяло «новаторам» огромные суммы на их «творческие эксперименты» над нашими ценностями.
А как только возникает риск уменьшения финансирования – то эти люди начинают шантажировать государство обвинениями в цензуре, добиваясь выделения всё больших и больших бюджетных средств.
Масштабы этих трат поражают воображение. Приведу пример: как сообщалось в прессе, небезызвестный Серебренников за два-три года до уголовного дела о воровстве им бюджетных денег получил на свои проекты около миллиарда рублей. А это только один Серебренников, только один возглавлявшийся им «Гоголь-центр».
Удивительно, но группе театральных деятелей удаётся в течение многих лет кормиться на бюджетные деньги, за счёт российского общества – и одновременно разлагать это общество, подрывая ценности, на которых оно основывается. Наверное, кто-то же должен наконец сказать: политика сохранения традиционных ценностей несовместима с деятельностью многих из тех, кто подписал письмо в поддержку Калягина. Или одно, или другое. Либо государство действительно поддерживает традиционные ценности – и тогда оно прекращает заигрывать с этими людьми и давать им деньги. Либо, если для такого шага не хватает политической воли – тогда все разговоры о традиционных ценностях, о народосбережении и прочих высоких материях останутся только разговорами.
В биологии есть специальный термин для существ, которые неспособны существовать самостоятельно, но живут за счёт других организмов, одновременно ослабляя тех, чьими соками питаются. Такие существа называются паразитами. Так вот: в случае реализации Основ – паразитов в нашей культуре станет меньше».
«Прежде всего поражает уверенность господина Калягина в том, что творческий эксперимент, равно как и отражение жизни, и развитие художественного языка возможны только на пути борьбы с традиционными ценностями, – сказал господин Аристархов. – Как уже было сказано выше, традиционные ценности – это нравственные ориентиры, определяющие наши границы должного и недопустимого, приемлемого и неприемлемого. Добра и зла, наконец. Ценности не диктуют нам ни художественные формы, ни способы отражения жизни. Но никакая новизна форм не может стать оправданием для кощунственного, противоречащего нашим представлениям о добре и зле содержания.
Содержатся ли в тексте Основ запреты на творчество, есть ли там предпосылки для цензуры? Я напомню определение, изложенное в законе Российской Федерации «О средствах массовой информации»: цензура – это требование предварительно согласовывать сообщения и материалы. Ничего подобного в тексте Основ нет. Более того: как бы мы ни относились к традиционным ценностям – мы не вправе запрещать гражданам иметь собственное мнение на этот счёт, придерживаться тех или иных ценностей, традиционной или нетрадиционной ориентации, равно как и создавать художественные произведения в соответствии со своей ориентацией. Такое право закреплено в Конституции, и Основы государственной политики полностью соответствуют конституционным положениям.
Однако право на свободу творчества никак не предполагает обязанности государства финансировать всё подряд и давать деньги на всё то, что Калягин, его коллеги или кто-то ещё объявит «искусством». Хотя бы потому, что денег всегда меньше, чем тех, кто желает их потратить. Поэтому государство обязано заботиться об эффективности расходования бюджетных средств – в том числе и в сфере культуры. Издание Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей как раз даёт государственному служащему инструмент, помогающий определить приоритеты государственного финансирования. Государство обладает не только правом, но и обязанностью не допускать, чтобы народные деньги тратились на проекты, разрушающие традиционные ценности, подрывающие нашу идентичность и единство нашей страны. Однако государственный заказ – это не цензура, поскольку не предполагает запрета на свободное творческое самовыражение.
Оставаясь в рамках Уголовного кодекса, любой творец волен создавать свои творения в духе каких угодно ценностей – но за свой счёт.
Кстати, в современной России есть примеры, когда фильмы снимались на средства от народных пожертвований. Самый известный пример – это кинофильм «28 панфиловцев».
Таким образом, наш документ подготовлен ради обеспечения эффективности государственного финансирования. Основы позволят выстраивать приоритеты и распределять бюджетные средства по понятным и прозрачным правилам, не допуская при этом траты денег на антироссийские проекты.
Мы говорим о приоритетах государственной поддержки – однако Калягин и поддержавшая его группа театральных деятелей жалуются на цензуру. В логике это называется подменой тезиса, а в просторечии – просто враньём.
Заявление Калягина лживо от начала и до конца. Единственная крупица правды в нём – это комплимент в адрес Минкульта. Тут я с ним согласен: Минкульт действительно хорошо справляется со своими обязанностями – по сравнению с тем, что было десять лет назад.
Калягин и его сторонники достаточно умны, чтобы допускать необдуманные высказывания. Что же заставляет их передёргивать факты и пугать общественность призраком цензуры? Разгадка простая: всё сводится к деньгам. И это большие деньги. Цена вопроса для Калягина как председателя СТД – сотни миллионов рублей, ежегодно получаемые им от Министерства культуры на обеспечение деятельности данной организации. Если точно, то 280 миллионов рублей на 2022 год. Понятно его беспокойство: а вдруг кто-нибудь задумается об эффективности этих вложений? А вдруг окажется, что эти средства направляются на цели, не очень-то соответствующие государственной политике?
И ведь опасения Калягина абсолютно обоснованы. Среди подписавших письмо поддержки в адрес Калягина, мы видим фамилии многих тех, кто ассоциируется с разрушением классического русского театра, с постоянными скандалами и кощунственными сценическими постановками. Эти люди провозглашают себя «новаторами», но в чём состоит на самом деле их новаторство? Не обладая талантами, позволяющими сказать со сцены что-то действительно новое и важное для нашей культуры, эти деятели овладели искусством скандала и эпатажа. «Новизна» их сводится к глумлению над нашими ценностями, над нашей историей, над замыслами наших классиков. Их «торговая марка» – это мат и порнография, оскорбление чувств верующих и неверующих, нездоровый интерес к нетрадиционной половой ориентации. Но даже и эти приёмы они придумали не самостоятельно, а скопировали у своих западных коллег.
Получается такая схема: вначале создать себе репутацию людей, которые бесстрашно издеваются над чем угодно (тем более что никто за это и не наказывает). Представить это издевательство как «новое слово» в театре. Потребовать, чтобы государство выделяло «новаторам» огромные суммы на их «творческие эксперименты» над нашими ценностями.
А как только возникает риск уменьшения финансирования – то эти люди начинают шантажировать государство обвинениями в цензуре, добиваясь выделения всё больших и больших бюджетных средств.
Масштабы этих трат поражают воображение. Приведу пример: как сообщалось в прессе, небезызвестный Серебренников за два-три года до уголовного дела о воровстве им бюджетных денег получил на свои проекты около миллиарда рублей. А это только один Серебренников, только один возглавлявшийся им «Гоголь-центр».
Удивительно, но группе театральных деятелей удаётся в течение многих лет кормиться на бюджетные деньги, за счёт российского общества – и одновременно разлагать это общество, подрывая ценности, на которых оно основывается. Наверное, кто-то же должен наконец сказать: политика сохранения традиционных ценностей несовместима с деятельностью многих из тех, кто подписал письмо в поддержку Калягина. Или одно, или другое. Либо государство действительно поддерживает традиционные ценности – и тогда оно прекращает заигрывать с этими людьми и давать им деньги. Либо, если для такого шага не хватает политической воли – тогда все разговоры о традиционных ценностях, о народосбережении и прочих высоких материях останутся только разговорами.
В биологии есть специальный термин для существ, которые неспособны существовать самостоятельно, но живут за счёт других организмов, одновременно ослабляя тех, чьими соками питаются. Такие существа называются паразитами. Так вот: в случае реализации Основ – паразитов в нашей культуре станет меньше».