Столичный Департамент культуры принял решение присоединить театр «АпАРТе» к Театру на Таганке. Об этом «АпАРТе» сообщил на своем сайте, подчеркнув, что театр ликвидируют.
«Приказом Департамента культуры г. Москвы театр «АпАРТе» ликвидирован путем присоединения к театру на Таганке. Процесс реорганизации запущен. В течение небольшого срока присоединение будет окончательно завершено и театр «АпАРТе» исчезнет с карты Москвы», – говорится на сайте театра.
Директор Театра на Таганке Ирина Апексимова сообщила СМИ, что пока в «АпАРТе» есть свой директор и художественный руководитель, она не может принимать никаких кадровых решений. «Все вопросы, касающиеся здания, репертуара, труппы абсолютно преждевременны», – сказала она.
Свое решение соединить два театра в Департаменте культуры объяснили так: идет процесс «объединения успешных и неуспешных театров». Правда, по каким критериям там измеряют успешность театров – непонятно. Для своего зрителя «АпАРТе» был вполне успешен – спектакли показывали при полном зале, премьеры выходили, на качество постановок никто не жаловался. Разве что большого дохода «АпАРТе» не приносил. Цены на билеты варьировались от 300 до 2 000 рублей.
Стоит отметить, что не так давно театр «АпАРТе» закончил ремонтировать свое новое здание на улице Солженицына, в которое переехал несколько лет назад. Вот как комментирует это писатель Галина Бурденко, которая работала в театре. «Несколько лет назад «АпАРТе» предложили переехать из тесного подвала на Тверском бульваре в новое здание на Таганке. Ну как новое?.. Предстоял долгий ремонт. Потом театру отдали и соседнее здание, начался второй долгий ремонт. Между двумя зданиями была построена галерея-атриум. В это время к проблемам с ремонтом прибавилась проблема с посещаемостью во время пандемии. Но вот, наконец, все эти сложности должны были остаться в прошлом...»
Театр рассматривал возможность вернуться в старое помещение на Тверском, но оказалось, что и оно отдано Театру на Таганке. Другие варианты сохранить театр, по словам директора «АпАРТе» Ивана Сигорских, были отвергнуты. «Я ведь даже предложил Кибовскому (руководитель Депкульта Москвы – прим «Т»), его замам и помощникам очень подходящие под эти планы, решения: соединить нас хотя бы с близким по духу Театром «Около дома Станиславского». Мы говорили об этом с Юрием Николаевичем Погребничко, он готов принять нас. Это первое решение. Второе: если кому-то нужно наше помещение – мы готовы поделиться им. Только оставьте сцену и репертуар – то, чем и ради чего мы живем. Мы ужмемся, если есть цель сэкономить. Будем нищими, но хотя бы вместе и на сцене», – рассказал он «Театралу».
Добавим, что фактически уничтожение «АпАРТе» происходит в год его 25-летия – в октябре должны были пройти праздничные мероприятия, которые незадолго до слияния директор театра обсуждал с Депкультом. «В этом году 25-летие театра! – Говорит Сигорских. – Накануне решения о нашей ликвидации я был в Департаменте культуры. Мы обсуждали, как будем отмечать юбилей 21 октября. А у них на столе уже лежал этот чудовищный приказ... И никто мне о нем не сказал.
Зная направление сегодняшнего Театра на Таганке, я могу сказать, что мы абсолютно разные театры и мы никоим образом не можем подходить под стилистику и форму друг друга. У нас классический театр и классические произведения. Наши актеры по-другому чувствуют и дышат. Вы же знаете, как подбирается коллектив: не просто всех собрали в кучку и сказали: «Вы будете теперь один театр». Это очень долгий процесс. Это должны быть близкие по духу люди. Они должны смотреть друг другу в глаза и знать, что за этими глазами. Взрослые артисты, боюсь, точно не впишутся в стилистику Таганки, администрации уже объявили об увольнении, худрук и директор тоже уволены. То есть театр уничтожен под корень. И как дальше работать? Как выходить на сцену? Люди раздавлены этим решением... Убивать театр ради того, чтобы все переделались под репертуар Таганки... это как-то бесчеловечно.
Подобная методика объединения – а мы не первые и не последние – совершенно не подходит для театра. Если в школах установлены единая программа и стандарты обучения, то их еще можно как-то соединить. Но театры не работают по одним лекалам. В Париже 136 театров – это только драматических. При том, что Париж в несколько раз меньше, чем Москва. А если посмотреть на Лондон? А Нью-Йорк, где только на Бродвее театров больше, чем во всей Москве? О какой оптимизации мы сейчас говорим? Что экономим? Для кого, почему и зачем?
Главное – цель какая? Наша задача – дарить людям надежду, выходить на сцену, играть спектакли. Наша задача – врачевать души, а не отягощать их. Планировали в год нашего 25-летия премьеры, их было бы четыре в этом сезоне... Если Департамент культуры хотел что-то оптимизировать или сэкономить, то почему не пришли и не сказали: «Иван Афанасьевич, у вас там перерасход, примите меры». Или: «У вас там проблемы со стилем, с формой». В конце концов, назначьте других руководителей, но сохраните театр. Сделайте хоть какое-то замечание. Ничего же не было! Прозвучала только одна формулировка: «Вы неуспешный театр». Как такое бухгалтерское понятие можно применить к театру? Как мерить, если мы занимаемся духовным делом? Как быть со зрителем, которому нравится то, что мы делаем? Что это за методики измерения неуспешности? Куда пойдут зрители, не имеющие возможности покупать билеты в «успешные» театры?
Дайте нам жить, дайте!»