С 12 по 18 марта на сцене театра Вахтангова проходили гастроли Омского академического театра драмы, приуроченные к 200-летию Омской области. Директор театра Виктор Лапухин рассказал о завершившихся «больших гастролях» и дальнейших планах омского драмтеатра.
—Виктор Прокопьевич, как вас встретила столичная публика?
—На каждой постановке были полные залы, начиная с самого первого спектакля — «Визит дамы». Нам повезло, что буквально за три дня до начала гастролей в Москве возобновили стопроцентную заполняемость залов. Но мы ехали в Москву не за деньгами, а чтобы прочувствовать, насколько соответствуем сегодняшнему театральному процессу. И артисты и руководство театра получили огромное удовольствие от того, как принимал зритель, театральная критика.
Расскажу смешную историю про то, как прошел наш спектакль «Свидригайлов. Сны». Здание омского театра в 1905 году строили рядом с казематами, где сидел Федор Михайлович Достоевский. И наш главный режиссер Георгий Цхвирава сделал камерный спектакль, в котором главный герой Свидригайлов, не Раскольников. Эту постановку мы обычно показываем в подвале под зрительным залом, там даже есть камень, на котором написано: «Здесь отбывал наказание Федор Михайлович Достоевский». И в Москве мы его представляли в зале «Амфитеатр» на Симоновской сцене, поскольку спектакль рассчитан приблизительно на 20 зрителей. Мы показывали два спектакля в один день. На втором было столпотворение. Спектакль начинается с затемнения, потом зажигается свет. И в центре для артиста должен был стоять табурет. Актер вышел на сцену, а табурета на месте не оказалось, кто-то из зрителей его забрал.
—В Вахтанговском театре ведь служит много омичей...
—Наша дружба с театром Вахтангова насчитывает 80 лет с того момента, когда в Театр Вахтангова попала бомба и он был эвакуирован в Омск. А нашему театру в годы Великой Отечественной войны предназначалось уехать в город Тара, где вырос режиссер Михаил Александрович Ульянов, хотя родился он недалеко от этого города. Сейчас там есть дом-музей Ульянова, который очень богат экспонатами. В свое время, в 2004 году, при жизни Михаила Александровича, уже бывший губернатор области Леонид Полежаев проявил инициативу и из старого кинотеатра сделали драматический театр, сегодня он стал градообразующим. Когда Михаила Александровича не стало, рядом с театром скульптор Балашов сделал прекрасный памятник нашему знаменитому земляку. Позже памятник установили и возле нашего театра. Михаил Ульянов, как говорит история, пришел для поступления в студию Омского театра с деревянным сундуком. Он окончил студию и с этим же сундуком поехал вслед за театром Вахтангова в Москву. И сейчас в театре Вахтангова, в постоянной экспозиции можно увидеть этот зеленый деревянный сундук.
—Насколько ответственно для вашей труппы выступать на сцене Театра Вахтангова?
— При жизни Михаила Ульянова, когда он еще был художественным руководителем театра Вахтангова, был заключен договор, по которому раз в два года мы менялись сценами. Омский зритель всегда ждал этих гастролей. Театр Вахтангова у нас работал на трех площадках: в большом зале музыкального театра и на двух сценах Омской драмы. Никогда вахтанговцы не проезжали мимо театра в городе Тара. Мы всегда серьезно подходили к репертуару для ответного визита. И, надо сказать, что наши гастроли обычно проходили успешно, но такого успеха, который мы получили на этих гастролях, не было никогда. После смерти Михаила Александровича была небольшая пауза в гастролях, мы не ездили друг к другу, а потом пришел Кирилл Игоревич Крок и Римас Владимирович Туминас и обменные гастроли возобновились.
—В какой форме сегодня труппа вашего театра?
—Многие театры борются за то, чтобы у них не было контрактной системы. Мигдат Ханжаров, который работал у нас директором с 1962 по 1988 годы, еще в советское время перевел весь творческий коллектив на срочные трудовые договоры. Все это время мы работаем таким образом и артисты понимают, что каждый год им необходимо перезаключать контракты. При этом труппа у нас стабильная. В 2011 году после получения премии Волкова мы были удостоены гранта президента и направили его на повышение зарплаты коллектива. Наши артисты всегда работают в полную силу и получают достойную заработную плату.
—Где будут проходить ваши следующие гастроли?
—Мы заключили соглашение об обменных гастролях в 2023 году с Александринским театром, с МДТ-Театром Европы и Театром на Васильевском. Если в Москве мы бываем раз в два года, то в Питере реже, в основном, на фестивалях. В мае нас пригласили на фестиваль в ТЮЗ имени Брянцева. Планируем принять участие.
—28 мая 2024 года вашему театру исполнится 150 лет. Как будете праздновать?
—Мы нисколько не сомневаемся, что Правительство Омской области сделает все возможное, чтобы не пройти мимо этой даты. Мы хотим широко отметить 150-летие нашего театра, пригласим всех артистов, которые у нас когда-либо работали. Кроме того, надеемся к юбилею театра провести техническое перевооружение сцены.
Губернатор Омской области Александр Бурков был на открытии наших московских гастролей и на первом спектакле отметил, что сегодня Омский академический театр — международного формата. Мы не привыкли к таким высказываниям, хотя в свое время проехали со спектаклями практически всю Европу. Кирилл Крок, завершая наши гастроли, сказал, что Омский театр выступил триумфально.
—Виктор Прокопьевич, как вас встретила столичная публика?
—На каждой постановке были полные залы, начиная с самого первого спектакля — «Визит дамы». Нам повезло, что буквально за три дня до начала гастролей в Москве возобновили стопроцентную заполняемость залов. Но мы ехали в Москву не за деньгами, а чтобы прочувствовать, насколько соответствуем сегодняшнему театральному процессу. И артисты и руководство театра получили огромное удовольствие от того, как принимал зритель, театральная критика.
Расскажу смешную историю про то, как прошел наш спектакль «Свидригайлов. Сны». Здание омского театра в 1905 году строили рядом с казематами, где сидел Федор Михайлович Достоевский. И наш главный режиссер Георгий Цхвирава сделал камерный спектакль, в котором главный герой Свидригайлов, не Раскольников. Эту постановку мы обычно показываем в подвале под зрительным залом, там даже есть камень, на котором написано: «Здесь отбывал наказание Федор Михайлович Достоевский». И в Москве мы его представляли в зале «Амфитеатр» на Симоновской сцене, поскольку спектакль рассчитан приблизительно на 20 зрителей. Мы показывали два спектакля в один день. На втором было столпотворение. Спектакль начинается с затемнения, потом зажигается свет. И в центре для артиста должен был стоять табурет. Актер вышел на сцену, а табурета на месте не оказалось, кто-то из зрителей его забрал.
—В Вахтанговском театре ведь служит много омичей...
—Наша дружба с театром Вахтангова насчитывает 80 лет с того момента, когда в Театр Вахтангова попала бомба и он был эвакуирован в Омск. А нашему театру в годы Великой Отечественной войны предназначалось уехать в город Тара, где вырос режиссер Михаил Александрович Ульянов, хотя родился он недалеко от этого города. Сейчас там есть дом-музей Ульянова, который очень богат экспонатами. В свое время, в 2004 году, при жизни Михаила Александровича, уже бывший губернатор области Леонид Полежаев проявил инициативу и из старого кинотеатра сделали драматический театр, сегодня он стал градообразующим. Когда Михаила Александровича не стало, рядом с театром скульптор Балашов сделал прекрасный памятник нашему знаменитому земляку. Позже памятник установили и возле нашего театра. Михаил Ульянов, как говорит история, пришел для поступления в студию Омского театра с деревянным сундуком. Он окончил студию и с этим же сундуком поехал вслед за театром Вахтангова в Москву. И сейчас в театре Вахтангова, в постоянной экспозиции можно увидеть этот зеленый деревянный сундук.
—Насколько ответственно для вашей труппы выступать на сцене Театра Вахтангова?
— При жизни Михаила Ульянова, когда он еще был художественным руководителем театра Вахтангова, был заключен договор, по которому раз в два года мы менялись сценами. Омский зритель всегда ждал этих гастролей. Театр Вахтангова у нас работал на трех площадках: в большом зале музыкального театра и на двух сценах Омской драмы. Никогда вахтанговцы не проезжали мимо театра в городе Тара. Мы всегда серьезно подходили к репертуару для ответного визита. И, надо сказать, что наши гастроли обычно проходили успешно, но такого успеха, который мы получили на этих гастролях, не было никогда. После смерти Михаила Александровича была небольшая пауза в гастролях, мы не ездили друг к другу, а потом пришел Кирилл Игоревич Крок и Римас Владимирович Туминас и обменные гастроли возобновились.
—В какой форме сегодня труппа вашего театра?
—Многие театры борются за то, чтобы у них не было контрактной системы. Мигдат Ханжаров, который работал у нас директором с 1962 по 1988 годы, еще в советское время перевел весь творческий коллектив на срочные трудовые договоры. Все это время мы работаем таким образом и артисты понимают, что каждый год им необходимо перезаключать контракты. При этом труппа у нас стабильная. В 2011 году после получения премии Волкова мы были удостоены гранта президента и направили его на повышение зарплаты коллектива. Наши артисты всегда работают в полную силу и получают достойную заработную плату.
—Где будут проходить ваши следующие гастроли?
—Мы заключили соглашение об обменных гастролях в 2023 году с Александринским театром, с МДТ-Театром Европы и Театром на Васильевском. Если в Москве мы бываем раз в два года, то в Питере реже, в основном, на фестивалях. В мае нас пригласили на фестиваль в ТЮЗ имени Брянцева. Планируем принять участие.
—28 мая 2024 года вашему театру исполнится 150 лет. Как будете праздновать?
—Мы нисколько не сомневаемся, что Правительство Омской области сделает все возможное, чтобы не пройти мимо этой даты. Мы хотим широко отметить 150-летие нашего театра, пригласим всех артистов, которые у нас когда-либо работали. Кроме того, надеемся к юбилею театра провести техническое перевооружение сцены.
Губернатор Омской области Александр Бурков был на открытии наших московских гастролей и на первом спектакле отметил, что сегодня Омский академический театр — международного формата. Мы не привыкли к таким высказываниям, хотя в свое время проехали со спектаклями практически всю Европу. Кирилл Крок, завершая наши гастроли, сказал, что Омский театр выступил триумфально.