Народный артист Грузии Борис Казинец: «Мир перевернулся»

Театр русской классики из Вашингтона представляет в «Театрале» свою премьеру

 
В начале марта в редакцию нашего журнала позвонил из США Борис Казинец, основатель и руководитель Театра русской классики. Встревоженный и опечаленный трагическими событиями в Украине, он сказал, что завершает работу над небольшим поэтическим сюжетом, который очень хотел бы представить на сайте «Театрала». Мы с радостью согласились, так как уже не раз рассказывали о премьерах этого театра, еще шесть лет назад ставшего лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом».

Звонок Бориса Михайловича меня не удивил. Уже не один год мы регулярно перезваниваемся, и всякий раз я с интересом слушаю его увлекающий рассказ о новом материале, пьесе, идее, которую он хочет реализовать на сцене. Слушаю, и не перестаю поражаться той позитивной, заразительной энергии и доброте, которая его переполняет, и на которую он так щедр. Два года назад к своему 90-летию Борис Михайлович поставил спектакль «И влюблюсь... до ноября», создав необычную поэтическую дуэль между Пушкиным и Лермонтовым на основе стихов двух гениев. Премьера планировалась в Тбилиси, откуда народный артист вынужден был уехать 30 лет назад в разгар гражданской войны, и с тех пор жил и работал в США. Но ковидные ограничения поездку сорвали, и премьера состоялась в Российском культурном центре в Вашингтоне.

Нынешнюю премьеру Борис Казинец решил посвятить событиям на земле Украины. Он не скрывает своих переживаний, своей боли, и своего стремления поделиться мудростью, опытом, добротой со всеми, кого эти события не оставляют равнодушными. Борис Михайлович говорит:

– Чем может помочь актер в такие трагические дни? Только своим творчеством, только своим теплом и открытой душой. Когда накалены страсти и эмоции, когда гремят выстрелы и гибнут люди, остановить эту беду может только любовь и мудрость. Любовь к человеку. И мудрость человечества. Мне очень дорога Россия, в которой я родился, в которой состоялся, как актер, дорога Грузия – где я был счастливым человеком и любимым публикой артистом, дорога Америка, которая в мой трудный период жизни приняла меня и дала возможность начать все с начала. И, конечно же, мне очень дорога Украина, где я так любил бывать, и где похоронен мой дед Моисей Светлицкий. Он лежит в братской могиле в селе Михайловское под Мелитополем. В селе его все очень уважали, потому что он был лучшим портным на всю округу, и даже шил рясы местному священнику. Когда началась война и село оказалось в оккупации, священник спрятал Моисея в подвале церкви. Но кто-то их выдал, и местные полицаи схватили обоих, и обоих расстреляли. Так они с тех пор и лежат там рядом – русский священник и еврейский портной, которые были просто хорошими людьми. И еще 800 человек в той могиле, расстрелянных полицаями ни за что. Бывая в Одессе со спектаклями, я всегда потом заезжал в Михайловское, чтобы поклониться этой могиле и положить цветы не только деду, но и тому священнику, который за него погиб.

Месяца три назад моя сестра Инночка прислала мне стихотворение Ованеса Туманяна «Капля меда». Классик армянской литературы написал эти строки более ста лет назад. Когда-то в Советском Союзе был даже детский мультфильм по этим стихам – веселый такой, шутливый. Я их глянул, отложил в сторону, и на время забыл. А когда на Украине началась эта беда, и я пришел в себя от шока первых дней, то вдруг вспомнил про «Каплю меда», взял, перечитал, и понял – до чего же все это глубоко, актуально и точно. Решил, что надо собраться с духом, и срочно ставить. В моем театре я теперь один остался, кого-то уже не стало. Кто-то ушел в другие сферы и театры. Но русский язык, дух, культура нас все-равно связывают. И мы друг друга поддерживаем, особенно в такие тревожные времена.

Снять этот мини-спектакль мне очень помог Дима Шахов, работающий на «Голосе Америки» главным оператором. Когда-то юношей он пришел ко мне в театр, и я ему доверил сыграть главную роль в спектакле «Женитьба Бальзаминова». Играл он блестяще, стал хорошим актером, но потом нашел себя в другом деле, и тоже преуспел. А теперь пришел, чтобы поддержать, потому что помнит и знает – наш русский театр всегда делился добром и теплом. Это наше актерское призвание – нести людям тепло. И особенно – в такие тяжелые времена.

Когда я услышал, как стали сейчас делить людей на «своих» и на «не своих», когда увидел столько достойных имен оказалось в списках «не своих», у меня душа оборвалась. Так хочется остановить этот молох. Хочется отвлечь. Согреть. Умиротворить. Я сейчас перечитываю Бабеля, хочу поставить по его мудрым рассказам веселый спектакль. Чтобы люди смотрели, и смеялись, а не гневались. Чтобы смех остановил беду. Если не хватает мудрости, то хотя бы смех, потому что мир перевернулся.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
  • «Дань художественному безумию и свободе»

    «Черных монах» гамбургского театра Thalia, поставленный Кириллом Серебренниковым, открыл 76-й Авиньонский фестиваль. Что о спектакле российского режиссера писали в зарубежных СМИ? «Беспрецедентный драматический транс» Зритель, окруженный мощными образами и ангельскими песнопениями, попадает в космический круговорот, где искусство, любовь, гений и безумие играют рука об руку. ...
  • «Последний поезд» станет «первым»

    Вчера, под занавес юбилейного 95 сезона «Ленкома Марка Захарова», состоялся предпремьерный показ – сдача творческому совету театра   спектакля «Последний поезд» по пьесе Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» (Авторская версия Сергея Плотова). ...
Читайте также