«Раскалывая общество, мы раскалываем себя»

«Страсти по Бумбарашу» в Театре Олега Табакова

 
В 1993 году спектакль «Страсти по Бумбарашу» впервые появился в афише Театра Олега Табакова. Он не сходил со сцены 18 лет и объездил с гастролями полмира. В марте 2022 года, в 35-летнюю годовщину детища Олега Павловича, спектакль вновь сверкает в репертуаре театра. Реинкарнация своей постановки Владимиром Машковым – это попытка взглянуть на известный сюжет, не очень далекий от сегодняшней реальности, как на антивоенный манифест, призыв к внутреннему миру, актуальному и в начале ХХ века, и в 90-е, и в 2022 году.

История Бумбараша сегодня воспринимается как настоящий народный сюжет, чему однозначно способствуют признанные поколениями стихи Юлия Кима, положенные на музыку Владимира Дашкевича. Спектакль строится вокруг текста пьесы как отдельный мир со своими быстро сменяющимися темпами жизни. Эти темпы вращаются в музыкальной постановке, поддерживая героев в каждом из предложенных испытаний. Визуальная комичность с частушечными напевами сменяется драмой романса атаманши Софьи и поручика, затем переходит в меланхолию напева «Ходят кони над рекою». Основная трагичная мысль спектакля очень умело прячется за красочностью художественного оформления постановки Александра Боровского и хореографией Аллы Сигаловой. Почти вся труппа Театра Олега Табакова занята в масштабном, ярком спектакле.
Машков создал спектакль, с особым механизмом образной системы, в котором герои, даже спустя почти 29 лет со дня премьерного показа, остаются настоящими. Они оживают при погружении молодых артистов в новые амплуа, сохраняя гармонию постановки.

«Наплевать, наплевать, надоело воевать!»

Севастьян Смышников, следуя по стопам Евгения Миронова, отдает образу Бумбараша себя целиком, так, что невозможно не сопереживать молодому солдатику в дырявой шинели. Шутки, песни, рассказы о полете на воздушном шаре: образная комичность и простота вводят Бумбараша в разряд героев вечных. Персонаж этот – копия образа, устоявшего в нашей культуре очень давно. Русский герой, простой, находчивый парень, для которого основа счастливой жизни – мир, спокойствие и любовь.

Но все же Бумбараш – жертва обстоятельств. На ход сюжета действия главного героя, по сути, никак не влияют, он вынужден перемещаться от бандитов к красным, от красных к белым, потому только, что иного выхода у него нет. После войны единственное желание Бумбараша – сохранить себя, свою открытость и любовь к друзьям, к брату Гавриле, к Варе. И здесь всем известные строки «Ничего не знаю, моя хата с краю» становятся гораздо большим утверждением, чем страх и попытка уйти от ответственности. Это исключительное право героя на жизнь в мире, существование без ненависти, без смерти и тяжести постоянных убийств. Владимир Машков в своем спектакле как бы задает вопрос, как быть тем, кто не готов вершить судьбу, как быть тому, кто больше не хочет воевать? Таких героев нередко встретишь и в наши дни.

«За Русь, за Бога, за царя, хоть не осталось из них никого»

«Гражданская война – самое страшное, что может произойти с обществом, с семьей, с людьми, когда непримиримость к иному взгляду на устройство мира приводит к тому, что возникает желание уничтожить другого человека. Война, запущенная сто лет назад, длится до сих пор. «Страсти по Бумбарашу» разворачиваются здесь и сейчас, в каждом из нас», – говорит Владимир Машков. Разногласия внешние не так страшны, как внутреннее расслоение, междоусобица братьев, вражда одного народа. Об этом кричат «Страсти по Бумбарашу». Когда за размытую идейность родные люди готовы убивать друг друга, когда появляются определения «наши» и «чужие» внутри одной страны – приходит гибель общества.
– Ну а чем же они лучше?
– Да ты что, они же Свои…

Такой диалог происходит между Бумбарашем и героем Яшей (Владислав Миллер). Наивный мальчик-коммунист, прочитавший «Das Kapital» с плохим немецким, готов научиться кидать бомбу «за правое дело». Но стоит ли того правое дело, если в основе его идеи стоят лишь строчки Интернационала, вышитые золотыми буквами на алых шароварах Василия Ивановича? И чего стоит лозунг белого офицера «За Родину! За Россию!», если той самой России уже не осталось, а сам он теперь готов пристрелить тех людей, за жизнь и благополучие которых бился на войне. Герои, приобретая идейность, получают желание наживы, но теряют человечность и способность к диалогу.

«Ах, черная река, как ты глубока»

Неспроста в спектакле Машкова сокращается до минимума образная система произведения, до условных противоборствующих групп. У них нет лица: есть предводитель, но нет идентичности. И когда в условиях гражданской войны на первый план выходит личная драма, например, ревность Гаврилы (Александр Кузьмин) или любовная линия офицера Ильина (Евгений Миллер) и разбойницы-атаманши (Аня Чиповская), происходит трагедия. На войне нет места душе, любви, личному счастью. Раскалывая общество, мы раскалываем самих себя.

И ведь сюжет «Страстей по Бумбарашу» раскрывает не столько перипетии гражданской войны, сколько ее последствия. А последствие только одно. Страх, одиночество и душевная гибель преследуют даже тех, кто пытался остаться в стороне и сохранить мир.

И складывается так, что «Страсти по Бумбарашу» оказываются не просто музыкальной постановкой по пьесе, основанной на неоконченной повести Гайдара. Само название отсылает к тому, что спектакль являет собой новый, практически библейский сюжет о мучениях, он оказывается трагедией, построенной вокруг страданий гражданской войны.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
  • «Дань художественному безумию и свободе»

    «Черных монах» гамбургского театра Thalia, поставленный Кириллом Серебренниковым, открыл 76-й Авиньонский фестиваль. Что о спектакле российского режиссера писали в зарубежных СМИ? «Беспрецедентный драматический транс» Зритель, окруженный мощными образами и ангельскими песнопениями, попадает в космический круговорот, где искусство, любовь, гений и безумие играют рука об руку. ...
  • «Последний поезд» станет «первым»

    Вчера, под занавес юбилейного 95 сезона «Ленкома Марка Захарова», состоялся предпремьерный показ – сдача творческому совету театра   спектакля «Последний поезд» по пьесе Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» (Авторская версия Сергея Плотова). ...
Читайте также