Урок сопротивления

«Волна» Галины Зальцман в РАМТе

 
В Черной комнате РАМТа Галина Зальцман поставила «Волну» Тода Штрассера – спектакль, который нужно увидеть каждому подростку, особенно сегодня, да и взрослым не помешает тоже.

Повесть Тода Штрассера, опубликованная у нас издательством «Самокат» в переводе Евгении Лавут, рассказывает о реальном эксперименте, случившемся в одной калифорнийской школе в 1970-х годах. Учитель истории решил показать детям, уверенным, что фашизм – это далекое прошлое и никогда не может повториться, как формируется тоталитарное общество. Всё началось с безобидной игры под лозунгом «сила в дисциплине, сила в единстве», но буквально за неделю обычный школьный класс превратился в образцовую группу «гитлерюгендов» с названием «Волна».

То, что американцам, воспитанным в духе индивидуализма, казалось любопытной экзотикой, нам-то хорошо знакомо. Ну по крайней мере тем, кто застал советские времена. Подчинение личной воли коллективу, уравниловка, требование неукоснительно следовать правилам, массовая вербовка и травля всех несогласных. Учитель Бен Росс был немало удивлен, что его эксперимент оказался столь удачным и зашел гораздо дальше, чем планировалось, да и сам он попал под обольстительную магию власти и заигрался в «вождя». В феврале, когда состоялась премьера в РАМТе, могло показаться, что уж мы-то, бывалые, знаем цену этой демагогии, нас не проведешь... Но оказалось, что оболванивание народных масс и в XXI веке проходит так же успешно, как и в XX-м. И самое страшное, ему подвергаются и юные души, школьники, еще не имеющие опыта критического анализа и противостояния идеологической машине. Спектакль Галины Зальцман как раз может стать опытом такого сопротивления. И хотя театр ставит официальную маркировку 16+, смотреть спектакль можно лет с 12-14. Потому что с пропагандой наши дети сталкиваются каждый день – в школе, в интернете, в СМИ. И очень важно научить их различать эти манипуляции, не вестись на красивые лозунги и думать своей головой.

Действие спектакля разворачивается на расстоянии вытянутой руки, и зал тоже становятся частью класса – так что чувства сопричастности не избежать, нравится вам это или нет. Основной элемент сценографии (художник Катя Никитина) – черно-желтые ленты ограждения, выделяющие разные места действия. Они же символизируют те границы, ментальные флажки, которые выстраивают вокруг себя герои. Все второстепенные персонажи возникают лишь на экранах мобильных телефонов и ноутбуков, что усиливает ощущение клаустрофобии, опасного, душного замкнутого пространства.
 
Актеры входят в роли постепенно: сначала отстраненно читают текст с экранов, потом «примеряют на себя» персонажей и все больше сливаются с ними. Тут весь ассортимент школьных типажей: неформальный лидер, первая умница и красавица, тихоня, клоун, аутсайдер, и у каждого работают свои психологические триггеры. Так забитый школьный лузер вдруг расцветает в системе, где все равны, и становится правой рукой учителя. Да и остальные ощущают коллективную эйфорию, вдохновляющее чувство причастности к чему-то большему, упоение идеей. И надо быть очень сильной, уверенной и самостоятельной личностью, чтобы пойти против всех, не подчиниться эффекту толпы, противостоять общему безумию.

Такую смелую и решительную героиню играет Анна Дворжецкая. Её Лори поначалу тоже увлекается общей игрой, но скоро понимает, что что-то идет не так, пытается переубедить друзей и в результате сама становится врагом и изгоем. Окружающие думают, что она против «Волны» только потому, что в коллективе равных потеряла свой лидерский статус, от нее отворачиваются даже парень и лучшая подруга. В своей инсценировке Галина Зальцман сделала финал еще более драматичным, чем в книге, но не будем раскрывать всех секретов.

Молодые актеры РАМТа, занятые в постановке, отлично справляются с ролями школьников, но особенно убедителен Максим Керин, играющий учителя Бена Росса, который так входит в образ диктатора, что в его внешности и манерах, жестах и риторике начинают сквозить узнаваемые черты фюрера.

Но главное, что в спектакле Галины Зальцман зрители тоже становятся участниками эксперимента: сначала им раздают значки сообщества, учат салютовать, потом просят надеть повязку на руку. И хотя это давление неизмеримо более слабое, чем испытывают герои, но и здесь нужно найти в себе мужество для отказа, особенно детям, которым трудно сказать «нет» взрослому человеку. А перед началом спектакля зрителям предстоит заполнить анкеты с простыми, на первый взгляд, вопросами: «молчать лучше, чем получать?», «друзья должны быть заодно?», «сильный лидер приведет к победе?» и так далее. Во время спектакля эти вопросы снова выводятся на экран и зрителям дается шанс пересмотреть свои ответы. 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Вечер Светланы Крючковой пройдет в Зеленом театре

    20 августа на сцене Зеленого театра ВДНХ пройдет музыкально-поэтический вечер Светланы Крючковой, посвященный сценаристу и поэту Геннадию Шпаликову, известного по фильмам «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») и «Я шагаю по Москве». ...
  • Фестиваль искусств «Стрелка» пройдет в Нижнем Новгороде

    С 26 по 28 августа в Нижнем Новгороде пройдет Международный фестиваль искусств «Стрелка». Все три фестивальных события состоятся в исторических пакгаузах – ажурных металлических конструкциях, установленных на стрелке, месте слияния Оки и Волги. ...
  • Мюзикл «Три товарища» Театра-Театра покажут в Москве

    Пермский Театр-Театр привезет в Москву мюзикл «Три товарища» по мотивам одноименного романа Ремарка. Постановку Бориса Мильграма покажут 29 и 30 августа на сцене Театре им. Вахтангова. Германия конца 20-х годов. Безработица, всеобщая нестабильность и зарождающиеся нацистские настроения. ...
  • Теодор Курентзис работает над созданием musicAeterna Dance

    Коллектив musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса набирает свою хореографическую труппу – musicAeterna Dance. Open call для профессиональных танцоров, перформеров, исполнителей проходит до 27 августа включительно.   Труппа со своим уникальным вектором развития будет базироваться в Доме Радио в Петербурге, работать с приглашенными хореографами, российскими и зарубежными, и регулярно участвовать в музыкальных и перформативных постановках musicAeterna. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
Читайте также