Александр Коршунов: «Моя главная задача — сохранить “Сферу”»

 
Новость об объединении театра «Сфера» с театром «Эрмитаж» вызвала большой общественный отклик. Коллектив «Сферы» под руководством главного режиссера Александра Коршунова выступил против слияния и запустили петицию, на которую пока, правда, никак не отреагировал столичный департамент культуры. «Театрал» пообщался с Александром Коршуновым, который убежден, что тенденция слияния театров, если она всесторонне не продумана, является разрушительной.         

— Александр Викторович, когда началось слияние московских театров, могли ли вы предположить, что эта история коснется «Сферы»?

— Я слышал об этих процессах, но, честно говоря, в них не погружался и абсолютно не ожидал, что они коснутся нашего театра. Приказ департамента культуры стал для меня абсолютной неожиданностью и шоком. С момента выхода приказа 29 марта, мы живем под «дамокловым мечом». Моя опора — коллектив, который абсолютно единодушен в своем мнении и позиции. И конечно же, опора в наших зрителях, которые горячо нас поддерживают, в их любви к театру «Сфера». К великому сожалению, за это время мы не получили никакого прямого, открытого, общедоступного ответа на самые простые вопросы: почему и для чего, с какой целью и по каким критериям? Для нас соединение двух коллективов, совершенно разных по своей художественной программе, облику, художественной идее, абсолютно неорганично. И, конечно же, условия приказа, по которым мы присоединяемся к театру «Эрмитаж», нас убивают, потому что исчезает название, исчезает идея, она непреодолимо размывается и разрушается в составе другого, совершенно иного театрального организма.

— Есть ли у вас понимание, почему молчит департамент культуры?  

— На этот вопрос сможет ответить только департамент культуры. К сожалению, мы не получили ответа и того серьезного открытого обсуждения, о котором говорит в своем депутатском запросе в мэрию актер и депутат Госдумы Дмитрий Певцов. Он предложил собраться на расширенном совещании с представителями мэрии, департамента культуры, Союза театральных деятелей, с руководителями театров, театральной общественности, чтобы обсудить суть этой очень сложной проблемы объединения театров. Такого обсуждения пока не было и мы не слышим ответов на свои вопросы ни от департаменты культуры, ни от Союза театральных деятелей, ни от мэрии. Поэтому находимся в полной неизвестности и неопределенности.   

— Вы создали большой общественный резонанс по теме объединения театров, намечалась пресс-конференция, которая перенесена...

— Что касается нашего театра, я ощущаю свою ответственность, моя главная задача — сохранить «Сферу», сохранить театр, его творческую линию, суть его идеи, ради которой он был создан Екатериной Ильиничной Еланской. И не дать пропасть этому уникальному явлению, которое называется театром «Сфера», театру, созданному и построенному по принципу СФЕРЫ, в котором актеры и зрители объединены в единой сфере общения и взаимодействия. Это уникальный театр, его нельзя объединить ни с каким другим. Прежде всего, я отвечаю за то, чтобы этот театр сохранился, продолжал жить. И, я отвечаю за судьбу коллектива, которым руковожу как главный режиссер. Это две главные темы, которые меня волнуют, прежде всего.

Что касается, процесса слияния театров в целом, я много думал над этим вопросом. И могу немного пофилософствовать на эту тему. Я понимаю, что идет поцесс оптимизации во всех сферах. Оптимизации чего? Идет оптимизация расходов. Это значит, что нужно тратить как можно меньше средств, а эффекта получать как можно больше. Это нормальные, естественные требования любого хорошего хозяина. Грубо говоря, тратить с умом, с толком. Но в данном процессе эти две части абсолютно неразрывны: меньше тратить и получить максимальный эффект. Нельзя себе сказать: давайте мы начнем с первой части, будем сокращать количество расходов, а вторая часть приложится сама собой. Это невозможно. Надо обязательно понимать, какой эффект от этого мы получим. А эффект при таких слияниях, как сейчас предложено нашему театру, будет обратный. Он будет не в расцвете культуры, а в ее разрушении. Что значит эффект в сфере культуры? Культура — это нравственное, духовное здоровье общества. Задача культуры и эффект, который от нее нужно получить, это гармонизация духовного состояния общества. В итоге мы получим разрушение этой гармонии, культуры. Мы обманываем коллективы, которые этого не заслужили, зрителей, которые любят и верят в эти театры. Они не могут понять, почему и за что. И таким образом, сократив определенные затраты, мы выполним лишь первое условие оптимизации, а второго не достигнем. Получим обратный результат, разрушение. И в итоге через какое-то время потратить денежных средств придется гораздо больше. А культура — такая тонкая материя, в которой одними деньгами не обойдешься. Можно получить в результате выжженное духовное поле.

— Видите ли вы какие-то плюсы слияния театров?

— Думаю, в отдельных случаях это может быть полезно. Допустим, в случае кризиса в коллективе театра, если театр на грани распада и исчезновения, чтобы не уничтожать его совсем, наверное, его можно присоединить к каким-то родственным сильным коллективам и тем самым помочь этому театру. Тогда будет польза, но нужно, прежде всего, понимать критерии, по которым это будет происходить.   

— Вы представляете, как будет работать ваш театр, если произойдет  слияние «Сферы» и «Эрмитажа»?

— Мне немало лет и я уже не могу верить всему, что обещают. Если обещают, что никто не пострадает и все будет как прежде, я не могу в это поверить, потому что тогда я вообще не понимаю, зачем нужно объединение. В случае подчинения одного коллектива другому неизбежно начнутся процессы, которые будут разрушительными. От них никуда не уйти. Они диктуются материальными выгодами и понятиями, необходимостью сокращений, разными взглядами на творческую линию и развитие театра. Это неизбежно.
 
— Как вы считаете, возможно ли отменить это решение?

— Мне очень хочется верить в то, что этот приказ возможно пересмотреть. Я очень хочу, чтобы это решение было отменено. Возможно найти другой выход, но для этого нужен открытый диалог, забота о театральных коллетивах, зрителях, о том конечном эффекте, которое принесет это объединение.

— Мы обратились в театр «Эрмитаж» за комментарием по поводу слияния со «Сферой», они направили нас в департамент культуры. Общались ли вы с Левитиным на эту тему?

— Мы разговаривали немного. Я замечательно отношусь к этому театру и к Михаилу Захаровичу Левитину. Это прекрасный режиссер, его театр со своей эстетикой, своим лицом. Но я не могу не понимать, что если настанет этот процесс, он будет разрушительным.

—То есть слияние театров это, по сути, их уничтожение, верно?

— Мне не хочется за этим видеть злые намерения, я все-таки исхожу из того, что цель в том, чтобы, как я уже сказал, оптимизировать средства. Я верю в то, что задача такая. Но способы ее осуществления подчас ошибочные, грозящие  обратным эффектом.

— В какие сроки должно произойти слияние?

— По приказу на объединение дают четыре месяца. Это время на весь процесс реорганизации. Сроки кардинальных решений гораздо короче. Они сжаты, в пределах месяца. Мы очень беспокоимся, потому что время поджимает.  

— Петицию, которую запустил ваш театр, уже подписали больше десяти тысяч человек...

— Петиция день ото дня набирает количество голосов. Но, к сожалению, реакции пока нет никакой...

— Какие ваши дальнейшие шаги? Что вы будете предпринимать, чтобы департамент культуры вас услышал?

— Мы будем бороться и стучаться во все двери. Рассчитываем, что нас услышат и надеемся на помощь всех, кто действительно этому сопереживает всей душой. У нас очень большая поддержка многих известных людей, к мнению которых прислушиваются. Николай Бурляев и Дмитрий Певцов направили депутатские запросы в мэрию Москвы. Но официальный срок ответа на депутатский запрос месяц, а время поджимает. Пока ответа не было. Ждем…        


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Антон Яковлев: «Не надо сохранять театр, который был до тебя. Нужно создавать свой!»

    Окончание театрального сезона ознаменовано каскадом громких «кадровых премьер» в столичных учреждениях.  Политика слияния театральных коллективов, не оправдавшая себя, сменилась неожиданными кадровыми перестановками. ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
Читайте также