Итоги сезона: «Что будет дальше – не скажет никто»

 
По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии Каминской. 

События

Событием стал фестиваль «Золотая маска». Он был весьма качественным по составу спектаклей драматических театров (я сужу только об этой программе). Но так бывало и раньше, зато не бывало подобных тяжелых условий ее составления. Это был год пандемии, спектакли отменялись в последнюю минуту, заболевали артисты и эксперты, для которых каждая поездка была чревата опасностью выбыть из строя. А к моменту фестиваля мир еще раз поменялся, теперь уже не из-за эпидемии коронавируса. И вновь пошли отмены уже отобранных на конкурс спектаклей. А все же «Маска» билась за каждое название, и афиша все равно впечатлила: географией, темами, художественным качеством и смыслами.

Из московских премьер назову «Р» по «Ревизору» в постановке Юрия Бутусова в театре «Сатирикон» – мощное театральное сочинение, в котором «остов» гоголевской комедии будто бы сохранился, но одновременно размяк, потерял опоры. Вечно актуальная сама по себе история опрокинулась в бездну. Наше расхожее мнение о том, что, дескать, со времен Гоголя ничего не изменилось, на этом спектакле изрядно пошатнулось: изменилось, пало еще ниже и стало еще страшнее. Назову и «Войну и мир» Римаса Туминаса в Театре Вахтангова – мира с его теплыми деталями в спектакле гораздо больше, чем войны, которая, к тому же, представлена вообще без массовок, батальных сцен, дыма и шума, но индивидуализирована в нескольких героях. Долгое по времени, но стройное и в известной степени аскетичное высказывание Туминаса вышло раньше известных событий. Однако, как это случается с большими талантами, оказалось пророческим: трудно более убедительно сказать «нет» вражде и смерти, мало кому удается так ясно осмыслить хрупкую ценность каждой отдельной человеческой жизни.

Разочарования

Любая театральная неудача все равно проиграет на общем фоне, не выдержит конкуренции. Разве что ряд поспешных и, как правило, непродуманных, а уж тем более, никем не аргументированных слияний театров может вызвать негативное отношение.

Тенденции

Театр в одночасье стал местом, где даже на рядовом спектакле зритель то и дело мысленно восклицает: ах, ну надо же, ну прямо в точку! Театр моментально актуализировался, стал местом объединения людей по взглядам и эмоциям – притом что никаких специальных усилий до недавнего времени он для этого не делал. Что будет дальше, думаю, не скажет сегодня никто. А хорошая ли это для театра тенденция? С одной стороны, да, т.к. это лишнее доказательство простого, в общем-то, умозаключения, что искусство сцены быстрее и органичнее всех других искусств откликается на состояние умов в обществе. А с другой – все это напоминает не столь уж и давние времена, когда исключительно между строк можно было сказать со сцены важные вещи, а люди в зале подмигивали друг другу и толкали друг друга в бок. Хорошо ли это? Не уверена.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Антон Яковлев: «Не надо сохранять театр, который был до тебя. Нужно создавать свой!»

    Окончание театрального сезона ознаменовано каскадом громких «кадровых премьер» в столичных учреждениях.  Политика слияния театральных коллективов, не оправдавшая себя, сменилась неожиданными кадровыми перестановками. ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
Читайте также