Итоги сезона: «Что будет дальше – не скажет никто»

 
По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии Каминской. 

События

Событием стал фестиваль «Золотая маска». Он был весьма качественным по составу спектаклей драматических театров (я сужу только об этой программе). Но так бывало и раньше, зато не бывало подобных тяжелых условий ее составления. Это был год пандемии, спектакли отменялись в последнюю минуту, заболевали артисты и эксперты, для которых каждая поездка была чревата опасностью выбыть из строя. А к моменту фестиваля мир еще раз поменялся, теперь уже не из-за эпидемии коронавируса. И вновь пошли отмены уже отобранных на конкурс спектаклей. А все же «Маска» билась за каждое название, и афиша все равно впечатлила: географией, темами, художественным качеством и смыслами.

Из московских премьер назову «Р» по «Ревизору» в постановке Юрия Бутусова в театре «Сатирикон» – мощное театральное сочинение, в котором «остов» гоголевской комедии будто бы сохранился, но одновременно размяк, потерял опоры. Вечно актуальная сама по себе история опрокинулась в бездну. Наше расхожее мнение о том, что, дескать, со времен Гоголя ничего не изменилось, на этом спектакле изрядно пошатнулось: изменилось, пало еще ниже и стало еще страшнее. Назову и «Войну и мир» Римаса Туминаса в Театре Вахтангова – мира с его теплыми деталями в спектакле гораздо больше, чем войны, которая, к тому же, представлена вообще без массовок, батальных сцен, дыма и шума, но индивидуализирована в нескольких героях. Долгое по времени, но стройное и в известной степени аскетичное высказывание Туминаса вышло раньше известных событий. Однако, как это случается с большими талантами, оказалось пророческим: трудно более убедительно сказать «нет» вражде и смерти, мало кому удается так ясно осмыслить хрупкую ценность каждой отдельной человеческой жизни.

Разочарования

Любая театральная неудача все равно проиграет на общем фоне, не выдержит конкуренции. Разве что ряд поспешных и, как правило, непродуманных, а уж тем более, никем не аргументированных слияний театров может вызвать негативное отношение.

Тенденции

Театр в одночасье стал местом, где даже на рядовом спектакле зритель то и дело мысленно восклицает: ах, ну надо же, ну прямо в точку! Театр моментально актуализировался, стал местом объединения людей по взглядам и эмоциям – притом что никаких специальных усилий до недавнего времени он для этого не делал. Что будет дальше, думаю, не скажет сегодня никто. А хорошая ли это для театра тенденция? С одной стороны, да, т.к. это лишнее доказательство простого, в общем-то, умозаключения, что искусство сцены быстрее и органичнее всех других искусств откликается на состояние умов в обществе. А с другой – все это напоминает не столь уж и давние времена, когда исключительно между строк можно было сказать со сцены важные вещи, а люди в зале подмигивали друг другу и толкали друг друга в бок. Хорошо ли это? Не уверена.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Премьера «Занавес» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж

    МХТ им. Чехова выпустил первую премьеру сезона. «Занавес» Юрия Квятковского, собраннный из разговоров с актрисами и работницами Художественного театра, от администратора до прачки, которая изучила историю вопроса и знает, как никто, почему МХТ – это место силы. ...
  • Театр НеНормативной пластики покажет «хоррор-дефиле»

    Театр НеНормативной пластики в Санкт-Петербурге выпустит премьеру «Физика трущихся поверхностей». Жанр будущей постановки Романа Когановича определен как «хоррор-дефиле». Артисты с ненормативной пластикой и набором «неудобных» тем будут разбираться со страхами, триггерами, неудачами – с тем, что нас не убивает, но и сильнее уже не сделает. ...
  • Театр сатиры открывает 100-й сезон

    В Театре сатиры сыграли премьеру «Иван Васильевич» в постановке худрука Сергея Газарова и поделились творческими планами на юбилейный 100-й сезон. Пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич» была написана специально для Театра сатиры более 90 лет назад, но еще ни разу не была поставлена. ...
  • В «Современнике» поставят роман Водолазкина

    Театр «Современник» готовит премьеру по роману Евгения Водолазкина «Чагин». Премьерные показы пройдут 7, 8 и 14 октября. Постановка по книге о мнемонисте – человеке, способном запоминать абсолютно всё, – и об испытании памятью выросла из лаборатории «Хочу как О. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Для меня любая роль – эксперимент»

    Сегодня день рождения отмечает Алла Демидова – лауреат премии «Звезда Театрала» в самой почетной номинации «Легенда сцены». Ведущая актриса любимовской «Таганки», Раневская в «Вишневом саде» Эфроса, Федра – у Виктюка, Медея – у Терзопулоса. ...
  • Премьера «Занавес» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж

    МХТ им. Чехова выпустил первую премьеру сезона. «Занавес» Юрия Квятковского, собраннный из разговоров с актрисами и работницами Художественного театра, от администратора до прачки, которая изучила историю вопроса и знает, как никто, почему МХТ – это место силы. ...
  • Театр НеНормативной пластики покажет «хоррор-дефиле»

    Театр НеНормативной пластики в Санкт-Петербурге выпустит премьеру «Физика трущихся поверхностей». Жанр будущей постановки Романа Когановича определен как «хоррор-дефиле». Артисты с ненормативной пластикой и набором «неудобных» тем будут разбираться со страхами, триггерами, неудачами – с тем, что нас не убивает, но и сильнее уже не сделает. ...
  • Театр сатиры открывает 100-й сезон

    В Театре сатиры сыграли премьеру «Иван Васильевич» в постановке худрука Сергея Газарова и поделились творческими планами на юбилейный 100-й сезон. Пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич» была написана специально для Театра сатиры более 90 лет назад, но еще ни разу не была поставлена. ...
Читайте также