Вениамин Смехов: «Человек сострадающий»

К 90-летию Евгения Евтушенко

 
В преддверии 90-летия Евгения Евтушенко «Театрал» решил обратиться к одному из друзей поэта, актеру и режиссеру Вениамину Смехову, который поставил спектакль по его стихам с молодыми актерами Таганки. В связи с тем, что Вениамин Борисович был в отъезде, когда мы готовили номер в печать, то он ответил на наши вопросы в письме.
 
Вениамин Борисович, вы были одним из друзей Евгения Евтушенко. Как вам кажется достаточно ли оценена сегодня в России роль Евгения Евтушенко в истории российской поэзии и в российской истории?
Все что и как совершил Евтушенко – лидер «шестидесантников» – бесценно и уникально. Сравнивать в жанре «модного приговора» – его, Беллу, Андрея, Булата, Роберта, Володю и Иосифа – дело сугубо личное, временное и не опасное для жизни.

В чем особая заслуга Евгения Евтушенко?
Мне кажется важным сказанное в 1973 году Ю. П. Любимовым: «Болтать горазды все. Но на действующую акцию способен только один Евтушенко». Это о танках в Праге, Бабьем Яре, «наследниках Сталина» и о Солженицыне.

В Советское время Евгений Александрович был одним из немногих представителей русской поэзии за рубежом, он часто ездил с выступлениями по всему миру, а впоследствии вел курс русской литературы в университете США. Можно ли сказать, что он занимался «продвижением» русской культуры в мире?
Можно сказать, что поэты не для того живут и творят. А можно вспомнить полные залы в десятках городов СССР, любимые миллионами слова его песен, например, символично звучащие ныне – «Вальс устарел?» А еще славно было видеть уже в ХХI веке благодарную аудиторию в знаменитом университете Эмори в Атланте (студенты звонко читали Жене его стихи в английских переводах) и горячие сотни лиц эмигрантов на вечере-концерте Евтушенко там же, в штате Джорджия. Значит, поэты живут и творят – и для этого.

Что было главным во взаимодействии Евгения Евтушенко с Театром в широком смысле и для вас лично?
Женя взаимодействовал везде – в театре, в общественной жизни, в «Новом мире», в кино, с Шостаковичем в 13 симфонии, в Лужниках, в Политехническом музее. Термин, определяющий его характер – «человек сострадающий». 

Расскажите о вашем общении во время работы над спектаклями по его произведениям?
После премьеры спектакля «Товарищ, верь» Евтушенко решил подарить банкет участникам спектакля от имени Пушкина. У Любимова в кабинете я спросил: «Женя, ты делаешь это по праву наследника Пушкина?» Женя ответил свежим стихотворением, в финале которого было: «И говорю, как на безрыбье Пушкин: друзья мои, прекрасен наш союз!»

В 1971, на репетиции его пьесы «Под кожей статуи Свободы» я звал его, и он являлся по утрам и учил актеров читать стихи.
Тогда же я снимал к 150-летию Н.А. Некрасова телеспектакль, и Женя по моей просьбе отделил имя и поэзию поэта от школьной программы: так читал его стихи и так рассказал о могучем наследии и о влиянии некрасовском – на поэзию России 19 и 20 веков…

Был Новый Год, на котором Женя хотел быть со мной и моими друзьями – учеными из МГУ. Его не беспокоили просьбами читать стихи и комплиментами, и в час ночи он решил сбежать и увлек меня с собой. Мы посетили пляски и выпивки в ЦДЛ, в Доме Актера и в Доме Кино. Его накормили любовью. У него была неукротимая жажда жизни.
Он помогал многим, и я свидетель его чрезвычайной поддержки блестящего художника Бориса Заборова. Женя нелегально перевез в Париж и передал другу Олегу Целкову слайды и работы Бориса, что стало важной ступенькой в начале очень успешного пути художника в эмиграции в 1980-1990-е годы.

В 2012 году из Талсы в Оклахоме Женя позвонил мне с просьбой поставить, придумав, монтаж по его стихам. Это звучало как завещание. Я поставил с молодыми любимовцами «Нет лет». Слава Богу, и актерам, и зрителям спектакль доставил радость. Женя прислал письмо, посмотрев запись, а в 2014 сам посетил наш спектакль. Порядок того дня: хворый, с ампутированной ногой, он долетел из Талсы до Нью Йорка, оттуда – 10 часов – и он в Москве, в Переделкине, у себя. Затем, приняв душ, боясь опоздать, прибыл на Таганку и с красавцем сыном Женечкой посмотрел спектакль, впечатлился, попросился на сцену. Зрители и актёры, окружившие кресло с поэтом, получили колоссальное удовольствие. Его часы визита отсчитывали вторые сутки, и мы с моей женой Глашей и с тремя актрисами сдались милости академика Ильи Урилова и в опекаемом им ресторане на Арбате, не спеша, отметили праздник спектакля. И говорили, как на безрыбье Тютчев: «Умом Россию не понять».

Надеюсь, знающие люди, приняв во внимание весь карнавал биографии Евгения Евтушенко, сделают правильный вывод о том, как сильно повезло всем и каждому, кто знал стихи и прозу жизни небывалого чудотворца, благодетельного и любвеобильного сибирского богатыря-интеллигента Евгения Александровича Евтушенко.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Антон Яковлев: «Не надо сохранять театр, который был до тебя. Нужно создавать свой!»

    Окончание театрального сезона ознаменовано каскадом громких «кадровых премьер» в столичных учреждениях.  Политика слияния театральных коллективов, не оправдавшая себя, сменилась неожиданными кадровыми перестановками. ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
Читайте также