Павел Сафонов: «Свобода – это умение не предавать...»

На Симоновской сцене Театра Вахтангова премьера спектакля «Самоубийца»

 
Режиссер Павел Сафонов 21 и 22 декабря представляет свой спектакль по пьесе Николая Эрдмана – человека с очень непростой судьбой. Его драматургия  была, с одной стороны, под запретом в советский период, а с другой - его сравнивали с самим Гоголем. Накануне премьеры режиссёр рассказал «Театралу» о близости эстетик Вахтангова и Эрдмана, созвучии извечных вопросов и конфликтов, в которых пребывали герои пьесы в начале ХХ века, и их актуальности в наши дни.

- Биографии многих драматургов и писателей неразрывно связаны с ныне легендарными театрами. Какую роль сыграл Николай Эрдман в становлении Театра Вахтангова?

 - Конечно, история не знает сослагательного наклонения, но если бы судьбы Вахтангова и Эрдмана сложились не столь трагично, то, вполне вероятно, эти люди были бы очень дружны, а пьесы последнего вышли бы в театре. Николай Робертович написал интермедии к спектаклям Вахтанговского театра «Лев Гурыч Синичкин», «Два веронца», «Мадемуазель Нитуш» и даже в начале 1930-х годов новый злободневный текст маскам в спектакле «Принцесса Турандот» самого Вахтангова. Он стоял у истоков зарождения Театра на Таганке, его очень высоко ценил вахтанговец Юрий Петрович Любимов. В 70-е годы Любимов вместе с коллективом пытался добиться снятия запрета на постановку пьесы «Самоубийца», но, увы, не вышло.



По складу поэтического мышления, по чувству и остроте юмора, по фантасмагоричности пьесы Николая Эрдмана близки эстетике Театра Вахтангова. Евгений Богратионович проповедовал фантастический реализм, и это понятие как нельзя лучше подходит к «Самоубийце». Пьеса насыщена человеческой болью, нереализованностью, какой-то одинокостью души человека в социуме. При этом вокруг главного героя возникает абсолютный цирк жизни. Некая гипербола, как у Гоголя.

Кроме того, эта пьеса – серьёзный вызов для артистов. В ней есть гротеск, ирония, фарс и, в то же время, психологизм. Кажется, что кирпичи нужно складывать в определённую корзину, и вдруг выясняется, что это заблуждение. Ты перетаскиваешь их в другую, но и это оказывается ошибкой. Фокус же в том, чтобы жонглировать этими кирпичиками. Быть лёгким в очень напряжённом темпоритме.

- Пьесы Эрдмана при его жизни в СССР были под запретом. В 1969 году он печально признавался: «Вот я совершенно забыт, и моя жизнь как драматурга давно кончилась…». Вы видите свою задачу в том, чтобы вернуть работы драматурга в актуальное театральное пространство?

- На днях собирал ребёнка в детский сад, включил мультфильм «12 месяцев». И вдруг увидел фамилии авторов сценария: Самуил Маршак и Николай Эрдман. Он же написал сценарии ко многим прекрасным фильмам, но, реализоваться по всей видимости мечтал именно в театре, чего ему в силу конфликта с властью не удалось. У талантливых людей всегда очень сложная судьба.

Не знаю, насколько сможем вернуть эту фамилию в широкие массы поклонников театра, но то, что мы сейчас с артистами получаем колоссальное удовольствие от репетицией, и от того, как сегодня может пронзительно и современно прозвучать пьеса Эрдмана, уже дорогого стоит. Главный герой «Самоубийцы» Подсекальников мучается вопросом: есть ли загробная жизнь или нет. Если представить, что она всё же существует, то, наверное, Эрдман с интересом посмотрит оттуда нашу работу.

Мы трепетно отнеслись к материалу, очень немного сократили, ничего от себя не добавляли. У каждой пьесы есть свой градус. И когда актёры его достигают, то зритель начинает слышать пульс пьесы и автора. Надеюсь, нам удалось приблизиться к выполнению этой задачи.

- Кстати, Вас, как режиссёра не пугает судьба пьесы? Её пытались поставить Станиславский и Мейерхольд, но она попала под запрет, и на долгие десятилетия была забыта. Лишь в 90-х годах «Самоубийцу» поставил Валентин Плучек, после – Юрий Любимов, но, насколько можно судить по воспоминания очевидцев, спектакли эти не стали яркими событиями.

- Поверьте, для режиссёра нет лёгких пьес. Всё вначале страшно, загадочно, но и маняще. Когда я делал в Театре Вахтангова свой второй спектакль, и мы с Людмилой Максаковой выбрали «Чайку» Чехова, то на меня только ленивый не шикал и не махал руками. Мол, ты с ума сошёл: в Вахтанговском и «Чайку»? Или, например, «Утиная охота» Вампилова у многих не получалась, а у нас, как мне кажется, вышел неплохой спектакль. Всегда азартно делать то, что тебя вдруг тронуло. Мы сейчас на находимся на предпремьерном драйве, но ещё не было зрителя, который своей реакций и покажет, насколько эта пьеса может сегодня прозвучать.



- Режиссёров часто спрашивают об актуальности текста. Выбирая материал к постановкам, вы оцениваете его через такие критерии? Как, вообще, Вы понимаете, что да, это я хочу ставить?

- Трудно осознать, в какой именно момент у тебя ёкает сердце. Это похоже на зарождение любови. Ты встречаешься со знакомой девушкой, вы изредка обедаете, беседуете, но ты не замечаешь её, как женщину, и вдруг с удивлением обнаруживаешь, что она классная! Ты сам не понимаешь, что происходит, но хочешь видеть её чаще, пытаешься узнать её лучше. Всё – завертелось. А, бывает, химия происходит с первого взгляда.

С драматургией и литературой у режиссёра точно так же. Если говорить про «Самоубийцу», то я прочитал пьесу ещё во время пандемии. Потом мы с Римасом Туминасом начали обсуждать материал. Ещё – царствие небесное - был жив Фаустас Латенас, ему тоже идея нравилась, и мы разрабатывали её втроём. Однако случился локдаун, все планы полетели, но мысль поставить эту пьесу уже сидела внутри и вызревала.
Сейчас, как мне кажется, ситуация конфликта индивидуума и окружающего мира с его хаосом и безумием разрослась в разы. Человек начинает терять себя, повторять чужие слова, подключаться к различным процессам и событиям, ещё не успев понять, зачем ему это надо и, вообще, его ли это. Как тут сохранить себя? Эти обстоятельства только прибавили интереса к «Самоубийце».

Я, безусловно, соотношу себя в этой пьесе с главным героем. Его героизм заключался не в том, что он хотел застрелиться из-за целей других, а в том, что, наоборот, выбрал жизнь, пришёл к тому, что нужно найти свой путь. Каждому, грубо говоря, нужно найти свою трубу и дудеть в неё, а не подключаться к общему оркестру. И если бы каждый человек нашёл своё место в этой жизни, то, возможно, в мире было бы больше гармонии.

- Вы обращали внимание на то, что эта пьеса в том числе о внутренней свободе человека. Каждый трактует это понятие по-своему. Например, Римас Туминас говорил о том, что для него свобода заключается в ограничениях. В чём она заключается для вас?



- (Задумывается) Не терять детское ощущение жизни. Именно в детстве человеку присуща чистота восприятия событий, и в этом смысле он цельный.
С годами начинаются всякие навороты - карьера, семья, столкновение с социумом. Активно подключаются мозги, случаются неудачи, появляются мозоли и шрамы. Свобода – это ещё и умение не предавать то, что ты любишь. Надо доверять своей природе, своему я. Это очень сложно, но когда ты слышишь себя в хоре голосов, то, мне кажется, становишься сильнее, гармоничнее и свободнее.

- Почему выбрали на роль Подсекальникова Юрия Цокурова?

- Может возникнуть прямая ассоциация с тем, что он играет на всех инструментах, в том числе, как и главный герой «Самоубийцы» на трубе, но важнее оказалось другое, и я рад, что не ошибся в выборе. В актёрской и человеческой природе Юры есть детская восторженность и детская трагичность. Он с одной стороны как будто бы не защищён от этого мира, с другой в чём-то по-своему уверенный, нелепый, светлый и какой-то очень буквальный. Эти его неповторимые качества органично подходят к нашей истории.



Я очень рад, что бросился с Юрой в это плавание. Он выполняет самые сложные задачи, очень работоспособен, восприимчив. И со мной идёт на контакт, и себя в этом не теряет. Надеюсь, что у него выйдет прекрасная работа. Собственно, как и у других замечательных артистов, занятых в спектакле. Олег Макаров буквально печёнкой чувствует Эрдмана. Прекрасно попадают Вася Симонов, Катя Крамзина, Ася Домская и другие. Состав у нас замечательный. Думаю, зрители получат много удовольствия и увидят этих артистов с новой стороны.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Завершилась спецпрограмма ЭХО Большого Детского фестиваля

    Специальная программа ЭХО Большого Детского фестиваля завершила работу 30 января в городе Озерск Челябинской области. За четыре дня здесь провели питчинг творческих проектов, образовательную программу для профессионалов театра, мастер-классы и тренинги для детей из творческих студий, а также лабораторию для молодых режиссеров. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Назначен новый директор театра «Старый дом»

    Новым директором новосибирского театра «Старый дом» назначена Татьяна Ильина, которая раньше была начальником отдела развития Новосибирского музыкального театра. «Очень важно, лично для меня, что в театр «Старый дом» не просто ходят зрители. ...
  • Борис Эйфман готовит киноверсию «Русского Гамлета»

    В Петербурге завершилась съемочная часть работы над пластическим фильмом «Русский Гамлет», пишет Сlassicalmusicnews. Хореограф Борис Эйфман переносит на экран уже девятый спектакль. Киноверсия станет новым сценическим обращением Эйфмана к фигуре императора Павла Первого – человека, чья мечта о власти сбылась слишком поздно и обернулась трагедией. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также