В ближайшую неделю кинопрокат дарит нам подлинные шедевры. Несмотря на прекрасную погоду, рекомендуем потратить пару часов хотя бы на один из этих фильмов.
УБИЙЦА «СВЯЩЕННЫЙ ПАУК»
Один из главных фильмов прошлогоднего Каннского фестиваля, номинант на «Оскар» от Дании, четырежды номинант на премию Европейской киноакадемии и один из главных фильмов вообще. Смотреть обязательно.
Режиссер картины – швед иранского происхождения Али Аббаси. Его дебютный фильм «Шелли» участвовал в Берлинском фестивале, «На границе миров» победил в каннском конкурсе «Особый взгляд». «Священный паук» – третий фильм Аббаси – был награжден в Каннах за «Лучшую женскую роль». Награду получила Зара Амир Эбрахими – вовсе не актриса, а директор по кастингу этого фильма, которая попробовалась на роль сама и оказалась идеальным попаданием в образ. Зара играет журналистку, расследующую дело об убийствах секс-работниц в городе Мешхед, рискуя собственной жизнью. Фильм снят по реальной истории 2000-2001 годов. Тогда в Мешхеде обнаружился серийный убийца Саид Ханаи, который заманивал и убивал проституток (на его совести 16 убитых женщин), утверждая, что сам Имам Реза (8-й шиитский имам, мученически погибший на месте будущего города Мешхеда, где теперь располагается его Мавзолей, потому Мешхед и является одним из главных священных городов для мусульман-шиитов) благословил его на то, чтобы очистить священный город от порока и греха.
В глазах окружающих Саид слыл добропорядочным гражданином – работал каменщиком, был хорошим семьянином – жена и трое детей. Никто и подумать не мог, что он и есть – убийца «Священный паук». Но несмотря на то, что в центре сюжета – маньяк, а по жанру это триллер, «Убийца «Священный паук» – совсем не «триллер про маньяка». Это страшная драма про общество, которое и является настоящим серийным убийцей. Об этом говорит и режиссер в своем интервью. Он не скрывает от нас маньяка – Саида Ханаи мы видим сразу и довольно быстро понимаем, что он и есть – «священный паук». Куда более важная история разворачивается после ареста Ханаи, когда население города встаёт на защиту убийцы, называя его борцом с развратом и едва ли не национальным героем.
Вот фрагмент интервью главной героини-журналистки с женой убийцы. Жена спокойно соглашается на беседу, и сама начинает её.
– Поймите, мой муж не мог не исполнить свой долг.
– Какой долг? Он что, полицейский? Очищать город – это не его работа.
– Поймите, он был на фронте, в его семье были мученики! И вот он видит на улицах священного города всех этих женщин, которые жуют жвачку, ходят на каблуках, ярко красятся и носят вызывающую одежду. По-вашему, это вообще нормально?
Это очень страшное кино. Потому что оно – зеркало. Огромная часть мира до сих пор живёт именно так, как показано в этом фильме. Осенью 2022 года 22-летнюю иранку забили до смерти полицейские (!!!) за неправильное ношение хиджаба. Не только в Иране, но и много где ещё, женщину могут посадить в тюрьму за непокрытую голову или приговорить к смертной казни за то, что она была изнасилована. Мужчины легко могут избить женщину до полусмерти и даже до смерти за то, что она как-то не так одета или за малейшее неповиновение. И всё это в иранском (и не только) обществе считается нормальным.
Главная героиня фильма – журналистка Рахими – единственная, кого волнует проблема бесправия женщин, раскрытия преступлений и вообще справедливости. Остальным наплевать – население обсуждает очередное убийство скучающим тоном.
Сама Рахими стала жертвой харрасмента от главного редактора, а отказав ему, тут же была уволена за то, что «сама соблазняла мужиков». И теперь каждый, в том числе ведущий расследование полицейский считает нормой называть Зару шлюхой и пытаться ей воспользоваться.
Да, тут неизбежно всплывает тема войны и поствоенной травмы. Саид Ханаи 8 лет воевал на фронтах ирано-иракской войны (война в Персидском заливе), у него периодически клинит в голове и он теряет над собой контроль, но он не согласен притвориться сумасшедшим в суде – ему важно, чтобы в общественном создании он остался «героем», «полезным человеком», чтобы общество обратило на него внимание.
Финал картины абсолютно беспросветный – до тех пор, пока общество будет нормализировать насилие, насилие будет процветать.
«ВЛЮБЛЕН БЕЗ ПАМЯТИ»
Еще один фильм о последствиях войны. Но в данном случае – это красивая и трогательная история про любовь. И его вполне можно было бы принять за сентиментальную французскую мелодраму, если бы не ключевая в сюжете линия о потери памяти. Дело происходит во Франции сразу после Первой мировой. Тысячи солдат не вернулись с фронта, пропали без вести. Однако Жюли (Лейла Бехти) верит, что её муж жив. И однажды узнаёт супруга на фото в газете. У мужчины (Карим Леклу) полная амнезия, он не помнит ни имени своего, ни жены, ни войны, вообще ничего. Жюли всеми силами старается вернуть ему память, реконструируя сцены из их прошлого – первое свидание, первый поцелуй, свадьба… Он тоже стараемся вспомнить и тянется к ней, как вдруг появляется другая женщина, которая утверждает, что это – её муж. Доказательства как будто бы есть у обеих, но не твёрдые, ничего не помнящий мужчина не волен выбирать – за него это сделает суд. В этой мелодраме о любовном треугольнике важнее всего то, что все трое переломаны войной. Кто эти женщины? Действительно ли этот мужчина муж одной из них? Действительно ли они любят именно его, а не того, кто был до войны? Действительно ли он вспомнил что-то или придумал себя заново? Действительно ли то, что каждый из них чувствует – это любовь, а не то, что помогает защититься от патологической скорби?
«Он не делит со мной постель», – скажет Жюли брату воскресшего мужа, тоже прошедшего войну. «На войне все наши мысли только о женщинах, а дома нас будто подменяют, мы неспособны к любви», – ответит он. Эта история не только о том, что любовью можно излечить всё, а прежде всего о том, что только амнезия поможет вернувшимся с войны жить заново. Тут не живые завидуют мёртвым, а выжившие – потерявшим память. «Тебе крупно повезло, что ты забыл этот кошмар», – кульминационная реплика этого фильма.
«КТО УБИЛ БЛЭКБЕРРИ»
Мы уже видели несколько историй о ботаниках, которые изменили мир. «Социальная сеть» про создателя Facebook Марка Цукерберна, «Безос» про создателя AMAZON, «Джобс» понятно про кого и др. Теперь вашему вниманию предлагается фильм про создателей BlackBerry – одного из первых смартфонов в мире, который изменил представления о телефоне и общении, и некогда был серьезным конкурентом Iphone.
Дело происходит в середине 90х в Канаде. Два ботана-гения – Майкл Лазаридис и Дуглас Фрегин – придумывают телефон, в котором есть электронная почта. Они одержимы идеей о том, чтобы общение между людьми не зависело от расстояния между ними и пытаются продать свой инновационный проект бизнесмену и филантрому Джиму Балсилли. Джим не сразу верит в их безумную идею, но однажды понимает, что она перспективна, он циничный и беспринципный, и в отличие от своих будущих партнеров – технологических гениев, Джим – гений маркетинга. Они нужны друг другу. Увы, их проект закончится провалом.
Фильм участвовал в основном конкурсе Берлинале-2023, круто снят (будто на старую пленку с зерном, но репортажной камерой – режиссер Мэтт Джонсон раньше снимал мокьюментари), он держит в напряжении, местами превращается в комедию. Это история успеха и история провала. К финалу фильма недавние романтики превращаются в хладнокровных функционеров, бывшие друзья становятся заклятыми врагами. И это, пожалуй, главная тема фильма – трансформация человека под влиянием денег и успеха. Что-то пошло не так.

Один из главных фильмов прошлогоднего Каннского фестиваля, номинант на «Оскар» от Дании, четырежды номинант на премию Европейской киноакадемии и один из главных фильмов вообще. Смотреть обязательно.
Режиссер картины – швед иранского происхождения Али Аббаси. Его дебютный фильм «Шелли» участвовал в Берлинском фестивале, «На границе миров» победил в каннском конкурсе «Особый взгляд». «Священный паук» – третий фильм Аббаси – был награжден в Каннах за «Лучшую женскую роль». Награду получила Зара Амир Эбрахими – вовсе не актриса, а директор по кастингу этого фильма, которая попробовалась на роль сама и оказалась идеальным попаданием в образ. Зара играет журналистку, расследующую дело об убийствах секс-работниц в городе Мешхед, рискуя собственной жизнью. Фильм снят по реальной истории 2000-2001 годов. Тогда в Мешхеде обнаружился серийный убийца Саид Ханаи, который заманивал и убивал проституток (на его совести 16 убитых женщин), утверждая, что сам Имам Реза (8-й шиитский имам, мученически погибший на месте будущего города Мешхеда, где теперь располагается его Мавзолей, потому Мешхед и является одним из главных священных городов для мусульман-шиитов) благословил его на то, чтобы очистить священный город от порока и греха.
В глазах окружающих Саид слыл добропорядочным гражданином – работал каменщиком, был хорошим семьянином – жена и трое детей. Никто и подумать не мог, что он и есть – убийца «Священный паук». Но несмотря на то, что в центре сюжета – маньяк, а по жанру это триллер, «Убийца «Священный паук» – совсем не «триллер про маньяка». Это страшная драма про общество, которое и является настоящим серийным убийцей. Об этом говорит и режиссер в своем интервью. Он не скрывает от нас маньяка – Саида Ханаи мы видим сразу и довольно быстро понимаем, что он и есть – «священный паук». Куда более важная история разворачивается после ареста Ханаи, когда население города встаёт на защиту убийцы, называя его борцом с развратом и едва ли не национальным героем.
Вот фрагмент интервью главной героини-журналистки с женой убийцы. Жена спокойно соглашается на беседу, и сама начинает её.
– Поймите, мой муж не мог не исполнить свой долг.
– Какой долг? Он что, полицейский? Очищать город – это не его работа.
– Поймите, он был на фронте, в его семье были мученики! И вот он видит на улицах священного города всех этих женщин, которые жуют жвачку, ходят на каблуках, ярко красятся и носят вызывающую одежду. По-вашему, это вообще нормально?
Это очень страшное кино. Потому что оно – зеркало. Огромная часть мира до сих пор живёт именно так, как показано в этом фильме. Осенью 2022 года 22-летнюю иранку забили до смерти полицейские (!!!) за неправильное ношение хиджаба. Не только в Иране, но и много где ещё, женщину могут посадить в тюрьму за непокрытую голову или приговорить к смертной казни за то, что она была изнасилована. Мужчины легко могут избить женщину до полусмерти и даже до смерти за то, что она как-то не так одета или за малейшее неповиновение. И всё это в иранском (и не только) обществе считается нормальным.
Главная героиня фильма – журналистка Рахими – единственная, кого волнует проблема бесправия женщин, раскрытия преступлений и вообще справедливости. Остальным наплевать – население обсуждает очередное убийство скучающим тоном.
Сама Рахими стала жертвой харрасмента от главного редактора, а отказав ему, тут же была уволена за то, что «сама соблазняла мужиков». И теперь каждый, в том числе ведущий расследование полицейский считает нормой называть Зару шлюхой и пытаться ей воспользоваться.
Да, тут неизбежно всплывает тема войны и поствоенной травмы. Саид Ханаи 8 лет воевал на фронтах ирано-иракской войны (война в Персидском заливе), у него периодически клинит в голове и он теряет над собой контроль, но он не согласен притвориться сумасшедшим в суде – ему важно, чтобы в общественном создании он остался «героем», «полезным человеком», чтобы общество обратило на него внимание.
Финал картины абсолютно беспросветный – до тех пор, пока общество будет нормализировать насилие, насилие будет процветать.

Еще один фильм о последствиях войны. Но в данном случае – это красивая и трогательная история про любовь. И его вполне можно было бы принять за сентиментальную французскую мелодраму, если бы не ключевая в сюжете линия о потери памяти. Дело происходит во Франции сразу после Первой мировой. Тысячи солдат не вернулись с фронта, пропали без вести. Однако Жюли (Лейла Бехти) верит, что её муж жив. И однажды узнаёт супруга на фото в газете. У мужчины (Карим Леклу) полная амнезия, он не помнит ни имени своего, ни жены, ни войны, вообще ничего. Жюли всеми силами старается вернуть ему память, реконструируя сцены из их прошлого – первое свидание, первый поцелуй, свадьба… Он тоже стараемся вспомнить и тянется к ней, как вдруг появляется другая женщина, которая утверждает, что это – её муж. Доказательства как будто бы есть у обеих, но не твёрдые, ничего не помнящий мужчина не волен выбирать – за него это сделает суд. В этой мелодраме о любовном треугольнике важнее всего то, что все трое переломаны войной. Кто эти женщины? Действительно ли этот мужчина муж одной из них? Действительно ли они любят именно его, а не того, кто был до войны? Действительно ли он вспомнил что-то или придумал себя заново? Действительно ли то, что каждый из них чувствует – это любовь, а не то, что помогает защититься от патологической скорби?
«Он не делит со мной постель», – скажет Жюли брату воскресшего мужа, тоже прошедшего войну. «На войне все наши мысли только о женщинах, а дома нас будто подменяют, мы неспособны к любви», – ответит он. Эта история не только о том, что любовью можно излечить всё, а прежде всего о том, что только амнезия поможет вернувшимся с войны жить заново. Тут не живые завидуют мёртвым, а выжившие – потерявшим память. «Тебе крупно повезло, что ты забыл этот кошмар», – кульминационная реплика этого фильма.

Мы уже видели несколько историй о ботаниках, которые изменили мир. «Социальная сеть» про создателя Facebook Марка Цукерберна, «Безос» про создателя AMAZON, «Джобс» понятно про кого и др. Теперь вашему вниманию предлагается фильм про создателей BlackBerry – одного из первых смартфонов в мире, который изменил представления о телефоне и общении, и некогда был серьезным конкурентом Iphone.
Дело происходит в середине 90х в Канаде. Два ботана-гения – Майкл Лазаридис и Дуглас Фрегин – придумывают телефон, в котором есть электронная почта. Они одержимы идеей о том, чтобы общение между людьми не зависело от расстояния между ними и пытаются продать свой инновационный проект бизнесмену и филантрому Джиму Балсилли. Джим не сразу верит в их безумную идею, но однажды понимает, что она перспективна, он циничный и беспринципный, и в отличие от своих будущих партнеров – технологических гениев, Джим – гений маркетинга. Они нужны друг другу. Увы, их проект закончится провалом.
Фильм участвовал в основном конкурсе Берлинале-2023, круто снят (будто на старую пленку с зерном, но репортажной камерой – режиссер Мэтт Джонсон раньше снимал мокьюментари), он держит в напряжении, местами превращается в комедию. Это история успеха и история провала. К финалу фильма недавние романтики превращаются в хладнокровных функционеров, бывшие друзья становятся заклятыми врагами. И это, пожалуй, главная тема фильма – трансформация человека под влиянием денег и успеха. Что-то пошло не так.