«Только горе реально»

Премьера Театра им. Ленсовета «Обыкновенная история»

 
Театр им. Ленсовета выпустил под конец прошлого сезона премьеру, которую хочется пересматривать минимум по трем причинам. Во-первых, это режиссерская удача Романа Кочержевского. Из ассистента Юрия Бутусова в новой самостоятельной работе он вырос в мастера. Во-вторых – дуэт Александра Новикова и Фёдора Федотова. И, в-третьих – Петербург: город играет тут своими отражениями в воде и проекциями тёмного времени.    
   

Эта «Обыкновенная история» не вторит роману воспитания из школьной программы: путь молодого человека от идеализма к скептицизму, от поэтической неуспокоенности к прозаической апатии Роман Кочержевский читает не как взросление, а как трансформацию, если не сказать деформацию личности. Новый опыт не помогает «идти вверх», а просто подгоняет к «умению жить» по стандартам, принятым в обществе. Адуев-старший (Александр Новиков) подсказывает Адуеву-младшему (Фёдор Федотов), как «распорядиться своими идеалами», но сет разочарований – в любви и в Петербурге – выбивает из провинциального мальчика вместе с мелодраматичным поведением влюблённость в жизнь.

Дуэт Александра Адуева и Петра Адуева, их диалоги, высвечивает эти «удары судьбы» с двух ракурсов – драматического и иронического. И перевес тут, конечно, на стороне дяди. Котелок, приподнятый белый воротничок, сигара, спокойный взгляд. Юмор, с которым он «разоблачает» чувствительного племянника, убедителен и деликатен. В нокдаун не отправляет. Поддевает слегка, провоцирует – и только. Петр Иванович вообще-то за мягкую силу. Он человек деловой, но не циничный функционер и уж точно не инфернальный тип из бизнес-элиты, как в «Обыкновенной истории» Кирилла Серебренникова. Цинизм в спектакле Гоголь-центра оказывался вездесущим, принимал разные формы, от изящных до уродливых. В премьере Театра им. Ленсовета вездесущим становится ощущение безысходности.

Мрачный, безучастный Петербург представляется «чёрной дырой», куда затягивает всех, идеалистов и скептиков, независимо от возраста и отношений с жизнью. В своих реках и каналах с тёмной водой он топит «души прекрасные порывы», растворяет веру в других и в себя как творческую единицу. На дно уходят не только «вещественные знаки невещественных отношений», а вместе с ними наивные стихи и поэтический настрой – уходит смысл. Сбивается жизненный маршрут: шаг в никуда – и цель потеряна.

С шага в воду – с жеста отчаянья – и начинается спектакль. Он сам как будто смотрится в свое отражение, в водную рябь, непроницаемую и не обещающую ничего, кроме несчастья – отсюда перевернутые уличные фонари, «вниз головой» свисающие с колосников. Гранит серой набережной, узоры кованой ограды, тень Медного всадника. Город встречает 20-летнего провинциала холодно, невозмутимо, смотрит свысока на готовность «во всё влюбляться, всего желать».

Адуев-младший забывает, что приехал сюда за «карьерой и фортуной», амбиции откладывает на потом – и сразу же берется за сердечные дела, с пафосом и пылом рифмуя строчки (что, между прочим, не мешает искать «красивой жизни» и знакомиться с меню ближайших ресторанов, где французских названий – не счесть). Первый роман, такой естественный, такой лёгкий, он начинает с разбегу – и тут же врезается в опытного соперника: необъезженную Наденьку (Диана Милютина) уводит «под уздцы» граф Новинский (Олег Сенченко), дерзкий и уверенный ездок, а Саша, представляя их разгоряченные скачки, сам фыркает и мечется, как спутанная лошадь. Хотя еще вчера «гарцевал» на свиданиях.

История любви, которая начиналась почти как пастораль («припудренная» легкой карикатурностью театральных поз), надолго опускает в депрессию, как в мутную, грязную воду. Она только казалась идеальной. Здесь, в «Обыкновенной истории», вообще многое только кажется – выглядит перспективным, а потом неожиданно для всех оказывается тупиковым.

Не дядя тут «портит» племянника – постановочная команда намеренно сметила акцент с их пикировок на отношения с женщинами. Именно они становятся драйверами истории «грандиозного разрушения» – девушка-ландыш Наденька с мамой-ровесницей, мамой-подругой (Виктория Волохова), роковая, «сгорающая дотла» Юлия Тафаева (Римма Саркисян) и участливая Лиза (Лидия Шевченко) с ангельски добрым лицом. Женские линии выводятся на крупный план – петербургские романы Саши тоже (в книге их несколько, в спектакле – два). Один окрыляет, а потом бросает с высоты, так что разбивается если не эго, то иллюзии относительно себя и своей уникальности. Другой затягивает в воронку страсти. Но оттуда пресытившийся Александр выбирается со словом «Скучно!..» Сбегает.   
   
Расставание с лирикой Саша переживает долго и «навзрыд». Претензии на творческую состоятельность, завышенная самооценка падают до критически низкой отметки. Самоидентификация расплывается – и как бы иронически ни смотрел на «страдания юного Вертера» дядя, для племянника это состояние – метущееся, непонятное, порывистое – настоящая ломка. Останавливает её, снимает боль молодая жена Адуева-старшего, Лиза – кладет руку на голову и уговаривает снова писать. Поэзия как анестезия.  

Дядя не принимает всерьез «безнадёжное горе» Сашеньки. Он уже прошёл все кризисы и «поднялся» до образцовой саморефлексии (племяннику до неё – как до луны). Спокойствие – то, на чем он строит вроде бы идеально сбалансированную жизнь. Его кодекс – сдержанность во всем: от движений до чувств, температуру которых он научился регулировать и делать максимально комфортной. Любовь Адуев-старший считает слабостью, а потому «придерживает» – жена довольствуется только его глубоким умом. Да, они гуляют вместе, кормят птиц, поют в унисон, но в их «семейной идиллии» нет близости, нет волнения – полный штиль. Как бы умиротворенно ни проходили ужины тет-а-тет, незаметно в их отношениях разрастается пустота. Лизу это сводит с ума: идеальный шторм страстей, в который попадает Саша, ей, кажется, просто необходим. Она болеет, как цветок без должного ухода. Обесцвечивается красота, «осыпаются» желания – остается только усталость. И грядка бесплодной земли – Лиза её перекапывает, снова и снова, а всходов нет – цветения не дождаться… Могильная земля. 

Роман Кочержевский ведет по замкнутому треку сначала Адуева-младшего, а потом и Адуева-старшего, познающего и познавшего. В первом действии фиаско терпит племянник, во втором – уже дядя. Оба начинают страдать от эмоциональной «анемии». Оба сталкиваются в итоге с «умиранием чувств» и ничего не могут противопоставить процессу, когда «чернеет, черствеет и рассыпается» сама сердцевина отношений. К полной опустошенности тоже приходят оба, но Саша – коротким маршрутом: «В 29 лет ты сделал меня стариком», – говорит он Петербургу. К финалу очевидно, что это город-некрополь – место захоронения надежд.

«Только горе реально, и оно впереди!» – повторяет молодой Адуев. Это очень симптоматичное сегодня ощущение времени – не только у поколения 20-летних – постановочная команда сделала главным посланием.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Новым председателем СТД РФ может стать Владимир Машков

    Сегодня, 4 декабря, на внеочередном съезде СТД РФ, куда съехались 211 делегатов со всей страны, выбирают нового председателя Союза театральных деятелей.  Александр Калягин выдвинул кандидатуры Андрея Борисова, который сейчас возглавляет МАМТ, Владимира Машкова, худрука Театра Олега Табакова, Кирилла Крока, директора Театра Вахтангова, Валерия Гергиева, а также Александра Лазарева, но артист "Ленкома Марка Захарова" взял самоотвод, так как в скором времени будет назначен главным режиссером одного из столичных театров. ...
  • Прокатная тройка

    На текущей неделе в афишах кинотеатров появилось сразу 14 новых названий. По традиции выбрали для вас три – про любовь и гуманизм. ШОПОГОЛИКИ Новая комедия от создателей суперхитов «1+1» и «Особенные» Оливье Накаша и Эрика Толедано, резко раскритикованная во Франции за насмешку над движением экоактивистов. ...
  • Сокуров опроверг информацию о завершении карьеры

    Александр Сокуров опроверг сообщения СМИ о том, что он вынужден завершить свою карьеру. Кинорежиссер пояснил ТАСС, что эти слова были вырваны из контекста. «Я сказал то, что у меня именно нет возможности работать сейчас в России. ...
  • Главным режиссером МТЮЗа стал Петр Шерешевский

    Петр Шерешевский назначен главным режиссером Московского ТЮЗа. Генриетта Яновская продолжит заниматься художественным руководством театра, возглавляет который с 1987 года.  «На общем сборе труппы художественный руководитель театра Генриетта Яновская объявила, что главным режиссером МТЮЗа назначен Петр Шерешевский. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Новым председателем СТД РФ может стать Владимир Машков

    Сегодня, 4 декабря, на внеочередном съезде СТД РФ, куда съехались 211 делегатов со всей страны, выбирают нового председателя Союза театральных деятелей.  Александр Калягин выдвинул кандидатуры Андрея Борисова, который сейчас возглавляет МАМТ, Владимира Машкова, худрука Театра Олега Табакова, Кирилла Крока, директора Театра Вахтангова, Валерия Гергиева, а также Александра Лазарева, но артист "Ленкома Марка Захарова" взял самоотвод, так как в скором времени будет назначен главным режиссером одного из столичных театров. ...
  • Прокатная тройка

    На текущей неделе в афишах кинотеатров появилось сразу 14 новых названий. По традиции выбрали для вас три – про любовь и гуманизм. ШОПОГОЛИКИ Новая комедия от создателей суперхитов «1+1» и «Особенные» Оливье Накаша и Эрика Толедано, резко раскритикованная во Франции за насмешку над движением экоактивистов. ...
  • Сокуров опроверг информацию о завершении карьеры

    Александр Сокуров опроверг сообщения СМИ о том, что он вынужден завершить свою карьеру. Кинорежиссер пояснил ТАСС, что эти слова были вырваны из контекста. «Я сказал то, что у меня именно нет возможности работать сейчас в России. ...
  • Главным режиссером МТЮЗа стал Петр Шерешевский

    Петр Шерешевский назначен главным режиссером Московского ТЮЗа. Генриетта Яновская продолжит заниматься художественным руководством театра, возглавляет который с 1987 года.  «На общем сборе труппы художественный руководитель театра Генриетта Яновская объявила, что главным режиссером МТЮЗа назначен Петр Шерешевский. ...
Читайте также