Итоги года

«Театрал» рассказывает о самых громких событиях 2011 года

 

Для театрального мира уходящий год оказался очень насыщенным. С размахом отпраздновали 90 –летний юбилей в Театре Вахтангова, после реконструкции открылись сразу несколько столичных сцен, были созданы новые площадки для начинающих режиссеров, в ведущих театрах появилось немало удачных премьер. Тем не менее, запомнился год отнюдь не положительными эмоциями. Вспыхивающие «за занавесом» конфликты подняли целый пласт проблем, которые требуют решения «сверху». Одной из самых животрепещущих тем стала судьба репертуарного театра, разделившая мир искусства на его сторонников и противников. Штормовое предупреждение, которое объявил театр в 2011 году, то и дело рискует вылиться в настоящую бурю.
«Театрал» составил план самых громких событий 2011 года.

Открытие Большого театра

Самым амбициозным событием 2011 года, бесспорно, стало открытие Большого театра. После реконструкции, растянувшейся на шесть лет, обновленный Большой театр принял первых гостей на торжественном гала-концерте. Накануне этого знаменательного события любопытные юзеры обнаружили в Интернете билеты на открытие, причем заявленная стоимость достигала 2 млн. рублей. В народ пошла шутка: «Продам квартиру – куплю билет в Большой». В театре поспешили опровергнуть информацию, объяснив, что гала-концерт – дело эксклюзивное, и вход туда простым смертным заказан. По окончании концерта на исторической сцене произошло ЧП – обрушились декорации, что явилось поводом для скандала. Первая премьера – опера «Руслан и Людмила» в весьма фривольной интерпретации Дмитрия Чернякова также наделала много шума. Но и на этот спектакль было не попасть – перекупщики отдавали билеты на постановки за цену, превышающую реальную в десятки раз. Дирекции театра пришлось изрядно попотеть, чтобы придумать свою схему борьбы со спекулянтами. В период самого подъема Большого ушли премьеры балета. Этот поступок породил неимоверное количество слухов. Их, возможно, подтвердит или опровергнет следующий год.

90-летие Театра имени Вахтангова

Апогеем празднования 90-летнего юбилея Театра имени Вахтангова стала премьера спектакля Римаса Туминаса «Пристань» 13 ноября. Как объясняют создатели спектакля, пристань в данном случае – берег, к которой швартуется театр – корабль. А на его борту – большая и сплоченная общим делом команда артистов легендарного театра. Главные роли в юбилейном спектакле, состоящем из восьми мини - бенефисов, отданы корифеям Вахтанговской сцены. Вячеслав Шалевич выходит на сцену в амплуа Галилео Галилея, Галина Коновалова предстает в образе бывшей артистки императорских театров, Юлия Борисова на вечер становится мультимиллионершей из «Визита старой дамы» Дюрренматта, а Владимир Этуш – старым торговцем мебелью из миллеровской «Цены». Здесь же Ирина Купченко проживает жизнь Филумены Мартурано, Людмила Максакова играет Бабуленьку в «Игроке» по Достоевскому, Юрий Яковлев вместе с Лидией Вележевой «прячутся» в «Темных аллеях» Бунина, а Василий Лановой читает зрителям лирику Пушкина.

Осиротевшая "Таганка" и увольнения худруков

Одним из самых обсуждаемых событий уходящего года стал конфликт в Театре на Таганке. Вырвавшись за пределы родных стен, скандал получил настолько широкую огласку, что образ Юрия Любимова появился даже в творчестве граффитчиков. Противостояние труппы и худрука закончилось уходом последнего. Его пост занял Валерий Золотухин. По схожим сценариям развернулись события еще в двух московских театрах. Так, департамент культуры удовлетворил требования труппы Театра имени Маяковского, сняв с руководящей должности Сергея Арцыбашева. На его место вскоре пришел Миндаугас Карбаускис. В октябре в театре вновь вспыхнул конфликт – молодой режиссер и новый директор Евгения Куриленко не сработались. Московские власти заняли позицию Карбаускиса, заменив Куриленко на Леонида Ошарина. Еще одним театром, пережившим кризис, стал Театр имени Станиславского. Оттуда под давлением труппы пришлось уйти Александру Галибину. Теперь там руководит Валерий Белякович.

Увольнение по политическим соображениям

В конце лета 2011-го года произошел еще один скандал – режиссера Роберта Стуруа уволили с поста художественного руководителя Театра имени Шота Руставели. Официальная причина увольнения – ксенофобские высказывания. Труппа театра выходила на забастовки, а сторонники Стуруа говорили о том, что режиссера на самом деле отстранили от должности из-за смелых реплик в адрес Саакашвили. Российские коллеги воспользовались ситуацией и переманили обладателя огромного количества государственных премий в Москву, а именно в театр Et cetera.

Возвращение Анатолия Васильева в Москву

Назначение на пост главы департамента культуры Сергея Капкова ознаменовалось решением вернуть в столицу режиссера Анатолия Васильева. По договоренности с властями Васильев получит назад отобранное у него помещение, в стенах которого займется воспитанием нового театрального поколения. Весной 2012 года режиссер откроет научно-исследовательский центр «Кафедра лабораторных исследований теории и техник театра». По замыслу Васильева, в школе-лаборатории будут преподавать и учиться как русские, так и европейцы. О желании вернуться к режиссерской деятельности Васильев пока не заявлял.

Политическая сатира в Интернете и на театральных подмостках

Самым успешным проектом этого года стал тандем Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова «Гражданин поэт». Едкие стихи в жанре политической сатиры пришлись по вкусу Интернет-пользователям. Выйдя за границы виртуального пространства, «Гражданин поэт» стал собирать полные залы не только в столичном Театре эстрады, но и на площадках других российских городов. Само же существование «Гражданина поэта» убедительно свидетельствует, что есть еще порох в пороховницах, и русский театр вполне может быть «самым актуальным из искусств». Создатели проекта, однако, сообщают о том, что последним в последний раз «Гражданин поэт» прокомментирует события в стране в день выборов президента РФ.

Актерская гражданская позиция

События в обществе после выборов в Государственную Думу подтолкнули многих театральных деятелей к активному участию в социально-политических мероприятиях, причем обсуждение злободневных вопросов не ограничивалось «терками» в блогосфере – актеры и режиссеры не пренебрегли выходами на митинги протеста. С каждым днем росло число имен тех деятелей сцены, которые выступали за честные выборы, призывая публику и просто небезразличных людей выйти в назначенные дни на митинги. Актеры действовали через видео-хостинги, Интернет-издания. Даже Лия Ахеджакова не остались в стороне – она делилась своими мыслями о митинге и выборах на Интернет-канале «Дождь». А ее коллега по цеху Светлана Немоляева подписала обращение к президенту с просьбой не вводить в столицу дополнительные армейские подразделения накануне митинга на Проспекте Сахарова.

Потери 2011 года

В минувшем году театральный мир потерял целую плеяду актеров. В феврале скончалась единственная народная артистка оперетты – Татьяна Шмыга. Через месяц следующее потрясение – ушла из жизни актриса театра и кино, эстрадная певица Людмила Гурченко. За ней последовало известие о кончине Михаила Козакова. В мае произошел следующий удар – не стало актера Театра имени Маяковского Александра Лазарева. Лето 2011 года унесло жизни Ии Саввиной, Сергея Сазонтьева, Владимира Ушакова, Татьяны Панковой, Павла Винника. Осенью публика прощалась с режиссером Татьяной Лиозновой и актером Львом Борисовым. Смерть голливудской легенды Элизабет Тейлор и самой яркой актрисы послевоенного французского кино Анни Жирардо стала утратой для мировой культуры.

Удачи молодых режиссеров

Интерес к молодому поколению начался еще в прошлом году, но в 2011-ом он не только не уменьшился, но и в большинстве случаев оправдался. Так, в репертуаре «Современника» в начале этого года появился спектакль «СЕРёЖА» молодого режиссера Кирилла Вытоптова. Сейчас он работает еще над одной премьерой. В начале следующего года режиссер представит спектакль «Испытание прекрасным» по произведению Всеволода Бенигсена «ГенАцид». Вслед за Вытоптовым свои силы на сцене «Современника» в этом году попробовал Егор Перегудов. Молодой режиссер получил признание, поставив здесь «Время женщин» - одну из главных театральных премьер этого года.

Реставрация Театра наций

Завершилась многолетняя реконструкция Театра наций. Незадолго до Нового года обновленный особняк, где когда-то располагался популярный Театр Корша, принял первых зрителей. Оформленный Александром Боровским в строгих серых тонах, интерьер театра подсказал цветовую гамму премьерного спектакля «Фрекен Жюли» в постановке известного немецкого режиссера Томаса Остермайера.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «В опасности все и всегда»

    «Театрал» продолжает следить за расследованием дела театрального педагога Александра Березкина, которого уже почти три месяца держат в СИЗО. На днях Мосгорсуд вновь продлил меру пресечения, хотя потерпевшая призналась, что соврала. ...
  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
Читайте также