Средний палец Михаила Угарова

«Газета «Русский инвалид за 18 июля…» в театре «Et Cetera»

 

Михаил Угаров успел поставить немало спектаклей на разных площадках Москвы. Но все помнят его как режиссера прежде всего по дебютному «Облом off» в Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина. Оно и неудивительно: ведь Угарову удалось тогда реанимировать хрестоматийный сюжет Гончарова и создать принципиально нового героя: милого, слегка сумасшедшего ребенка Обломова, которого зрители тут же полюбили и объявили идеалом.
В новой постановке Угаров попытался вернуться к своему удачному дебюту. Он даже позвал на помощь некоторых «обломовцев»: главного героя в «Инвалиде» опять сыграл Владимир Скворцов, исполнитель роли Ильи Ильича, декорации снова придумал художник Андрей Климов, а озвучил спектакль все тот же Пан-квартет, который творил чудеса на балкончике в Центре драматургии и режиссуры.

Сюжетно «Инвалид» тоже во многом пересекается с «Облом off», хотя написан был раньше, в 1992 году. Герой – мелкий литератор Иван Павлович, промышляющий путевыми заметками в газете «Русский инвалид», – два года назад пережил личную драму. Любимая женщина сначала согласилась бежать с ним за границу, но потом вдруг передумала и вернулась к законному супругу. С тех самых пор Иван Павлович не выходит на улицу. Он, как и Обломов, болен, одинок и пребывает в перманентной рефлексии. Правда, в отличие от Ильи Ильича его мало интересует человек и вся обломовская философия цельности. На этот раз Угаров вкладывает в уста Скворцова совсем другие слова: герой долго и как-то чересчур горячо рассуждает о литературе и законах, по которым должно строиться произведение.

«Стильный спектакль, только не понятно, о чем говорят», – пошутил Иван Павлович посреди монолога, видимо подсказывая критикам, как покороче написать о премьере. И действительно, околесица, которую несет герой добрую половину спектакля, раздражает своей бессвязанностью и подробными описаниями пустяков. Угаров-драматург так старался следовать своим литературным лозунгам, что совершенно забыл о зрителе: в нагромождении умных слов, в нарочитой пунктирности сюжета «маленькие трагедии» персонажей запрятаны так глубоко, что нет никакой возможности разделить их переживания.

Чем компенсировать бесстрастность своей пьесы, Угаров-режиссер придумать так и не смог. Он заставил своего героя сидеть к зрителю спиной, разрешил исчезать без объяснений, нарядил его в современный костюм и кричащую красную шапочку (действие происходит в девятнадцатом веке, но Угаров и не обещал быть логичным) и при этом не дал ему говорить о том, что действительно для него важно, – о любви. Главная режиссерская находка, адекватная памфлетному содержанию, – это оскорбительный средний палец, проще говоря fuck, показанный Иваном Павловичем залу в конце спектакля. Видимо, самый веский аргумент Угарова за новые формы.

«Инвалид» неприятно удивляет статичностью и однообразием мизансцен. Он вообще больше напоминает читку пьесы, чем полноценный спектакль. Кажется, Угаров на этот раз сделал все, чтобы зритель не отвлекался от текста. Он даже целиком напечатал пьесу в программке к спектаклю, остроумно оформленной под газету XIX века.

Сделать драматургию более глубокой, а режиссуру более выразительной изо всех сил пытаются калягинские актеры. Но как бы ни был обаятелен Владимир Скворцов, ему здесь откровенно нечего играть. Даже наполненные слезами глаза в финале спектакля не добавляют его персонажу индивидуальности. Иван Павлович вышел бледным, как и планировал драматург, намеренно лишивший нас героя, впечатлений и удовольствия. Мы прочитали первый попавшийся номер газеты «Русский инвалид», который нам подсунул Михаил Угаров. Право же, лучше бы почитали роман.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также